Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
10.04.2012 | Роман Ларионов
Илья Яшин: лидер завтрашнего дня
Стремительный рост популярности Ильи Яшина в середине 2000-х сделал его одним из наиболее перспективных представителей плеяды молодых политиков. Сегодня, однако, 28-летний активист частично отошёл в тень своих более опытных коллег по оппозиции, что было вполне закономерно на фоне явно завышенных ожиданий. Либерализация партийного законодательства ставит перед Яшиным новые вызовы: возраст и политический вес пока не позволяют ему быть полностью самостоятельным игроком, поэтому многое будет зависеть от того, сумеет ли он занять достойное место в новой конфигурации оппозиционных сил.
Молодёжный лидер
Илья Яшин родился в 1983 году в Москве. В 2005 году окончил факультет политологии Международного независимого эколого-политологического университета, где защитил дипломную работу на тему «Технологии организации протеста в современной России» под научным руководством известного политолога Сергея Черняховского. Позже на её основе была выпущена брошюра «Уличный протест», вызвавшая немалый интерес в среде оппозиционно настроенной молодёжи. В 2007 году Яшин продолжил обучение в аспирантуре факультета прикладной политологии Высшей школы экономики.
Свою политическую активность Яшин начал проявлять в весьма раннем возрасте, получив партбилет «Яблока» уже в 17 лет. Первым местом реализации политических амбиций молодого активиста закономерно стало «Молодёжное Яблоко» - сеть молодёжных клубов в нескольких городах под эгидой «Яблока», во многом пассивных и декоративных. Уже через год после прихода в партию Яшин возглавил «Московское молодёжное Яблоко», заметно активизировав её деятельность. «Цветные» революции в Украине и Грузии, в которых важную роль сыграли молодёжные движения («Пора» и «Кмара») значительно повысили ценность молодёжного ресурса в глазах партийных руководителей. В мае 2005 года молодёжные отделения «Яблока» в разных городах были объединены в общероссийскую структуру, и Яшин как глава наиболее активного отделения возглавил новую организацию (его преемником в московском отделении стал Иван Большаков, который затем сменит Яшина и на других партийных постах). Также потенциал юного партийца оценили и во «взрослом» «Яблоке»: в 2003 году Яшин был избран в региональный совет Московского отделения партии, а в 2006 году – в Федеральное бюро.
Стремительный рост узнаваемости, политической привлекательности и партийного статуса Яшина во многом является следствием того, что молодой политик сумел наилучшим образом вписаться в сложившийся политический контекст. Увеличение значимости молодёжной политики после «цветных» революций в Украине и Грузии образовало новую, неосвоенную нишу – молодых, активных публичных деятелей оппозиционных взглядов, контрастирующих с их морально «изношенными» возрастными коллегами. Личные качества Яшина и его стратегия поведения позволили ему занять положение наиболее перспективного представителя этой ниши, быстро заполненной целой плеядой молодых активистов, среди которых Мария Гайдар, Роман Доброхотов, Жанна Немцова, Олег Козловский и многие другие.
Активную партийную работу Яшин сочетал с резонансными публичными акциями, носившими, однако, ненасильственный и, в большинстве случаев, вполне законный характер – в отличие от ряда других оппозиционных акций. Так, в ноябре 2006 года Яшин вместе с Марией Гайдар при помощи альпинистского снаряжения повисли над Москвой-рекой и растянули баннер «Верните народу выборы, гады!». В знак протеста против намерения отменить отсрочки в армию для студентов Яшин публично обрился под ноль напротив здания Генштаба России. Помимо этого Яшин регулярно участвовал в одиночных пикетах по разным случаям.
Быстрый подъем молодого активиста по партийной лестнице можно считать пределом возможного, причём не только в силу возраста, но и по причине известной закрытости высшего руководства «Яблока». Поэтому в 2005 году Яшин стал выходить за пределы своей партии, играя на более широком поле молодёжной политики – благо именно в тот период обозначился бурный рост количества молодёжных организаций. Дополнительным фактором, подталкивавшим Яшина к поиску политических альтернатив, стало неудачное выступление «Яблока» на думских выборах 2003 г., ставшее началом внутрипартийного размежевания между сторонниками сохранения идентичности и игры в рамках «правил» Кремля (Явлинский, Митрохин) и приверженцами сотрудничества с внесистемной оппозицией (Яшин, лидер питерского «Яблока» Максим Резник). Глава молодёжного «Яблока» принял участие в создании движения «Оборона», консолидировавшего оппозиционную молодёжь, главным образом из «Яблока» и СПС (другой коллега Яшина Алексей Навальный, также искавший альтернативу в условиях пассивной оппозиционной деятельности «Яблока», принял участие в создании движения «ДА!» во главе с Марией Гайдар).
Первое время «Оборона» была наиболее активной и крупной среди молодёжных организаций либерально-оппозиционного толка, а Илья Яшин, являвшийся наиболее авторитетным её участником, был неформальным лидером «оборонцев» (формально у движения было коллективное руководство). Однако в начале 2006 г. в «Обороне» произошёл раскол – во время перевыборов Координационного совета «неяблочная» часть «Обороны» консолидировалась против Яшина, что привело к непопаданию последнего в новый состав руководства. В результате Яшин и его соратники по «Молодёжному Яблоку» инициировали скандал, обвинив «Оборону» в ориентации на «олигархов» и попытки реставрировать 90-е, и вышли из движения.
Партийный оппозиционер
Деятельность Яшина в этот период отчасти выходила за рамки партийной дисциплины «Яблока». Помимо того, что молодой партиец занимался раскруткой «Обороны» в ущерб популяризации молодёжного крыла собственной партии, он ещё и активно сотрудничал с молодёжными активистами СПС, с которым у «взрослого» «Яблока», как известно, весьма сложные отношения (единый список, выдвинутый на выборах в Мосгордуму, свидетельствует о некотором тактическом сближении, но меняет ситуацию стратегически). Наибольший резонанс получила уже упомянутая акция, устроенная Яшиным совместно с Марией Гайдар. Помимо этого с 2007 года Яшин стал принимать участие в «Маршах несогласных», организованных движением «Другая Россия», что ставило «Яблоко», подчёркнуто дистанцировавшееся от внесистемной оппозиции, в некомфортные условия. Всё это создавало первые ростки напряжения между молодым активистом и руководством партии.
Помимо игры на поле молодёжной политики с неудавшейся попыткой стать признанным лидером либеральной молодёжи, Яшин принял участие в выборах в Мосгордуму, что стало первым серьёзным тестом для молодого политика. На выборах в декабре 2005 года Яшин показал неплохой для «новичка» результат, заняв третье место в Университетском избирательном округе после председателя Мосгордумы, единороса Владимира Платонова и бывшего министра культура, коммуниста Николая Губенко.
Резонансная «уличная» деятельность и участие в региональной избирательной кампании повышали узнаваемость Яшина, что было выгодно «Яблоку», нуждавшемуся в новых «лицах» в преддверии думских выборов-2007. При формировании предвыборного списка партии даже обсуждалось вхождение Яшина в федеральную «тройку». Однако летом 2007 года на фоне «жёсткого» отношений власти к либеральной оппозиции в преддверии электорального цикла Яшин призвал однопартийцев бойкотировать «выборы без выбора», тем самым актуализируя до этого инертный внутрипартийный раскол. Но на съезде «Яблока» в июле 2007 года позиция Яшина оказывается в явном меньшинстве.
Провальное выступление «Яблока» на выборах 2 декабря 2007 года Яшин попытался использовать для смещения руководства партии. 19 декабря внутрипартийный оппозиционер презентовал собственную программу развития «Яблока», первым пунктом которой значилось объединение с другими оппозиционными демократическими силами. На съезде «Яблока» летом 2008 года в ходе выборов нового председателя партии Яшин поддержал кандидатуру Максима Резника, также выступавшего за сближение с внесистемной оппозицией. Однако сторонники «радикальной» стратегии оказались в меньшинстве (Резник получил только 19% голосов делегатов), уступив победу ближайшему сподвижнику Григория Явлинского Сергею Митрохину. После этого Яшин и его соратники потеряли всякий интерес к дальнейшей деятельности в «Яблоке», выбравшего традиционную «срединную» - а потому пассивную - стратегию балансирования между системной и внесистемной оппозицией.
Несмотря на открытую оппозицию Яшина партийному руководству, вопрос о его исключении оставался нерешённым в течение года. Характерно, что в аналогичной ситуации с Навальным, который также обрушился с критикой на партийное руководство «Яблока» после выборов-2007 и потребовал его переизбрания, партийные боссы «церемониться» не стали, быстро исключив «бунтаря». Однако, во-первых, Яшин на тот момент был куда более весомым «кадром», чем Навальный, а во-вторых, сотрудничество с националистами (формальным поводом для исключения Навального стало создание им националистического движения «Народ») было более понятным для «яблочников» поводом, чем сотрудничество с либералами.
Исключение Яшина состоялось в декабре 2008 года после того, как он принял участие в создании движения «Солидарность». В поддержку Яшина высказались многие авторитетные деятели партии (Виктор Шейнис, Алексей Арбатов, Максим Резник, Сергей Ковалёв, Валерий Борщёв), к тому же это спровоцировало волну обвинений руководства «Яблока» в авторитарном стиле управления. Тем не менее, точка «невозврата» в отношениях Яшина и «Яблока» была пройдена, что делало их «развод» неизбежным. Во-первых, участие одного из главных активистов партии в неприемлемом для Кремля политическом проекте могло разорвать отношения «Яблока» с последним по примеру СПС (после участия некоторых его активистов в «Марше несогласных» в ноябре 2007 года), а этого партийное руководство решительно не хотело. Во-вторых, вслед за Яшиным в «Солидарность» стали перетекать и другие «яблочники», что в перспективе могло привести к их полному разрыву с партией. Поэтому руководству «Яблока» было важно уже тогда поставить своих активистов перед выбором между хоть и пассивной, но полноценной партией и новоиспечённым, с неясными перспективами внесистемным движением. Некоторые, как, например, Максим Резник, вышедший впоследствии из «Солидарности», сделали выбор в пользу «Яблока».
Яшин и рутинная работа
За последние 3 года публичная активность Яшина несколько снизилась, что можно объяснить двумя обстоятельствами.
Первое - это завышенные ожидания, которые были связаны с молодым политиком во время резкого «взлёта» его популярности в 2005-2008 годах. Повышенное внимание к молодёжной оппозиционной среде, характерное для этого периода, вскоре сошло на нет, и наступило время для рутинной политической деятельности, в которой резонансные акции, так умело устраиваемые Яшиным, уже не приносили тех же политических дивидендов, что и прежде. Яшин не сумел в полной мере приспособиться к изменившимся условиям, хотя и пытался скорректировать свои действия в сторону других форм публичной активности. Так, Яшин выдвигал свою кандидатуру на выборах в Мосгордуму в 2009 году, однако она была снята вместе со всеми другими представителями «Солидарности». А весной 2010 года Яшин возглавил предвыборный штаб Бориса Немцова на выборах мэра Сочи, ставших сравнительно успешными для него (Немцов занял второе место, набрав 13,6% голосов). Участие в избирательном процессе политик чередовал с поиском новых форм резонансных акций для поддержаний интереса СМИ к своей персоне. Например, летом 2010 года он направил запрос Генпрокурору Юрию Чайке, в котором просил проверить законность выделения средств госбюджета на летний лагерь «Селигер», организуемый движением «Наши». Тем не менее, в «Солидарности» Яшин оказался лишь на вторых ролях.
Второе обстоятельство связано с тем, что «Солидарность» была не вполне удобным для Яшина форматом дальнейшего политического существования. В руководстве «Солидарности» Яшин ушёл в тень своих более опытных и статусных коллег – Немцова и Каспарова. К тому же, в отличие от последних, возглавлявших две наиболее крупные составные части нового оппозиционного движения (бывшие члены СПС, не согласившиеся на участие партии в проекте «Правое дело», и движение ОГФ), у Яшина подобного ресурса не было, так как организовать массовый переток «яблочников» в «Солидарность» ему не удалось. В то же время Яшин не сумел в полной мере занять новую нишу, появившуюся в связи с запросом на новых лиц, который испытывает «Солидарность» в условиях морального «износа» традиционных лидеров (Немцова и Каспарова). Наиболее ярким представителем нового поколения либералов стал Владимир Милов, сумевший позднее консолидировать вокруг себя группу поддержки (Сергей Жаворонков, Игорь Драндин) и впоследствии уйти в «свободное плавание», выдвигая уже не столько либеральные, сколько консервативные лозунги.
Тот факт, что в новой конфигурации оппозиционных сил Яшин существенно уступал в политическом весе многим своим коллегам, вынуждал политика встраиваться в уже сформировавшиеся «клиентелы», что привело к сближению Яшина с Борисом Немцовым. В связи с этим Яшин не играл самостоятельной роли в идеологических и политических размежеваниях в рамках сначала «Солидарности», а затем ПАРНАСа, следуя в фарватере своего политического патрона.
Во время массовых протестных акций декабря-февраля Яшин был одним из главных активистов – подобные периоды благоприятствуют проявлению тех качеств, которые некогда способствовали выдвижению Яшина в число лидеров молодёжной политики. Уже на первом митинге, организованном «Солидарностью» 5 декабря, Яшин вместе со своим бывшим соратником по «Яблоку» Алексеем Навальным устроили несанкционированное шествие до Лубянки, за что были задержаны полицией и приговорены к 15 суткам административного ареста (что не понравилось некоторым его коллегам, в частности Немцову, о чём свидетельствуют утечки его телефонных разговоров). Впоследствии Яшин также был активен – выступал на митингах, устраивал индивидуальные акции, вроде растяжки плаката «Путин, уходи» напротив Кремля. Всё это способствовало возвращению имени Яшина в число наиболее популярных деятелей оппозиции, однако сможет ли он и дальше поддерживать интерес к себе в условиях спада «уличной» политики – большой вопрос и ключевой вызов для молодого политика.
На данный момент Яшин остаётся на вторых ролях в «Солидарности» и ПАРНАСе под патронажем Бориса Немцова, но вместе с тем сохраняет значительную степень автономии. Очевидно, что молодой политик пока не готов к созданию собственной партии, однако мог бы стать перспективным «вторым номером» в одной из тех оппозиционных партий, которые, вероятно, появятся в связи с изменением партийного законодательства. На стороне Яшина – высокая узнаваемость (причём не только в России, но и за рубежом – Яшина часто приглашают на различные мероприятия в Брюссель и США), имидж представителя нового поколения либералов, а также значительный опыт публичной активности, который 28-летний политик уже успел накопить. Слабыми местами Яшина пока являются его всё ещё юный по меркам «большой» политики возраст и довольно скудная база поддержки из числа оппозиционных активистов. Однако и тот, и другой пробелы с течением времени будет нетрудно восполнить.
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.