Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

26.03.2012 | Светлана Самойлова

Два президента - два премьера

После избрания Владимира Путина на пост президента, он начал действовать как фактический глава государства, в то время как действующий президент Дмитрий Медведев продолжает действовать в рамках своих нынешних полномочий, но одновременно дает поручения и своему будущему правительству, пока не сформированному.

22 марта президент Дмитрий Медведев провел заседание рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство», посвященное выработке рекомендаций по борьбе с коррупцией. Рабочая группа из известных экспертов подготовила обширный доклад, в котором было 5 разделов: «Сокращение государственного вмешательства в экономику», «Борьба с «большой» коррупцией», «Снижение коррупции при госзакупках», «Снижение бытовой коррупции» и «Формирование эффективных механизмов общественного контроля». Наиболее политически значимой на сегодня является борьба именно с «большой коррупцией». Однако не все озвученные идеи были поддержаны президентом.

Так, идею директора по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергея Алексашенко о создании специального федерального органа по борьбе с коррупцией — бюро по противодействию коррупции, Медведев отверг, почитав, что этим должен заниматься специальный комитет внутри прокуратуры. Не подержал он и предложение вовлекать общество в борьбу с коррупцией, в том числе и через создание системы вознаграждения граждан, информирующих власти о фактах коррупции, заметив, что платить за это надо, когда вина будет доказана в суде. Дмитрий Медведев на это иронично заметил, что поднята «почти библейская тема — можно ли стучать за деньги, хорошо это или плохо и как нужно стучать — громко или потише». В то же время с интересом он отнёсся к идее координатора проекта «РосПила» Константина Калмыкова о предоставлении права общественным объединениям подавать иски в защиту неопределенного круга лиц в рамках закона о госзакупках (впервые во встрече с президентом участвовал представитель структуры Алексея Навального, который остается для Кремля «персоной нон грата»).

Ожидаемо позитивно Медведев воспринял предложение ректора Российской школы экономики Сергея Гуриева по поводу масштабной приватизации и дерегулирования экономики. Правительству к 1 июля поручено составить закрытый (не дополняемый) перечень госкомпаний, которые следует сохранить в госсобственности, — с обоснованием необходимости сохранения. К 1 октября, после обсуждения экспертами «большого правительства», список должен быть утвержден. Не попавшие в него активы должны быть приватизированы, для этого к 1 декабря следует составить «дорожную карту» продажи каждого актива — со сроками, целями и способами приватизации, а также ответственными за поручения лицами, сообщил Гуриев. «Абсолютно это поддерживаю, на 100%, без каких-либо обсуждений», — реагировал Медведев. Президент поддержал то, что было сказано, объяснил его помощник Аркадий Дворкович «Ведомостям»: «[В том числе] определение перечня не подлежащих приватизации [госкомпаний] и приватизацию всего остального в определенный период времени». Фактически Медведев делает поручения самому себе, так как к 1 июля он уже должен стать премьером.

Однако ранее подобные попытки администрации президента Медведева добиться сдвигов в приватизации буксировали на уровне правительства, а вскоре могут завязнуть на уровне нового главы государства. «У [премьера Владимира] Путина настороженный подход к приватизации, и, когда он вступит в должность президента, заблокировать эти инициативы ему не составит труда», - сказал «Ведомостям» чиновник правительства на условиях анонимности.

Премьер-министр также провел 22 марта совещание с действующими членами правительства, посвященное реализации его идей, заложенных в его программные предвыборные статьи февраля-марта 2012 года. В частности, обсуждался чисто правительственный вопрос о распространении в ближайшее время принципов реформы 2011 года денежного довольствия в МВД и вооруженных силах на всех сотрудников «бюджетного» сектора в экономике. Однако известно, что Путин потребовал «действовать осторожнее» в вопросах отмены натуральных льгот: как раз монетизация льгот чиновников недавно обсуждалась Медведевым. Владимир Путин заявил министру финансов Антону Силуанову, что в мае текущего года соответствующие поручения будут продублированы указами и распоряжениями президента с тем, чтобы у нас ничего не выпало из того, что было сказано,— «дорожные карты», как выразился премьер по аналогии с президентом, станут обязывающими документами для будущего премьер-министра.

Таким образом, уже сейчас развернулась борьба за то, какой будет политика будущего правительства Медведева. Действующий президент спешит использовать имеющиеся у него полномочия, чтобы определить важные для него приоритеты работы исполнительной власти (например, касательно приватизации). Путин дает поручения правительству в рамках своего видения приоритетов, а его оговорка о будущих «закрепляющих указах» выглядит предупреждением Медведеву – пересмотреть принимаемые решения сейчас будет непросто.

Обостряется борьба и по основным вопросам госполитики: пенсионной и налоговой реформам – причем она не обязательно проходит по линии «путинцы-медведевцы». Первый зампред ЦБ России Алексей Улюкаев предложил в своей статье в «Ведомостях» ликвидировать Пенсионный фонд и встроить его в бюджетную систему. Категорически против этого высказался ответственный за пенсионную реформу в Минздравсоцразвития Юрий Воронин. Союзником Улюкаева тут являются эксперты, готовящие новую стратегию 2020, в частности Сергей Гуриев, а также Минфин (понятно, что в случае реализации предложений Улюкаева, пенсионные средства перейдут в распоряжение Минфина, в то время Минздравсоцразвития утратит контроль над ликвидируемым Пенсионным фондом). К позиции Воронина, вероятно, склоняется Аркадий Дворкович, который претендует на пост вице-премьера в правительстве Медведева по экономике.

Активизируется спор и по поводу страховых взносов. МЭР предложил снизить размер страховых отчислений до 26%. Улюкаев обосновывает важность возвращения ЕСН. Эксперты, готовящие стратегию 2020, также выступили за возвращение ЕСН и снижение его до 20-22%. Дворкович в середине марта поспорил также на эту тему с Алексеем Кудриным в Twitter. Последний заявил, что для борьбы с дефицитом Пенсионного фонда есть только две альтернативы: его наращивание или повышение налогов. Помощник президента возразил, заявив, что есть «третий путь» - стимулирование роста экономики.Все эти дискуссии накладываются на подготовку нового состава правительства РФ. Медведев заинтересован прийти в кабинет со своей командой, куда помимо Дворковича также входят советник президента Евгений Юрьев (как раз по вопросам социальной политики), пресс-секретарь Наталья Тимакова (по слухам, ее кандидатура обсуждается на пост министра печати), советник Михаил Абызов (он может стать вице-премьером или министром энергетики). По данным «Газеты.ру», Медведев также лоббирует назначением Владислава Суркова главой аппарата правительства, но Путину эта идея не нравится.

Одновременно и Путин заинтересован в сохранении «своих людей» в кабинете Медведева. Однако тут возникает сразу проблема: близкие к Путину и влиятельные фигуры, как и Кудрин, не хотят – а некоторые и не могут - работать «под» Медведевым». По слухам, из правительства могут уйти Игорь Сечин и Дмитрий Козак, у которых непростые отношения с Медведевым. Отставку прочат Андрею Фурсенко, министру образования и науки, а также Виктору Басаргину, министру регионального развития. Вероятно, что стремление Путина сохранить свое влияние в правительстве и Медведева – привести свою команду, априори будет способствовать делению министерств и ведомств, что расширит состав правительства и число министров.

Владимир Путин, вероятно, спешит с принятием кадровых решений. 21 марта со слов пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова стало известно, что «новая структура правительства с персоналиями будет представлена Владимиром Путиным до его инаугурации. Каким образом это будет сделано, пока не решено, но жесткого формата такая презентация и не предусматривает». Также Песков не исключил, что отчет действующего главы правительства 11 апреля не ограничится только подведением итогов 2011 года. Однако практически сразу с опровержением выступила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, которая заявила, что состав нового кабинета станет известен только после назначения премьер-министра, то есть после инаугурации Владимира Путина. Затем газета «МК» опубликовала антимедведевский текст Константина Затулина с призывом ликвидировать пост премьера и сконцентрировать всю власть в руках Путина. Политическая карьера Затулина пошла на спад после его критики в адрес Медведева по ливийскому вопросу – в результате он потерял думский мандат и может сейчас более откровенно транслировать идеи, популярные среди части путинского окружения.

Сейчас развернулась весьма активная конкуренция между Путиным и Медведев за состав и приоритеты госполитики будущего кабинета министров. В течение четырех лет де-факто в России было два президента (формальный и неформальный лидеры). В настоящее время, пока Путин не принял президентскую присягу, Медведев пытается использовать последние недели для укрепления своих позиций. После вступления Путина в должность президента и назначения Медведева премьером ситуация изменится в пользу первого. Однако борьба за влияние на ключевые решения правительства сохранится. Если раньше существовали два центра влияния, один в Кремле, один в правительстве, то после мая эпицентр борьбы перейдет в правительство, а Кремль перейдет в монопольное распоряжение нового президента.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net