Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.07.2012 | Сергей Слободчук

Выборы, выборы…2012

Депутатов, конечно, по осени считают. Раз в украинском парламенте VII созыва 225 мест займут мажоритарщики, значит, говорить о конфигурации будущей Верховной Рады можно будет только после формирования фракций и групп. И все же, пусть официальная кампания начинается с 30 июля, но составить фоторобот парламентских выборов в Украине на основе ключевых характеристик можно уже сейчас. Массовый подкуп избирателей, фальсификации и кандидаты-оборотни - это не триллер, это выборы в Верховную Раду-2012.

Выборы-2012 отличаются тем, что такая характеристика как меркантильность избирателя выдвинулась на первый план. Новостные ленты и страницы изданий пестрят новостями о раздаче продуктовых пайков, дешевых мобильных телефонов, водки и тому подобной «мотивации» со стороны будущих кандидатов. Журналист Татьяна Чорновил, которая планирует выдвинуть свою кандидатуру по округу во Львовской области, отмечает масштабный подкуп на Западной Украине. «На Львовщине от партии власти в парламент идет целый ряд кандидатов с очень большими деньгами. Это не просто «гречка», это сотни миллионов гривен, которые спускаются из бюджета по коррупционным схемам, - цитируют Чорновил СМИ. - Но чтобы вы понимали, у меня на округе все священники уже свезены на богомолье в Иерусалим, и не один раз. Недавно в каждое село были посланы автобусы - вывозили людей на паломничество в Зарваницу, в Тернопольскую область. Вывозят людей автобусами на отдых на шашлыки на озеро Синевир. Делают проекты за бюджетные деньги, но рассказывают, как за собственные: какие ремонты в школах, в Народном доме, в каждый клуб покупают аппаратуру».

Но в данном случае СМИ формируют перевернутую картинку происходящего, создавая впечатление, что всему виной нечестивые кандидаты, скупающие народные голоса. На самом деле, новости и сюжеты о пайках и других видах прямого подкупа - отражение глубинных процессов. Кандидаты дают потому, что избиратели настроены брать. Специалисты по выборам, работающие «на земле», отмечают изначально корыстную нацеленность электората, будь то Восточная или Западная Украина, индустриальные центры или сельская глубинка.

Кандидаты раздают пайки в первую очередь потому, что реагируют на самый активный и массовый запрос избирателя. «Это кошмар. Все без исключения посетители просят только деньги, - говорит Анна Челышева, которая работает в общественной приемной одного из кандидатов в Киеве. - Открывают дверь с ноги и ведут себя так, будто мы им должны». По ее словам, некоторые прибегают к шантажу, заявляя прямым текстом, что скоро выборы, а кандидату вряд ли нужен антирейтинг. Но не стоит считать, что подкупом занимаются исключительно кандидаты от власти. «Мотивировать» избирателя пытаются все без исключения, без разделения на партийную принадлежность, власть или оппозицию. Так, в Ивановке Черниговской области разгорелся скандал, когда приехавшие гаишники и милиционеры в штатском прервали раздачу муки и сахара якобы от имени кандидата Владислава Атрошенко (депутат Верховной Рады IV созыва, губернатор Черниговской области в 2005 году, ныне депутат Черниговского областного совета от партии «Сильная Украина» Сергея Тигипко). А в Херсонской области на раздаче пайков «погорел» депутат Херсонского облсовета Андрей Путилов, глава областной организации и кандидат от партии «УДАР» Виталия Кличко. На Волыни еще весной в раздаче продуктовых наборов был замечен действующий депутат Игорь Палица (фракция «Наша Украина - Народная самооборона»). И это лишь несколько примеров. На практике каждый мажоритарный округ имеет своих «благодетелей», которые накануне выборов так любят электорат, что «деревья гнутся».

Доходит до того, что в некоторых местах избиратели требуют заплатить, иначе не пойдут на встречу с кандидатом. Конечно же, парламентские выборы 1994, 1998, 2002, 2006 и 2005 годов видели всевозможные виды «благодетельства»: когда во дворах многоэтажек возводились детские площадки, в селах ремонтировались автомобильные дороги, наводился строительный «марафет» внутри подъездов, проходила массовая посадка саженцев возле домов и т.п. Но прямой адресный подкуп впервые становится «героем» предвыборной кампании на всеукраинском уровне за более чем 20 лет независимости. До этого самыми известными выборами с использованием «гречки» были кампании Леонида Черновецкого, который благодаря созданию «сети» неожиданно для всех победил на выборах мэра Киева в 2006 году, а затем повторил успех на досрочных выборах в 2007-м.Но покупать голоса кандидат может только с разрешения власти. А

раз милиция, прокуратура и местные избиркомы закрывают глаза на массовый подкуп, значит, можно прогнозировать, что еще одним «героем» кампании будет фальсификация. Впрочем, сколько бы общественные организации, неравнодушные граждане и пресса ни обращали внимание, все разговоры об уголовно наказуемых манипуляциях с бюллетенями и протоколами так и рискуют остаться не более чем словами. Складывается впечатление, что в украинской политике сформировался консенсус вокруг фальсификации. Консенсус, который означает, что, во-первых, фальсифицировать будут все, кто сможет, и везде, где удастся: кандидаты от власти - в округах Крыма, Восточной и Центральной Украины, а «национал-демократические» оппозиционеры - на Правом берегу Днепра и в Киеве. А во-вторых, оппозиция конкретно готовится к тому, чтобы обвинять власть в нечестной игре, но не к тому, чтобы противостоять самим фальсификациям.

Если на всеукраинском уровне уже проявили себя такие характеристики как подкуп и риск фальсификаций, то непосредственно на территории большинства мажоритарных округов «героями» будут «оборотни». На уровне округов выборы изначально программируются на безыдейность, исключая даже символическую идейную дискуссию между ведущими украинскими проектами - Партией регионов, Коммунистической партией, «За Батькивщину» на основе Блока Юлии Тимошенко и «Фронта перемен» Арсения Яценюка, «Свободой» и другими. Как уже говорилось, меркантильность избирателя - одна из главных характеристик выборов-2012. На деле же меркантильность не берется ниоткуда - это производная от беспрецедентного разочарования миллионов украинцев в политике, политиках и партиях. Учитывая высочайший уровень негатива к парламентским партиям, президентская администрация запускает в мажоритарных округах схему, когда реальный кандидат выдвигается как беспартийный, чтобы агитировать избирателей в образе «независимого», с записью «глава общественной организации» или «руководитель благотворительного фонда» в трудовой книжке. А вот тех, кого не жалко, регистрируют как официального кандидата от Партии регионов. Еще одно новшество - «сеанс одновременной игры», когда один округ продается сразу нескольким кандидатам - демонстрируют и власть, и оппозиция.

Отдельного разговора требует детальное рассмотрение «гнилой повестки», которая раскручивается для выборов-2012. На деле первые звоночки уже прозвенели - в виде обоюдовыгодного для власти и оппозиции закона «Об основах языковой политики», который удачно подстегнул массовую истерию, чтобы исключить из информационного пространства реальную проблематику. Дальше все пойдет по накатанной схеме - к примеру, коммунисты аккурат к выборам вспомнят о необходимости увековечить память Иосифа Сталина, радикалы из «Свободы» будут протестовать против визита патриарха Кирилла, а если с патриархом не получится, сойдет и Филипп Киркоров. В общем, за более чем двадцатилетнюю историю независимости сформировался целый пакет «гнилых» тем, которые используются для римской схемы «разделяй и властвуй».

Но если главными героями еще до официального старта становятся приемы с двойным дном - подкуп, фальсификации, кандидаты-оборотни, «гнилая повестка» - значит, выборы точно не станут соревнованием идеологий, инициатив, программ и планов на будущее. К примеру, оппозиция уже не первый год стращает, что вот-вот и рухнет курс гривны, да и вообще покатится в тартарары вся экономика. Теперь очередным «часом Ч» назначен период сразу после выборов 28 октября. Но, если оппозиция так переживает за кошельки простых украинцев, тогда кампания хотя бы частично должна касаться того, каким должен быть экономический курс Украины и с помощью каких методов - социалистических, социал-демократических, либеральных etc - следует управлять экономикой. А также, какие программы противодействия кризису необходимы - украинские аналоги «Нового курса» Рузвельта, «тэтчеризма» или «рейганомики». Но здесь, хочешь - не хочешь, вспоминается Свирид Голохвастов с его бессмертными «Вот нет, чтоб да, так нет!» Нынешняя кампания изначально развивается как безыдейная, не дающая даже шанса дискуссиям насчет идеологий, долгосрочных планов и экономических расчетов.

Впрочем, можно заранее предсказать, что на деле многое получится совсем не так, как планировалось. Начнем с того, что кондовый подкуп по схеме «голоса в обмен на продовольствие» элементарно не сработает. Пример самого известного украинского «гречкосея» Леонида Черновецкого свидетельствует: подкуп приносит голоса избирателей только в том случае, когда заранее запускается схема контроля, чтобы облагодетельствованный избиратель а) пришел на участок; б) проголосовал за нужного кандидата / партию. Здесь стоит обратить внимание на социологию. Дело даже не в последних исследованиях компании GFK, согласно которым, только 6 % опрошенных сознались, что будут голосовать за того, кто дает пайки - мы-то понимаем, что в продаже собственного голоса мало кто сознается в открытую. Но и приход на участок не означает, что избиратель проголосует именно за того, кто купил его голос. Украинскому избирателю вообще присуща традиция кланяться любому начальству в пояс и при этом крутить дулю в кармане. А здесь ситуация усугубляется еще и тем, что на каждом округе его попытаются «мотивировать» сразу по несколько бизнесменов, решивших отправиться в политику.

А вот в политическом смысле выборы станут полным и безоговорочным торжеством «гнилой повестки» над конструктивом, когда истинные намерения и обязательства партий / кандидатов перед спонсорами будут маскироваться за искусственной конфронтацией вокруг тем «русский язык против украинского», «европейский выбор против Таможенного союза» etc. Значит, украинцам вновь предлагают голосовать за «котов в мешке», ведь повестка выборов изначально не привязывается к поведению депутатов в новой Верховной Раде.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net