Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

14.08.2012 | Иван Преображенский

Постмодерн как религия

Владислав Сурков официально назначен в правительстве куратором в сфере взаимодействия с религиозными организациями. Фамилия известная, и СМИ активно кинулись обсуждать принятое решение. Практически никто не захотел даже всерьез рассмотреть тот факт, что практически по советской традиции это сфера влияния не правительства, а «партийных органов», то есть, в современных реалиях – администрации президента, где хватает «специально обученных» людей. Зато все СМИ сразу вспомнили, что Сурков считался формальным куратором «религиозной политики» в том же Кремле, когда сам работал в президентской администрации в роли первого заместителя руководителя. Правда, там он занимался в основном внутренней политикой, а кураторство его было в значительной мере формальным, так что, делают вывод комментаторы, политикой займется он и теперь.

Первый и самый главный вопрос – будет ли в принципе Владислав Сурков курировать взаимодействие с религиозными организациями? И если будет, то чье именно взаимодействие – правительства с духовными лицами, или российской власти в целом? Причем особенно принципиален последний вопрос.

В целом, очевидно, что административный вес Владислава Суркова немного возрос. Он итак курирует многие сферы деятельности правительства, не говоря о том, что контролирует аппарат. Теперь же ему удалось у одного из достаточно влиятельных вице-премьеров Ольги Голодец «оттяпать» одно из направлений деятельности. Тут, правда, надо оговориться, что коллега вряд ли сильно сопротивлялась, поскольку никогда подобной деятельности не вела и наверняка рада была избавиться от дополнительной нагрузки. Особенно в тот момент, когда все СМИ обсуждают так называемое «дело Pussy Riot», в Татарстане происходят теракты против представителей традиционного ислама, то есть, проблема взаимодействия с религиозными организациями и правда, как говорится, приобрела «общегосударственное звучание».

Однако какие иные основания есть у прессы, кроме прошлого опыта работы Владислава Суркова, для того, чтобы говорить будто, получив новые полномочия, он сможет целиком отобрать данную тему у коллег из администрации президента? Мало ли кто что когда-то курировал. Вон оппозиционер Андрей Илларионов был советником Путина – это что же, значит, что если его сейчас назначат главой экономического управления администрации какой-нибудь области, то сразу можно будет предположить, что он будет курировать экономическую политику в стране в целом?

Это конечно преувеличение, но оно наглядно демонстрирует преувеличенность и отсутствие аргументации в предположениях СМИ. Есть, конечно, еще комментарии некоторых «администраторов от религии», которые поддерживают расширение полномочий Владислава Суркова. Но что иное они могут сказать в сложившейся ситуации? Даже если круг полномочий нового правительственного куратора не будет столь уж широк, а основные полномочия по-прежнему останутся за администрацией президента, все равно взаимодействовать с правительством той же Русской православной церкви все равно придется. Так что нет никакого смысла критиковать расширение полномочий Суркова тому же отцу Всеволоду (Чаплину).

Другое дело – перспектива нового кураторства. Действительно, в свете того, что в последние месяцы взаимодействие, а точнее контроль над религиозной сферой, который ранее установила администрация президента России, доставляет ей все больше хлопот, появление на этом «фронте» крупного специалиста по гуманитарным технологиях не может не привести к тому, что влияние Владислава Суркова на принятие стратегических решений постепенно будет возрастать. Фигур, сопоставимых по масштабу в соответствующих департаментах администрации президента, разумеется, нет. Традиционный оппонент Суркова в аппаратных играх Вячеслав Володин религию своей сферой влияния никак считать не может. Так что если глава аппарата правительства возьмется за дело активно, он явно сможет перетянуть одеяло на себя.

Другое дело, насколько позитивен будет результат его действий. Как известно, лучше всего Владиславу Суркову и его команде удавалась всегда имитационная смена повестки дня, сталкивание лбами разнообразных оппозиционеров и развал их организаций, а также вбрасывание спекулятивных тем в информационное поле. Скажем, на Северном Кавказе, где идет не имитационная, а вполне реальная идеологическая война с последователями радикальных течений в исламе, деятельность «сурковской» команды особенно не отражалась - если не считать активного «пиара» Рамзана Кадырова и его методов «замирения» Чечни. Да и не могла отразиться, поскольку «постмодерн», строящийся на симуляции и имитации действий, не может победить в борьбе с вполне осязаемым модерном, особенно радикально-варварского толка, какой и наличествует у северокавказских салафитов.

Стало быть, когда, скажем, Владислав Сурков начнет решать «проблему Pussy Riot», то, скорее всего, он ее с успехом решит, потому что речь идет об очередном симулякре, никак не связанном с реальностью, выпестованном СМИ и нежизнеспособном без массированной информационно-пропагандистской поддержки. С такими явлениями Сурков и его окружение прекрасно умеют работать и, кстати, сами их создавать. Но когда речь пойдет о Татарстане, то тут деятельность нового куратора не только не принесет никакой пользы, но, скорее всего, принесет и массу вреда. В последние годы власти этой республики и сами преуспели в смене повестки дня, установлении имитационной стабильности в регионе (в основном усилиями СМИ). А кончилось все это терактом, гибелью одного из крупнейших религиозных деятелей Татарстана и выходом салафитов «на поверхность». Новая волна имитации явно закончится еще хуже – она и будет путем к дальнейшему скатыванию исламских регионов Поволжья к положению, близкому к северокавказскому. Хотя, конечно, кто знает, вдруг Владислав Сурков научился каким-то новым трюкам и готов заниматься реальной религиозной политикой, а не созданием нежизнеспособных симулякров?

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net