Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.05.2012
Белгородская область
Выборы губернатора Белгородской области носили практически безальтернативный характер и прошли при самой высокой явке для пяти губернаторских кампаний 14 октября 2012 г. в 59,48% избирателей. Еще до начала кампании часть экспертов предполагала, что в Белгородской области будет проведено назначение губернатора по старой схеме, однако, в таком случае Евгений Савченко мог быть не назначен, потому что занимает свой пост уже 4 срока подряд. По истечении срока Савченко был назначен президентом и.о. губернатора по новому законодательству, что уже в начале губернаторской кампании свидетельствовало о поддержке центра. Савченко имеет богатый и успешный электоральный опыт, под его управлением область демонстрирует благоприятную динамику социально-экономических показателей, также ему удается сохранять электоральную управляемость региона на высоком уровне. Праймериз носили сугубо формальный характер.
Длительная несменяемость губернатора, использующего жесткий стиль управления, привела к тому, что в регионе у Савченко нет сильных конкурентов, что демонстрировал список претендентов на губернаторский пост.
Потенциально наиболее сильный конкурент для Савченко в лице КПРФ, пользующейся довольно высокой поддержкой избирателей в регионе, участвовать в выборах не стал. Это решение сняло, пожалуй, единственную интригу выборов. Региональное отделение КПРФ отказалось принять участие в губернаторских выборах, мотивировав свой отказ сложностями при преодолении муниципального фильтра. Свою роль сыграло и отсутствие у КПРФ сильного кандидата. По всей видимости, коммунисты хотят также избежать столкновения с губернаторской административной машиной, как это случалось во время прежних кампаний, когда КПРФ выдвигала против Савченко сильных кандидатов Бесхмельницына и Алтухова.
Региональное отделение партии «Справедливая Россия», как и КПРФ, отказалось от участия в выборах. Причиной отказа, по заявлению местного партийного руководства, стало отсутствие сильного кандидата, способного сохранить или продолжить начинания действующего губернатора и его команды. В принципе такой исход был предсказуем, прежде всего по причине лояльности местных эсеров Савченко. Первоначально экспертами рассматривалось выдвижение главы координационного совета партии Леонида Новикова в роли технического кандидата. Однако, вероятно, было решено не допустить участия претендентов, которые хоть как-то в публичном пространстве ассоциируются с оппозицией.
Региональное отделение ЛДПР долго не могло определиться с кандидатом. В числе потенциальных претендентов назывались член высшего координационного совета ЛДПР Ирина Горькова, депутат ГД 6 созыва Наталья Губарева и депутат областной думы Николай Гаврилов. В итоге претендентом стала Ирина Горькова, которая была поддержана высшим партийным советом и Владимиром Жириновским. Горькова, по мнению экспертов, являлась согласованным техническим кандидатом, призванным показать наличие альтернативы на предстоящих выборах. У партии уже есть известный опыт противостояния Савченко на губернаторских выборах 1999 года, в которых участвовал Жириновский. Но сейчас ЛДПР не собиралась реально конкурировать с Савченко. Кандидатура Горьковой частично привлекала протестный электорат, однако, учитывая невысокую популярность партии в регионе, не могла лишить Савченко убедительной победы. Своей целью на выборах Горькова называла выход во второй тур.
Еще одного формального претендента на выборах выдвинуло региональное отделение партии «Патриоты России», которым стал лидер регионального отделения Александр Запрягайло. Он лоялен действующему губернатору, поэтому тоже стал по сути техническим кандидатом. По заявлению начальника штаба Валерия Саварина, при сборе подписей проблем не возникло, что странно в условиях отсутствия муниципальных депутатов у партии. Официально это было объяснено широким кругом знакомств, а не содействием административного ресурса. В отсутствие кандидата КПРФ формально именно кандидат «Патриотов России» занимал нишу на левом фланге, но при этом он, как уже сказано, полностью лоялен властям.
Аналогичное технологическое решение было принято и в отношении либерального фланга, где формально тоже был свой кандидат. Своего претендента на губернаторский пост выдвинула партия «Правое дело», которым стал Александр Кушнарев, руководитель регионального отделения партии. Кушнарев сохранил свой пост после ухода Михаила Прохорова из партии, т.к. поддержал его оппонентов. В регионе кандидатура Кушнарева не ассоциируется с реальной оппозицией. В самом начале предвыборной кампании партия заявляла о возможности отказа от участия в губернаторских выборах по причине недостаточности финансирования, но, по всей вероятности, ей была оказана поддержка властей. При ограниченности финансовых ресурсов и отсутствии муниципальных депутатов, Кушнареву удалось собрать необходимое количество подписей муниципальных депутатов. Успех при сборе подписей, скорее всего, был обеспечен с помощью административного ресурса в обмен на лояльность. Сам Кушнарев объясняет успех при сборе подписей своим членством в президиуме областного совета ветеранов, что позволило ему рассчитывать на поддержку военных и ветеранов.
Представленные претенденты, по собственным заявлениям, не рассчитывали на высокие результаты или победу, а, скорее, преследовали свои технические цели, как например, увеличение узнаваемости партии.
Избирательная кампания Белгородской области прошла спокойно. Результаты прошедших выборов подтвердили отсутствие реальных конкурентов у Савченко. Потенциально конкуренцию Савченко могли составить претенденты от КПРФ и «Справедливой России», остальные кандидаты не обладали необходимыми ресурсами. Усилиями властей была создана ситуация имитационной конкуренции, в которой из парламентских партий задействована ЛДПР, а левый и либеральный фланги формально представлены «Патриотами России» и «Правым делом». Савченко уверено победил в первом туре с большим отрывом от других кандидатов.
В соответствии с «Избирательным кодексом Белгородской области» право выдвижения кандидатов на должность губернатора области имеют только политические партии. Также в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных глав муниципальных образований, составляющие 5% от общего числа указанных депутатов и глав муниципальных образований.
Предварительные итоги голосования
Кандидаты | Абсолютное число голосов | Проценты |
|
Савченко Евгений Степанович | 554337 | 77,64% |
|
Горькова Ирина Петровна | 88753 | 12,43% |
|
Запрягайло Александр Митрофанович | 29390 | 4,12% |
|
Кушнарёв Александр Ильич | 25677 | 3,60% |
|
Савченко Евгений Степанович Дата рождения: 8.04.1950 г. 62 года на момент выборов | Срок полномочий: 18 декабря 1993 г. – июнь 2012 г. 19 лет непрерывного пребывания у власти на момент выборов. |
||
Удовлетворенность населения (данные Минрегиона): § деятельность органов исполнительной власти: 2011 г. – 60,23% (▼); 2010 г. – 63,6%; 2009 г. – 59,5%; 2008 г. – 69,4%; 2007 г. - 67,6%. § здравоохранение: 2011 г. – 40,8% (▼); 2010 г. – 41,8 %; 2009 г. – 40,8%; 2008 г. - 42,8%; 2007 г. – 38,6 %. § образование: 2011 г. – 67,57% (▼); 2010 г. – 75,1%; 2009 г. – 72%; 2008 г. – 67%; 2007 г. – 74%. § ЖКХ: 2011 г. – 33,3% (▼); 2010 г. – 41,9%; 2009 г. – 31,6%; 2008 г. – 31,4%; 2007 г. - 31,4%. § обеспечение безопасности: 2011 г. – 42,3% (▼); 2010 г. – 52,6%; 2009 г. – 49,6%; 2008 г. – 47,4%. | Электоральный опыт: I. Мажоритарная система Выборы губернатора Белгородской области 2003 (61,16%; избран). Выборы губернатора Белгородской области 1999 (53,46%; избран). Выборы губернатора Белгородской области 1995 (55,54%; избран). II. Пропорциональная система Выборы депутатов ГД 2011 г. по списку ЕР в Белгородской региональной группе №34 (избран; отказался от мандата). Выборы депутатов ГД 2007 по списку ЕР в Белгородской региональной группе №33 (избран; отказался от мандата). Выборы депутатов ГД 2003 в едином избирательном округе по списку ЕР (избран; отказался от мандата). |
||
§ Одиннадцатый рейтинг политической выживаемости губернаторов, октябрь 2012 (Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг»): оценка – 5 (по пятибалльной шкале). § Индекс избираемости глав субъектов РФ, сентябрь 2012 (Политическая экспертная группа и журнал «Политические технологии»): (А, избрание гарантировано). § Рейтинг влияния глав субъектов РФ в сентябре 2012 г. (Агентство политических и экономических коммуникаций): место – 11 (очень сильное влияние), средний балл – 5,80 (из 10). § «Кремлевский рейтинг» губернаторов, май 2012 (Фонд изучения электоральных процессов и электоральной политики и газета «Неделя»): оценка «4+» (по пятибалльной шкале). | Лояльность избирателей региона: федеральные выборы: ЕР - 51,62% (2011 г.); региональные выборы: ЕР – 66,2 (2010 г.) |
||
ЛДПР Результат ЛДПР на выборах депутатов ГД 6 созыва – 9,65%. Результат ЛДПР на выборах Белгородскую областную Думу 5 созыва - 7,25%. Нехватка подписей для преодоления муниципального фильтра (-4,97%; около 144 депутатов). Преодоление муниципального фильтра без поддержки властей невозможно. | Горькова Ирина Петровна 18.09.1959; 53 года на момент выборов. Член координационного совета ЛДПР. Ранее: глава администрации села Луневское Солнечногорского района Московской области. 2008 – 2010 гг. – куратор ярославского отделения ЛДПР. 2010 - 2011 г. – куратор липецкого отделения ЛДПР. 2012 г. – куратор белгородского отделения ЛДПР. Выборы главы Ленинского района Московской области 2010 (21,01%; 2 место; не избрана). Выборы депутатов ГД 2007 по списку ЛДПР в Московской региональной группе №44 (избрана). |
«Патриоты России» Результат ПР на выборах депутатов ГД 6 созыва – 1,03%. Результат ПР на выборах Белгородскую областную Думу 5 созыва - 1,15%. Нехватка подписей для преодоления муниципального фильтра (-5%; около 148 депутатов). Преодоление муниципального фильтра без поддержки властей невозможно. | Запрягайло Александр Митрофанович 21.02.1951; 61 год на момент выборов. Руководитель белгородского регионального отделения партии «Патриоты России». 1996-2002 гг. – военная служба в пограничных войсках ФСБ РФ. 2002-2004 гг. – начальник службы безопасности Белгородского механического завода. 2004-2005 гг. - старший инструктор РОСТО ДОСААФ. Выборы депутатов ГД 2011 по списку партии «Патриоты России» в Белгородской региональной группе №34 (не избран). Выборы депутатов Белгородской областной Думы 2010 по списку партии «Патриоты России» (не избран). |
«Правое дело» Результат ПД на выборах депутатов ГД 6 созыва – 0,44%. На выборах депутатов Белгородской областной Думы партия не участвовала. Нехватка подписей для преодоления муниципального фильтра (-5%; около 148 депутатов). Преодоление муниципального фильтра без поддержки властей невозможно. | Кушнарев Александр Ильич 27.04.1951; 61 год на момент выборов. Председатель регионального партии «Правое дело» в Белгородской области; генеральный директор ООО «Фрегат»; заместитель председателя областного совета «Союза офицеров» Белгородской области. Ранее: 1994 г. - руководитель ООО «Акпарс». 2000 г.- руководитель ООО «Снежный барс». Декабрь 2005 г. - ноябрь 2008 г. - председатель политического совета регионального отделения партии «Гражданская сила». |
Праймериз «Единой России»
Савченко Евгений Степанович Губернатор Белгородской области | 92,65% (2484 голосов) |
Шишкин Павел Евгеньевич Глава Старооскольского городского округа с 2008 года (результат на выборах - 44,61%). | 30,25% (811 голосов) |
Алейник Станислав Николаевич Глава Шебекинского района; заместитель генерального директора компании ОАО «Росагролизинг», бывший заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации. | 25,3% (671 человек) |
Игнатова Ирина Борисовна Ректор Белгородского института культуры и искусств. | 16% |
Минькин Виталий Александрович Генеральный директор ОАО «Шебекинский машиностроительный завод». | 16% |
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.