Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.09.2012 | Александр Ивахник

Путин недоволен бюджетом и правительством

Вчера в Сочи президент Владимир Путин провел совещание по проекту федерального бюджета на 2013–2015 годы, который чуть ранее в тот же день был опубликован на сайте Минфина, а 20 сентября должен обсуждаться на заседании правительства. Казалось бы, чисто рабочее по формату совещание вылилось в беспрецедентно жесткую публичную критику результатов работы правительства Дмитрия Медведева над бюджетом, а несколько министров за неисполнение майских указов президента получат формальные выговоры. Таким образом, предположения о наличии серьезных противоречий между Кремлем и Белым домом в вопросах социально-экономической политики получили однозначное подтверждение.

В совещании, на котором отсутствовал премьер-министр, участвовали глава администрации президента Сергей Иванов, первый вице-премьер Игорь Шувалов, первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, заместители председателя правительства Аркадий Дворкович, Ольга Голодец, Дмитрий Козак, Дмитрий Рогозин, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, министр финансов Антон Силуанов, его заместитель Татьяна Нестеренко и глава Минтруда и социальной защиты Максим Топилин. Начав с признания сложности работы над федеральным бюджетом, особенно в условиях общей неустойчивости ситуации в глобальной экономике, президент перешел к базовым требованиям, которые он предъявляет к бюджетному планированию и денежно-кредитной политике. Он подчеркнул, что нужно строго выдерживать курс на сбалансированность бюджета, на проведение жесткой и ответственной бюджетной политики. При этом, несмотря на имеющиеся проблемы, принципиально важно продолжить твердый, последовательный курс на подавление инфляции. «Это только иллюзия, что можно чуть ослабить контроль над инфляцией ради решения текущих задач, в том числе при верстке бюджета», – отметил Путин. В то же время он заявил, что выполнение социальных обязательств перед гражданами страны должно оставаться приоритетным. «Обращаю внимание: все решения на этот счет приняты, мы об этом уже неоднократно договаривались, задачи обозначены в президентских указах и они должны исполняться», – акцентировал свою позицию президент.

Первая острая стрела в адрес правительства полетела, когда Путин сказал о необходимости при рассмотрении федерального бюджета четко понимать, какими ресурсами будут располагать основные внебюджетные фонды, в первую очередь, Пенсионный фонд. «Сегодня у нас какое число – 18-е, мы договаривались о чем: о том, что до конца сентября нам будут представлены письменные предложения правительства по развитию пенсионной системы – пока этого нет. Как вы бюджет считаете на следующий, на последующие годы, не решая одну из ключевых задач экономики?», – жестко спросил глава государства.

Далее Владимир Путин перешел к теме президентских указов, выпущенных в день инаугурации 7 мая. 11 подписанных тогда указов, охватывающих сферы социальной политики, экономики, здравоохранения, обороны и т.д., основывались на конкретных обещаниях, которые содержались в предвыборных статьях Путина. В этих указах были изложены как амбициозные макроэкономические цели (повышение производительности труда в России в 1,5 раза, создание 25 млн. современных рабочих мест), так и щедрые социальные обязательства в отношении различных категорий бюджетников, а также ставилась задача разработки ряда конкретных инфраструктурных программ. Но если макроэкономические цели привязывались к 2018 году, то срок выполнения некоторых указов с более узкими задачами был зафиксирован на август-октябрь.

Президент на вчерашнем совещании подчеркнул, что его майские указы не сами по себе должны жить, они должны быть реализованы в практической деятельности правительства. «К сожалению, мы уже фиксируем такие системные сбои по целому ряду позиций», – отметил Путин. В частности, Минрегион не подготовил предложения по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, предусматривающие обеспечение транспортных связей труднодоступных территорий. То же ведомство не сформулировало предложения по формированию социальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан. А Минтруд не предоставил предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, имеется в виду обеспечение соответствующего уровня заработной платы в вузах. Далее Путин упомянул о двух поручениях социального характера, к которым упомянутые министерства подошли не по существу, а формально.

Акцентировав личную, персональную ответственность министров за невыполненные поручения, президент сообщил, что обратит внимание главы правительства «на необходимость объявить выговор» министру регионального развития Олегу Говоруну и министру труда Максиму Топилину (позже стало известно, что к ним добавился и глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов). Согласно статье 24 закона о правительстве, предложения о взыскании министрам президенту России вносит премьер-министр. Вечером пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова сообщила, что Медведев уже готовит соответствующие распоряжения. Сам же Владимир Путин после этого добавил явно угрожающую фразу: «Хочу предупредить и всех остальных членов Правительства: внимательно буду следить за нашей общей работой и соответствующим образом реагировать на то, что происходит или не происходит, а должно было бы происходить». Еще более веско и тревожно для правительства прозвучало заключительное заявление Путина: «Я внимательно посмотрел на предложения, изложенные в проекте бюджета, и хочу сразу сказать, что… если всё так оставить, как в проекте изложено, то и другие пункты этих указов исполнены быть не могут, я уже это вижу, – а они должны быть исполнены».

Из этого следует, что президент, в общем-то, понимает: неисполнительность отдельных министров связана не только, а возможно, и не столько с их личными качествами, но с межведомственными согласованиями и прежде всего с жесткой позицией Минфина. А позиция последнего определяется жесткими бюджетными требованиями главы государства, еще раз подтвержденными вчера. С другой стороны, Путин не желает признать нереалистичность, оторванность от суровой экономической правды своих предвыборных обещаний и настаивает на их выполнении в полном объеме. Получается замкнутый круг. По оценке правительства, реализация указов президента будет стоить бюджету только в 2013-2015 годах 1,077 трлн. рублей. Значит, нужно существенно увеличивать расходную часть бюджета. Но и руководство Минфина следует прежней линии Алексея Кудрина на недопустимость высокого бюджетного дефицита, и сам президент блокирует этот путь, требуя строгого выполнения нового бюджетного правила, жестко ограничивающего бюджетные проектировки доходов. Причем, по прогнозам экономистов, это противоречие будет только нарастать, поскольку внешнеэкономическая конъюнктура (а значит, и экспортные доходы России) будет продолжать ухудшаться, а рост ВВП, и сейчас не высокий, заметно снизится.

Таким образом, Владимир Путин делает правительство политическим заложником своего предвыборного популизма. Остается вопрос: далеко ли в ряду заложников стоит премьер Медведев?

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net