Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.11.2012 | Александр Ивахник
Пенсионная головоломка
Президент Владимир Путин на время положил конец спорам в правительстве относительно судьбы накопительной части трудовой пенсии. На совещании по вопросам развития пенсионной системы, прошедшем в Ново-Огарево в узком составе, он согласился с принятием закона о сокращении пенсионных взносов на накопительную часть пенсии с 6% до 2% от размера зарплаты, но предложил отложить его вступление в силу на один год – до 1 января 2014 года. Это своего рода компромисс между двумя основными позициями по вопросу о перспективах развития пенсионной системы, но компромисс временный и не очень определенный. Острота пенсионной проблемы не снята, а лишь приглушена.
Дискуссии о путях борьбы с растущим дефицитом Пенсионного фонда России (ПФР) шли еще в правительстве, которое возглавлял Путин. Дефицит этот рос как под воздействием объективного демографического фактора – старения населения, так и в результате популистски обусловленного повышения пенсий в период финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. В правительстве выдвигалась идея увеличения ставок пенсионных взносов, однако ее реализации препятствовало сопротивление организованного бизнес-сообщества и необходимость стимулирования экономического роста. Министр финансов Алексей Кудрин выступал за повышение пенсионного возраста, но это предложение вызывало резкие возражения социального блока правительства и было политически неприемлемо для главы кабинета, решившего вернуться на президентский пост.
В результате к настоящему времени дефицит ПФР превысил триллион рублей, а к 2020 году ожидается его утроение. Учитывая рост напряженности государственного бюджета, эта проблема, несомненно, является самой острой из тех, что встали перед новым правительством Дмитрия Медведева. На этот раз инициативу взял на себя обновившийся социальный блок. Министерство труда и социальной защиты вместе с ПФР разработали проект «Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года», который 1 октября был представлен президенту Путину. Проект предлагал бороться с дефицитом ПФР за счет увеличения нормативного трудового стажа, повышения пенсионных взносов на вредных производствах и для самозанятого населения, а главное – за счет сокращения с 6% до 2% от размера зарплаты обязательных отчислений в накопительную часть пенсии и прибавления 4% к тем 16%, которые идут в страховую (распределительную) часть. Такой порядок, получивший название «страхового маневра», должен был действовать в течение трех лет и, по расчетам разработчиков, мог бы уменьшить дефицит ПФР на 318 млрд. руб. в 2013 году и на 424 млрд. руб. к 2015 году. При этом в будущем планировалось предоставить гражданам право выбора – откладывать оставшиеся 2% на накопительный счет или всё направлять в солидарную часть.
Авторы новой пенсионной реформы обосновывали свои предложения тем, что идея с обязательной накопительной частью пенсии, введенной в 2002 году, не оправдала себя. Пенсионные накопления, которыми управлял Внешэкономбанк и негосударственные пенсионные фонды, имели с учетом инфляции отрицательную доходность (за период 2004-2011 годов при инфляции в 215% доход от инвестирования средств пенсионных накоплений ВЭБа составил 149%, а НПФ – 159%). Однако аргументация социального вице-премьера Ольги Голодец и руководителей Минтруда и ПФР не убедила не только экспертов, но и представителей финансово-экономического блока правительства. Уже после отправки проекта пенсионной стратегии президенту, министр финансов Антон Силуанов и глава Минэкономразвития Андрей Белоусов публично и достаточно резко критиковали идею сворачивания накопительного компонента системы. С их точки зрения, это предложение не решит проблему дефицита бюджета ПФР, зато резко сократит потенциал «длинных денег» в российской экономике и негативно скажется на инвестиционном климате страны. Премьер-министр Дмитрий Медведев некоторое время избегал высказываться по конкретным параметрам планируемой реформы, но в конце октября открыто поддержал позицию своего социального блока. Соответствующий законопроект о формировании пенсионных отчислений в 2013-2015 годах был внесен в Госдуму и при поддержке фракции «Единой России» прошел первое чтение, а 16 ноября должен был пройти второе.
И вот 14 ноября президент Путин неожиданно объявил, что согласен с законопроектом, но считает целесообразным ввести его в действие с 2014 года, поскольку пока не готова новая формула исчисления пенсионных прав, а федеральный бюджет и бюджет ПФР уже проработаны и сбалансированы правительством. Президент поручил доработать и принять пенсионную формулу до середины следующего года. Другое предложение главы государства – сохранить за гражданами, желающими и после 1 января 2014 года иметь отчисления в накопительную часть пенсии в прежнем объеме, такую возможность. «Те, кто хочет остаться в накопительной системе, могут остаться. Мы должны предоставить гражданам право выбора. Да и для рынка, полагаю, это будет неплохим сигналом», – заявил Путин. Как пояснил участвовавший в совещании председатель комитета Госдумы по труду Андрей Исаев, накопительная часть пенсии в объеме 2% от зарплаты останется для всех, желающие по-прежнему иметь отчисления в 6% должны в 2013 году написать заявление, в противном случае 4% перейдут в солидарную часть. По словам Исаева, со временем будет принято решение и по 2% обязательных отчислений – «они пока остаются только для права выбора, ведь понятно, что если человек не интересуется накопительной частью, то и эти 2% ему не нужны».
Кроме того, Владимир Путин в качестве приоритетной задачи выделил разработку нормативной базы для инвестирования пенсионных накоплений, которые составляют уже почти 2 трлн. рублей. Нужны законы, подзаконные акты правительства, которые позволяли бы выпускать инфраструктурные облигации «для использования этих средств в надежных, долгосрочных и прибыльных инфраструктурных проектах», заявил президент. Он поручил правительству до конца текущего года определить механизмы инвестирования пенсионных накоплений в такие проекты. В таком случае пенсионные деньги можно будет вкладывать не только в краткосрочные ценные бумаги, но и в долгосрочные: инфраструктурные облигации, которые предполагают срок погашения от 10 лет.
Очень похоже, что глава государства решил на какое-то время пригасить ставшие достоянием общественности острые противоречия внутри правительства по такой фундаментальной социальной проблеме, как судьба пенсионной системы. При этом эксперты считают, что предложенный Путиным компромисс не окажется эффективным. Опыт 2002-2012 годов показал, что лишь незначительная часть граждан проявляют сознательную заинтересованность в накопительной части своих пенсионных отчислений. А это значит, что теоретически открытая Путиным возможность сохранения на добровольной основе накопительного компонента пенсионной системы в прежнем объеме на практике не будет использована, что возвращает систему в дореформенный уравнительный вид и ударит по инвестиционной привлекательности страны. При этом проблема дефицита бюджета Пенсионного фонда будет смягчена лишь на время.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.