Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.06.2012 | Александр Ивахник
По пути конфронтации
Принятие Госдумой после изнурительного 12-часового заседания антимитингового закона и его поспешное одобрение Советом Федерации расставляют все точки над «i» в сегодняшней внутриполитической линии власти и в то же время позволяют спрогнозировать некоторые тенденции развития общественно-политической жизни на ближайшее будущее. Стало окончательно ясно, что столкновения между митингующими и полицией во время «Марша миллионов» 6 мая были лишь поводом для проведения нового драконовского закона, а его подлинной причиной стал иррациональный страх власти перед уличной протестной активностью. Страх, коренящийся, судя по всему, в сомнениях в собственной легитимности.
Этот страх заставил буквально через колено продавливать новый закон через Госдуму с тем, чтобы он вступил в действие до намеченных на 12 июня новых массовых акций оппозиции. Тем самым, даже призрачные перспективы диалога между властью и политизированным гражданским обществом, связанные с реализацией начавшейся политической реформы, отодвигаются в неопределенное будущее.
Существующий закон о митингах, если подходить непредвзято, вполне достаточен для поддержания порядка на общественных мероприятиях и, кстати, позволял власти на протяжении нескольких лет эффективно разгонять акции несистемной оппозиции на Триумфальной площади в защиту 31 статьи Конституции и подвергать административным арестам их организаторов. А для более серьезных правонарушений, например, насильственных действий в отношении полиции, есть Уголовный кодекс, который сейчас и применяется в отношении троих задержанных за эксцессы 6 мая.
Смысл нового закона состоит в его устрашающей функции – не в том, чтобы бороться с нарушениями, а в том, чтобы свести к минимуму уличную гражданскую активность как таковую, внушить рассерженным, но законопослушным горожанам глубокое сомнение в возможности выйти с протестом на площадь и после этого спокойно вернуться домой, не будучи подвергнутым запредельным санкциям. Об этом говорят и штрафы в десятки и сотни тысяч рублей за различные виды нарушений, когда всем понятно, что в нашем суде невозможно доказать, что ты лично не участвовал ни в каком нарушении. И запрет на несанкционированные «народные гуляния», т.е. возможность гражданам собираться в одно время в одном месте даже без каких-либо плакатов, лозунгов и речей. И нашедшая место в законе дурацкая идея «гайд-парков», приравнивающая участников гражданской оппозиции к полусумасшедшим, вещающим в «Уголке ораторов» на границе огромного лондонского парка, который, вообще говоря, служит жителям британской столицы местом для гуляний, а отнюдь не для выражения общественного протеста. Во всех крупнейших городах мира массовые демонстрации и митинги проходят на центральных улицах, а не в специально отведенных местах.
Однако страх – не лучшее средство для поддержания общественной стабильности в условиях режима, претендующего на внешние атрибуты демократии. И содержание нового репрессивного закона, и характер его принятия законодательными органами, вопреки намерениям инициаторов, стали сильнейшим раздражителем для широких слоев сформировавшегося городского среднего класса, обретших в ходе зимних протестов свое гражданское достоинство. Массовый запрос на уважительное отношение со стороны власти после окончания федеральных выборных кампаний никуда не исчез. Более того, если прежняя повестка дня протестной активности (аннулирование результатов выборов в Госдуму и ее переизбрание, досрочные выборы президента по новым демократическим правилам), казалось, утратили актуальность, то теперь власть сама дала гражданской оппозиции возможность актуализировать эту повестку, выдвинув на первый план понятный и близкий многим лозунг защиты своих конституционных прав на свободу мирных собраний и шествий. Можно предположить, что оргкомитет нового «Марша миллионов» 12 июня в переговорах с мэрией относительно места проведения мероприятия проявит гибкость. И если акция будет санкционирована московскими властями, не вызывает сомнений, что она будет действительно массовой. Если же власть в таких условиях не решится на разгон манифестации и многочисленные задержания, то ослабнут опасения и у тех оппозиционно настроенных граждан, кто не рискнет выйти 12 июня, а раздражение от закона останется. Останутся и общественно значимые поводы для организованного выражения протеста против этого закона: думские фракции КПРФ и «»Справедливой России» уже заявили о своем намерении оспорить его в Конституционном суде.
Помимо текущих у антимитингового закона есть и более далеко идущие политические последствия. В связи с грядущим 1 июля ростом тарифов на услуги ЖКХ, неизбежным ростом потребительских цен в связи с ослаблением рубля и значительным повышением акцизов на табак и алкоголь уже осенью можно ожидать существенного расширения протестных настроений по всей стране. Эти настроения будут охватывать уже не только политически мотивированных представителей среднего класса, но и часть путинского электората. В этой связи в регионах вполне вероятны стихийные протестные выступления социального характера. А региональные власти известны весьма низкой терпимостью к уличным протестам и соответственно будут активно использовать возможности, предоставляемые антимитинговым законом.
Такой сценарий развития событий поднимет растущую уже сейчас конфронтацию между властью и обществом на принципиально новый уровень. И это будет иметь совершенно очевидные электоральные последствия. Став послушным инструментом власти в продавливании репрессивных законодательных новаций, «Единая Россия» по сути дела превращается в камикадзе с ограниченным сроком применения. Уже на региональных выборах в октябре можно ожидать дальнейшего падения ее авторитета у избирателей и доли голосов. Напротив, «Справедливая Россия» в процессе последовательной и решительной борьбы против антимитингового законопроекта, похоже, преодолела внутрипартийный кризис и превратилась в достаточно яркую оппозиционную партию. Вместе с коммунистами эсеры сейчас могут рассчитывать на имидж искренних защитников социальных прав и гражданских свобод жителей страны и на перехват протестных голосов, отвернувшихся от партии власти и от вялой и двусмысленной ЛДПР. Наконец, принятый вчера закон будет иметь еще одно контрпродуктивное для власти следствие. В условиях жесткой и открытой конфронтации между властью и оппозицией регистрирующиеся сейчас многочисленные провластные партии-спойлеры будут иметь гораздо меньше шансов оттащить голоса от реально оппозиционных партий.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.