Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.12.2012 | Александр Ивахник
Откровения белорусского Батьки
Абсолютные властители, в отличие от государственных руководителей, сдерживаемых принятыми в мировом сообществе правилами политической игры, могут позволить себе не особенно взвешивать публичные слова и легко выходить за рамки политкорректности. Именно поэтому Александр Лукашенко как «последний диктатор Европы» зачастую отличается весьма откровенными, неожиданными и по-своему красноречивыми высказываниями. Вот и вчера на встрече с членами Клуба главных редакторов стран СНГ, Балтии и Грузии белорусский Батька наговорил много интересного. В частности, он поведал о происходящем на постсоветском пространстве и поделился своими оценками отношений Белоруссии с Россией.
По словам Лукашенко, в экономических взаимоотношениях двух государств преодолены прежние противоречия. В ближайшие две недели будет подписано соглашение о поставках российской нефти в Беларусь в 2013 году, при этом пока Россия согласна выделить 19 млн. тонн, а Белоруссии нужно 23 млн. тонн. Лукашенко утверждает, что на ход переговоров не особенно влияют вопросы, касающиеся имевшего места в этом году белорусского экспорта "растворителей" и "разбавителей". Летом правительство России обратило внимание на резкий рост экспорта из Белоруссии растворителей и разбавителей, заменившего экспорт нефтепродуктов. Выяснилось, что таким образом реализуется схема ухода от уплаты экспортной пошлины при экспорте российских нефтепродуктов за пределы Таможенного союза. В результате объем недополученных Россией платежей по экспортной пошлине за 2012 год может составить порядка $1 млрд. Вчера Лукашенко пояснил, что речь идет не столько о растворителях и разбавителях, сколько о биодизеле. Оказывается, четыре компании – две российских, одна совместная и одна белорусская – покупали в России дизельное топливо с высоким содержанием серы, завозили это топливо на Мозырский НПЗ, снимали излишнюю серу, у немцев закупали рапс и делали биодизель. В дальнейших разъяснениях поражает своеобразие логики. По словам главы Белоруссии, «ни одно соглашение не нарушено, и россияне это признают». Но «сейчас мы этого не делаем, Россия очень болезненно на это отреагировала». Тем не менее, с точки зрения Лукашенко, резкая реакция России «противоречит духу Единого экономического пространства»: «мы купили товар, и наше дело, что мы с ним делаем».
Александр Лукашенко считает окончательно решенной еще одну острую проблему в отношениях Белоруссии и России. По его словам, Москва больше не поднимает вопрос о признании Минском Южной Осетии и Абхазии: ««Мы эту страницу перевернули и больше к ней с российским руководством не возвращаемся». В этой связи Батька коснулся истории этого вопроса, который в 2010 году спровоцировал острый кризис в двусторонних отношениях: «Когда встал вопрос о признании–непризнании, мы обсудили этот вопрос с руководством России, тогда – с президентом Дмитрием Медведевым. Я тогда спросил: Россия без этого не проживет, если мы признаем или не признаем? Я спросил: Россия готова взять на себя минимизацию негативных последствий для Беларуси? Дмитрий Анатольевич говорит: это другой вопрос, мы не готовы». А самое главное, по оценке Лукашенко, «наше признание – было бы оно или не было – это в копилку ни нам, ни вам не добавило бы». Пожалуй, в этом с минским правителем нельзя не согласиться. Затем, отвечая на вопрос грузинского журналиста, Лукашенко неожиданно заявил, что и белорусское и российское руководство выступают за целостность Грузии. Но здесь важны позиции Саакашвили, Иванишвили, руководства Южной Осетии и Абхазии. По его словам, «как только вы [руководство Грузии] договоритесь с Абхазией, Россия обрадуется, руководство России перекрестится, если вы договоритесь, но это должны сделать вы, а не Россия». А в качестве первого шага белорусский Батька предложил Грузии вернуться в СНГ и даже вызвался внести свой вклад в это дело: «Вот мы будем с 1 января председательствовать в СНГ, мы вас [Грузию] ждем. Я приеду к вам, стану перед вами на колени, только не публично. Ну, если хотите – публично ради этого, и буду вас просить первым шагом вернуться в СНГ».
Порассуждал вчера Лукашенко и о стратегическом выборе для Украины. «Мне кажется, как я почувствовал, президент Янукович понимает, что Украина много теряет от того, что она не в едином экономическом пространстве». Он выразил убеждение, что «на Западе ни нас, ни вас [Украину], ни Россию не ждут». Куда в таком случае идти – понятно: «Украине Господь велел быть вместе». По словам Лукашенко, Украина выиграет от сотрудничества с Россией, Белоруссией и Казахстаном, поскольку с подписанием документов по ЕЭП проблема экономического давления не будет стоять остро. «Делайте шаги, пусть крохотные, но делайте. Мы очень заинтересованы, чтобы с нами была сестричка в лице Украины», – призвал белорусский лидер.
Впрочем, советами Грузии и Украине Батька не ограничился. Пожалуй, самыми выразительными оказались его рекомендации российскому руководству в связи с «законом Магнитского», выработка адекватной реакции на который взволновала весь московский истэблишмент. «Зачем России бояться какого-то Магнитского? Россия – самодостаточная страна», – заявил Лукашенко и в своем духе посоветовал российской стороне «ногой топнуть и забить "болт" на этих демократических страдальцах». Он предложил России больше переживать «за Беларусь, Украину, Казахстан, и мы будем жить, как жили когда-то, а они [Запад] к нам приползут». Это, конечно, обычная антизападная риторика, которая из уст белорусского лидера звучит постоянно. Но Лукашенко также дал прямой и откровенный совет российским чиновникам – «не возить деньги в Америку». «Когда у вас деньги в Америке, конечно, тогда от Магнитского будет колотить, как в лихорадке. Если у тебя своя страна, свой народ, чувство справедливости, то какой здесь Магнитский?», – резонно отметил Александр Лукашенко, тем самым обнажив причину тех обостренных эмоций, которые вызвало принятие «закона Магнитского» в российском правящем классе. Проблема, однако, в том, что совет сильно запоздал – деньги давно уже там, не только в Америке, конечно, но на Западе в целом. В отличие от белорусской бюрократии, полностью придавленной самодержцем, ведущей себя «тише воды, ниже травы», российские чиновники при путинском режиме в обмен на полную лояльность вышестоящей власти считали себя вправе выводить коррупционные доходы в тихую гавань за рубежом. Что теперь с этим делать – один из самых актуальных и трудноразрешимых вопросов для российской власти.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.