Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.07.2012 | Александр Ивахник
Всё будет по-старому
17 июля президент России Владимир Путин провел первое после своего очередного вступления в должность заседание Госсовета. Впервые Госсовет собрался в несколько расширенном составе: недавним указом президента в него были включены помимо губернаторов спикеры обеих палат Федерального Собрания и лидеры партийных фракций Госдумы, что, по словам Путина, позволит учитывать мнение законодателей и политических партий. Присутствие представителей политических сил, а также грядущая выборность глав регионов давали основания предположить, что на заседании найдет хоть какое-то отражение неспокойная политическая ситуация в стране. Однако ничего подобного не произошло.
Владимир Путин сразу сузил поле предстоящей дискуссии, заявив: «Сегодня нам предстоит обсудить задачи, которые стоят перед субъектами Федерации в сфере обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни граждан». При этом он жестко привязал эти задачи к программе действий по социально-экономическому развитию страны, которая была сформулирована в его предвыборных статьях и в президентских указах от 7 мая. Президент подчеркнул необходимость «скоординировать региональные программы развития с содержанием майских указов, а также определить этапы и четкие сроки реализации поставленных в них задач». Как почти во всех выступлениях Путина, внимание, в первую очередь, было обращено на социальные задачи: снижение недопустимо высокой дифференциации доходов, сокращение доли граждан (13% населения), живущих за чертой бедности, повышение зарплаты в бюджетной сфере. В общих словах было сказано и о ряде экономических задач: росте производительности труда, улучшении условий для развития малого и среднего бизнеса, создании благоприятного инвестиционного климата. Впрочем, обо всем этом говорилось высшими руководителями страны не один десяток раз, так что ничего нового главы регионов здесь не услышали.
Несколько более подходящей к формату заседания Госсовета была тема пересмотра критериев оценки деятельности региональных органов исполнительной власти. Президент Путин обратил внимание на то, что данная система работает неэффективно: «Нередки случаи, когда по большинству критериев регион можно помещать на доску почёта, а оценка граждан при этом остаётся крайне низкой». Собственно, ничего удивительного здесь нет, учитывая, что в настоящее время оценка работы губернаторов производится по 420 показателям. Подобная методика – поистине шедевр изобретательной бюрократической мысли, достойный Книги рекордов Гиннеса, никакого практического смысла, кроме обеспечения занятости огромному числу чиновников-контролеров, она иметь не может. Теперь, наконец, здравый смысл восторжествовал, и в скором будущем число критериев сократится до 11.
Нашла продолжение на заседании Госсовета и принципиально важная тема децентрализации власти, расширения полномочий регионов, заявленная в последнем президентском послании Дмитрия Медведева Федеральному Собранию 22 декабря 2011 года. Тогда Медведев обозначил три направления развития децентрализации: передача регионам с федерального уровня дополнительных полномочий, предоставление им самостоятельности в распоряжении средствами федеральных субвенций и расширение источников доходов региональных и местных бюджетов. На вчерашнем заседании Госсовета вице-премьер Дмитрий Козак, возглавлявший в прошлом году рабочую группу по подготовке соответствующих предложений, объявил, что на днях правительством приняты принципиальные решения о делегировании регионам начиная с 2013 года целого ряда полномочий. В числе этих полномочий: экологический надзор (за исключением особо опасных объектов), надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, надзор за соблюдением трудового законодательства, лесное семеноводство и семенной контроль, надзор за перевозками пассажиров автомобильным транспортом, весовой контроль и ряд других. Соответствующие законопроекты должны быть подготовлены до 1 октября.
Обращает на себя внимание, что набор полномочий, передаваемых из центра в субъекты Федерации, очень узок, а их характер – относительно малозначимый для социально-экономического развития регионов. Стоит отметить, что в одобренный правительством перечень не вошел ряд полномочий, первоначально предложенных рабочей группой Козака: пожарный и страховой надзор, защита прав потребителей, надзор в сфере здравоохранения, функции по управлению госимуществом, по учету недвижимости и регистрации прав на нее. Более того, на вчерашнем заседании премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что, по мнению правительства, «действовать лучше, продумав все последствия передачи полномочий, и передавать их там, где это не создаст проблем». Поэтому по целому ряду полномочий работа начнется в пилотном режиме в отдельных регионах. «Если пойдет, то распространим во всех территориях. Если вдруг увидим трудности, то вернем все на базу, чтобы не разбалансировать ситуацию с исполнением федеральных функций в стране», – сообщил Медведев.
Выступить в качестве пилотных территорий вчера вызвались только главы двух субъектов РФ: Москвы и Пермского края. Складывается впечатление, что и федеральный центр, и сами губернаторы отвыкли от самостоятельности регионов и сильно опасаются реальных шагов в этом направлении. Дмитрий Козак в своем выступлении специально отметил, что в случае неэффективного исполнения делегированных полномочий у федеральных органов исполнительной власти будет возможность требовать увольнения соответствующих региональных чиновников, в том числе ставить вопрос перед президентом об ответственности высших должностных лиц субъектов Федерации.
Кроме того, неясным остается вопрос с получением регионами дополнительных доходов, необходимых для осуществления новых полномочий, в т.ч. за счет расширения собственных налоговых источников. Дмитрий Медведев на Госсовете заявил о том, что этот вопрос пока не решен. Он пояснил, что нынешний бюджет напряженный и губернаторам надо изыскивать свои источники средств. О том же недвусмысленно сказал и Владимир Путин: «Знаю, что с наполнением бюджетов и у субъектов Российской Федерации, и у муниципалитетов проблем немало, но хочу отметить, что и в федеральном бюджете не так всё гладко. И здесь наши коллеги работают с утра до ночи для того, чтобы сбалансировать бюджет. Поэтому федеральная власть, конечно, должна и будет помогать регионам, но и возможности федеральной власти тоже небезграничны. Хочу просто, чтобы вы все знали об этом».
Также президент страны в конце заседания, по его собственному определению, «простым, доходчивым и, надеюсь, понятным для каждого языком» решил еще раз подчеркнуть, что введение в скором будущем выборности губернаторов принципиальным образом ничего в их отношениях с федеральным центром не изменит, снижения степени контроля со стороны Кремля не произойдет. «Мы в значительной степени обновили в последнее время губернаторский корпус. Теперь введен новый порядок формирования региональной власти, но думаю, вы все прекрасно понимаете: у главы государства всегда достаточно инструментов, чтобы решать любую кадровую задачу. Прежде всего, в отношении тех людей, которые не выполняют должным образом возложенных на них функций».
Таким образом, пойдя под воздействием мощного протестного движения и роста недовольства в региональных элитах на возвращение выборности губернаторов, федеральная власть сначала глубоко выхолостила соответствующий закон, чтобы поставить под максимальный контроль ход будущих выборов, а теперь жестко предупреждает региональных руководителей о последствиях проявления нелояльности или излишней самостоятельности.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.