Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.06.2012 | Александр Ивахник
Партия невиданного типа
Вчера миллиардер и начинающий политик Михаил Прохоров сказал новое слово в политической науке и практике. Он объявил о том, что создает партию численностью 500 человек, которая не будет иметь ни идеологии, ни лидеров, а ее единственной функцией станет предоставление площадки на выборах в регионах «лидерам гражданского общества». При этом сам Прохоров вступать в партию не собирается.
За короткий срок после президентской избирательной кампании, когда кандидат-самовыдвиженец Прохоров сообщил о намерении сформировать новую партию, его представления на этот счет уже прошли через ряд метаморфоз. Изначально он заявил, что создаст «независимую правую партию», которая будет «многомиллионной, народной - куда больше партии власти». Неожиданно высокий результат Прохорова на президентских выборах – третье место с 8% голосов – породил повышенные ожидания относительно перспектив будущей партии. Проведенный в середине марта опрос Левада-центра показал, что эту партию готовы поддержать на федеральных выборах 18% избирателей страны. В марте-апреле начались и практические действия по формированию партии: был создан оргкомитет, проводилось интернет-голосование относительно названия партии, на сайте Прохорова была организована запись в партию потенциальных членов и за короткое время свои заявки отправили более 90 тыс. желающих. В регионах началось стихийное формирование инициативных групп, был объявлен конкурс для отбора лидеров местных отделений партии. 4 апреля Прохоров заявил, что одновременно с партией он будет «создавать вокруг нее широкую гражданскую платформу», которая могла бы привлечь тех, кто не готов вступать в политические партии, но готов объединиться для выработки общих требований и запросов к власти. Что касается непосредственно партии, то это, по словам Прохорова, будет партия «открытого типа», без привычной иерархии и вождизма. Все руководящие должности, включая посты региональных лидеров, будут замещаться путем праймериз и открытых выборов. Партия создаст также свой мозговой центр – партийный институт и партийную школу, так как «умная политика нуждается в качественной экспертизе и в лидерах, выросших из опытных активистов».
Однако к концу апреля концепция резко изменилась. Михаил Прохоров сделал несколько заявлений о том, что он не будет торопиться с созданием своей партии, а, возможно, и вовсе ограничится на первых порах формированием общественного движения. Помощники политика-миллиардера объясняли такую позицию тем, что его сторонники на местах не хотят объединяться на политической платформе, а предпочитают некое общественное гражданское движение. Так или иначе, но после этого потенциал Прохорова как перспективного национального политика в глазах общественного мнения стал быстро снижаться. И вот теперь новый поворот. Михаил Прохоров созвал пресс-конференцию, на которой объявил, что он все-таки создает партию, причем немедленно. Но партию очень странного, невиданного в мировой практике типа. Партия будет называться «Гражданская платформа». В нее войдут всего 500 человек – минимум, предусматриваемый новым законом о партиях. Это будут преимущественно профессиональные юристы, которых делегируют региональные лидеры гражданского общества, проявившие себя в ходе президентской кампании Прохорова и разделяющие ценности его предвыборной программы. Впрочем, инициатор создания «Гражданской платформы» усиленно подчеркивал, что партия не будет идеологична – она не будет «ни правой, ни левой», поскольку в постиндустриальном мире «пора перестать делить общество на наших и ненаших».
«Единственная цель этой политической партии, – заявил Михаил Прохоров, – держать лицензию, чтобы позволить лидерам гражданского общества идти на выборы». Другими словами, партия будет выполнять техническую функцию – «давать входной билет активным беспартийным гражданам». О том, каких лидеров он имеет в виду, очевидно, должно было продемонстрировать присутствие на пресс-конференции главы фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана и независимых мэров Ярославля и Тольятти Евгения Урлашова и Сергея Андреева. По словам Прохорова, «Гражданская платформа» видит своей приоритетной задачей участие в муниципальных выборах в городах «500 000 плюс», т.е. в 14 городах-миллионниках и 23 городах, где население превышает полмиллиона человек. «Именно там проживают наиболее деятельные люди, каркас России», – заявил основатель партии и заверил, что, выполнив все регистрационные формальности, партия будет готова уже к осенним региональным выборам.
При этом Михаил Прохоров заявил, что ни он сам, ни его ближайшие сподвижники вступать в создаваемую партию не собираются. Что касается аппарата и даже исполкома партии, то они, по замыслу политика-миллиардера, останутся неизвестны широкой публике. Такой «новаторский» принцип партстроительства он сравнил с социальными сетями в Интернете, где все знают владельца сети, но никто не знает администраторов, а между тем они позволяют миллионам людей держать друг с другом связь. Развивая эту мысль, Прохоров отметил, что сейчас во всем мире в обществе все активнее используются «горизонтальные системы информации», а партии, построенные вертикально, перестали выполнять роль посредника между властью и гражданами. В результате «политические партии всех стран в их нынешней конструкции себя изжили».
Затронув вопрос об уличных протестах гражданской оппозиции, Михаил Прохоров заявил: «Что касается участия в протестах, я в них участия лично принимать не буду, потому что я не вижу позитивной повестки. Когда мы сформируем свою повестку или ее сформирует кто-то другой, мы готовы позитивную повестку поддержать. Мы против революций, мы за эволюционное, быстрое развитие в рамках действующего закона. У гражданского общества есть возможности влиять на власть и заставлять ее меняться».
Прошедшая вчера пресс-конференция с изложением контуров нового партийного проекта оставляет больше вопросов, чем ответов. Из слов Прохорова можно сделать вывод, что 500 членов-юристов будущей «Гражданской платформы» будут выполнять оплачиваемые услуги, т.е. это будет партия, целиком состоящая из штатного аппарата. Вообще, непонятно, как будет производиться отбор желающих вступить в партию, на каком основании будут отказывать тем, кто не является юристом, в частности, тем 90 тысячам человек, которые ранее заявили о своем желании присоединиться к партии Прохорова. Вообще при численности в 500 человек партия просто не может быть жизнеспособной в масштабах страны. Еще можно представить себе работу такой партии на мэрских выборах, выдвижение и поддержку известных местных общественных деятелей, не входящих ни в одну из партий. Хотя и здесь нужно учитывать, что тот же самовыдвиженец Евгений Урлашов пользовался на выборах мэра Ярославля активной поддержкой всех оппозиционных партий, чего может не быть в случае выдвижения от одной из них, тем более от партии миллиардера. Что касается губернаторских выборов, то здесь кандидату от партии, имеющей в регионе около десятка членов, преодолеть муниципальный фильтр в виде подписей 10% местных депутатов без наличия договоренностей с партией власти крайне затруднительно. Наконец, на выборах в региональные заксобрания у такой партии вообще нет никаких шансов добиться успеха.
Такое ощущение, что Михаил Прохоров, ввиду отдаленности федеральных выборов, а также во избежание возможных острых конфликтов с властью, создавать полномасштабную (и соответственно дорогостоящую) оппозиционную партию просто не хочет. Но и ставить крест на своем политическом будущем ему тоже не с руки. Вот и создается такая компактная штабная структура, которая позволит время от времени напоминать о себе в политическом пространстве. Если же политическая ситуация в стране резко качнется в благоприятную для оппозиционных политиков сторону, то концепция партстроительства может еще раз с легкостью измениться. Ведь Михаила Прохорова можно упрекать в разных вещах, но точно не в догматизме.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.