Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

11.04.2012 | Александр Ивахник

Кому советуют эксперты «открытого правительства»?

10 апреля президент Медведев провел третье за месяц заседание рабочей группы по формированию «открытого правительства». Первые два были посвящены вопросам подготовки кадров для государственной службы и противодействия коррупции. Вчера обсуждались темы развития конкуренции и предпринимательства, создания благоприятного инвестиционного климата. Таким образом, на рабочей группе рассматриваются проблемы, действительно ключевые для современного состояния и перспектив развития России. Причем к анализу этих проблем и формулированию предложений по их решению привлечены лучшие российские специалисты, авторитетные эксперты и практики. Вопрос в том, имеют ли основательно разработанные и системно представленные рекомендации реальные шансы на реализацию?

Уже в первом докладе на заседании президент объединенной биржи ММВБ-РТС Рубен Аганбегян привлек внимание к тому, что усилению роли конкуренции в российской экономике препятствует продолжающаяся экономическая экспансия государства и рост его регулирующего воздействия. Он привел данные о том, что в 10 крупнейших российских компаниях по капитализации 62% собственности контролируется государством, а в топ-20 – 54%, и это без учета непубличных компаний вроде РЖД. Аганбегян призвал к существенному снижению доли государства в экономике путем решительной приватизации.

Дмитрий Медведев в этой связи отметил, что важные решения о приватизации принимаются, а потом они куда-то уходят. «Уходят понятно куда, – пояснил президент, – потому что решения принимаются, а потом на уровень руководства страны устремляется поток лоббистов, одержимых разными, кстати, устремлениями: кто-то абсолютно искренен в том, что не надо ничего приватизировать, кто-то считает, может быть, что не время ещё. Но факт такой, что в результате этого правильное, по сути, решение о приватизации размывается по соображениям нецелесообразности». Поэтому правительству, подчеркнул Медведев, «нужно набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме, как утвердили по пунктам, так и провести. Если правительство этого не сделает, это означает, что приватизации не будет». Так уходящий президент прокомментировал неудачу заявленной им широкой программы приватизации на 2011-2013 годы, которая натолкнулась на противодействие курирующего ТЭК вице-премьера Игоря Сечина и до сих пор не подписана премьер-министром Владимиром Путиным. Похоже, у Медведева нет уверенности, что эту программу удастся реализовать и после того, как он возглавит правительство.

Впрочем, уходящий президент поддержал многие менее радикальные рекомендациями экспертов по стимулированию конкуренции, которые он, видимо, считает более реалистичными. Так, Медведев солидаризировался с предложениями, содержавшимися в докладе гендиректора компании «Композит» Леонида Меламеда. Речь идет о введении запрета на увеличение доли госкомпаний за счет приобретения активов. Необходимость этого обусловлена тем, что, по словам Меламеда, госкомпании, которые не могут у себя завести эффективные бизнесы, начинают скупать с рынка частные активы, при этом оказывая давление и используя и административный ресурс, и силовые ведомства. Во-вторых, предложено организовать продажу непрофильных активов госкомпаний. В-третьих, в сжатые сроки, в течение года-полутора, преобразовать в публичные компании либо казенные общества нынешние ГУПы и МУПы, форма собственности которых, по сути, не является государственной, «это собственность директоров этих компаний». Наконец, в-четвертых, поэтапно довести до 100% к 2015 году долю независимых директоров в госкомпаниях, которые не войдут в программу приватизации. По поводу последнего пункта Медведев заметил: «Я сделал первый шаг, и то он проходил с нервами, но, тем не менее, он прошел. Министры у нас в советах директоров больше не заседают, помощники президента не заседают, но остались замминистра».

Различия в позициях экспертов и президента возникли по поводу идеи создать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Презентуя идею, ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев отметил, что уполномоченный по правам предпринимателей должен быть независимым от правительства чиновником с компактным аппаратом. Он должен утверждается президентом по представлению будущего совета по конкуренции, должен регулярно встречаться с бизнесом и президентом, предоставлять ежеквартальный доклад на заседании правительства. Кроме того, уполномоченный будет иметь право приостанавливать неэффективные и необоснованные меры регулирующего воздействия государства на 45 дней и, если регулирующий орган не сможет обосновать целесообразность этой меры, отменять ее.

С точки зрения президента, у независимого уполномоченного не хватит компетенции для того, чтобы приостанавливать и отменять решения исполнительных органов. Он предложил альтернативную идею – создать фигуру отдельного специального прокурора, который должен выступать в защиту предпринимателей, поскольку прокуратура уже всеми этими полномочиями наделена. «У нас есть прокуратуры разные, есть специализированные прокуратуры. Может быть, создать специальное подразделение, которое будет заниматься защитой прав предпринимателей? Тем самым, кстати, изменить и мышление людей, которые работают в правоохранительных органах, это тоже очень важно», – заметил Медведев. Впрочем, среди экспертов это предложение энтузиазма не вызвало, они отмечали невозможность преодолеть глубоко укоренившееся в сознании прокурорских работников недоверие к бизнесу.

Как и следовало ожидать, большое место на заседании заняла тема правовой незащищенности предпринимателей, очевидного и целенаправленного прессинга по отношению к ним со стороны правоохранительных органов. Уже в первом докладе Рубен Аганбегян привел статистику, согласно которой за последние десять лет каждый шестой предприниматель тем или иным образом был подвергнут уголовному преследованию. Президент усомнился в этих данных, но добавил: «Если это правда, то это катастрофа, потому что в этом случае предпринимательский климат у нас завязан на деятельность уголовной системы. Речь идет о цифрах, которые подрывают веру в наличие здорового предпринимательского климата в стране». Впрочем, сам Медведев сообщил, что по экономическим составам преступлений порядка 120 тыс. человек в России сейчас реально отбывают наказание.

Однако выступивший с докладом на тему правовой незащищенности бизнеса вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров привел еще более красноречивые данные, почерпнутые из официальной статистики: за последние 10 лет в стране было осуждено 3 млн. предпринимателей (их общее количество в России составляет сейчас 7,5 млн.). В пакет предложений, внесенный Назаровым, входит дальнейшая либерализация уголовного законодательства. В частности, предлагается детализировать ст. 159 УК РФ «Мошенничество», по которой в год осуждают 30 тыс. граждан, и внести поправку в УПК, запрещающую возбуждение уголовного дела по "экономическим" статьям без заявления потерпевшего. Кроме того, Назаров предложил объявить амнистию по экономическим статьям, чтобы дать обществу «сигнал о том, что в России неопасно заниматься бизнесом».

Президент реагировал на эти предложения осторожно, заметив, что они нуждаются в дальнейшей проработке. Касательно амнистии он сказал: «Амнистия – вещь вполне возможная, в народе не популярная, по понятным причинам, потому что все вспоминают «холодное лето» 1953 года и еще что-нибудь подобное, но, в принципе, как сигнал, это можно было бы продумать, при этом мы должны апеллировать к Государственной Думе, потому что амнистию объявляет парламент, а не президент». По окончании заседания помощник президента Аркадий Дворкович довольно неопределенно заявил журналистам, что после поручения президента диалог в Госдуме по вопросу об амнистии «будет активизирован, возможно, будет найдено решение, которое устроит большинство в Госдуме». Однако в администрации президента не подтвердили факт проработки амнистии, а в самой Госдуме подобного проекта тоже нет.

Таким образом, уходящий президент уделяет в последнее время много внимания экспертной проработке программы деятельности будущего правительства, которое собирается возглавить. Вместе с тем нельзя не заметить, что Медведев избегает формулировать собственную четкую позицию по наиболее далеко идущим предложениям привлеченных им экспертов. Впрочем, главное даже не в этом. Сейчас одобряемые предложения оформляются в виде поручений президента правительству, и ответственным за их реализацию называется Владимир Путин. Выглядит это довольно странно, хотя на самом деле, возможно, в этом как раз заложен глубинный смысл. В конечном итоге принципиально решать, что из рекомендаций экспертов «открытого правительства», как и других экспертных групп, будет воплощаться в жизнь, предстоит именно президенту Путину.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net