Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.12.2012 | Сергей Слободчук

Азаров снова на амбразуре

Николай Азаров, возглавлявший правительство Украины с февраля 2010 по ноябрь 2012 года, снова назначен главой Кабинета Министров. Ситуативное большинство в 252 депутатских голоса проголосовало за внесенную президентом Виктором Януковичем кандидатуру Азарова на пост премьер-министра. Версии о замене Азарова другим руководителем Кабмина появились после того, как президент принял отставку премьера и ряда министров в связи с избранием депутатами Верховной Рады. Впрочем, при нынешней расстановке политических сил, выходит, что кандидатура Азарова являлась безальтернативной.

По большому счету, когда после отставки премьера Азарова возникла вакансия на пост премьера, зазвучали разные версии насчет того, кто может занять должность главы Кабмина. Все возможные версии сводились к трем вариантам кандидатур на пост главы Кабинета Министров: старый-новый премьер Николай Азаров, формально сложивший полномочия по причине избрания народным депутатом (№1 предвыборного списка Партии регионов), глава Национального банка Сергей Арбузов и кандидат X в лице любого раскрученного политика (здесь звучали все имена, например, народный депутат Петр Порошенко, вице-премьер Валерий Хорошковский, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Клюев и другие).

Повторное назначение именно Николая Азарова на пост премьер-министра стоит рассматривать в двух плоскостях: политической и бюрократической. Если говорить о политической, то после победы Януковича на президентских выборах в 2010 году, главное требование к главе правительства заключается в том, что премьер не должен представлять собою потенциального конкурента для нынешнего президента на выборах 2015 года. Кроме того, безропотно сносить нападки политиков и прессы за экономические просчеты и проблемы с социальными выплатами. Поэтому в информационной плоскости за почти 3 прошедших года сформировалась следующая модель освещения работы Кабмина, когда премьер несет ответственность за все происходящее в стране. Показательно, но в 2011 году афганцы и чернобыльцы протестовали против ручного порядка регулирования размеров социальных выплат перед помещениями Верховной Рады и Кабинета Министров, а не напротив Администрации президента. И это притом, что парламент и правительство после прихода к власти Януковича и Партии регионов не играют самостоятельной роли, все решения формулируются в президентской канцелярии, а Кабмин и Рада выполняют роль хозяйственного и юридического отделов АП. Такой фильтр со старта отсекает любого иного политика, кроме Азарова и Арбузова, от возможности занять пост премьера, пока большинство в Верховной Раде формируется Администрацией президента, незаинтересованного в появлении еще одного потенциального кандидата на выборы 2015 года.

Если же говорить о бюрократических критериях для кандидатуры премьера, то в условиях нынешней расстановки сил Азаров имеет стартовую фору перед Арбузовым. Начать с того, что с 2010 года сложилась такая модель работы, когда в составе украинского правительства фактически работают несколько Кабинетов Министров. Вице-премьеры и некоторые министры (например, министр аграрной политики или министр энергетики) самостоятельно руководят своими подразделениями, обслуживая интересы основных финансово-промышленных групп и согласовывая свои решения с Администрацией президента. Ну, и, конечно же, только формально информируя премьер-министра о принятых решениях, что на суть постановлений не влияет. Если бы руководить правительством назначили Сергея Арбузова, налаженный механизм работы остался бы в прошлом. 35-летний Арбузов не имеет практического опыта руководства государственными органами, не говоря уже об уровне задач, стоящих перед Кабинетом Министров. Назначение Арбузова означало бы, что вместо него правительством руководили бы чиновники Администрации президента. И если сегодня украинский Кабмин представляет собою несколько центров влияния, то с назначением Арбузова все они были бы помножены на ноль, а настоящий центр принятия решений переместился бы в президентскую канцелярию. Учитывая, что Арбузов является представителем такой группы влияния, как «Семья» (так в Украине называют ближайшее окружение президента Януковича, которое формально возглавляет его старший сын Александр), все украинские олигархи опасаются подобного крена в сторону одной группы влияния. Не говоря уже о риске передела собственности в пользу «Семьи» за счет менее влиятельных олигархов.

Если сегодня, в условиях модели «Кабмин имени Азарова», каждая олигархическая группа может выйти на конкретного вице-премьера или министра, чтобы пролоббировать нужные решения, то при варианте, когда главой правительства будет Сергей Арбузов, решать все вопросы придется через Администрацию президента. А одобрять либо блокировать постановления и распоряжения Кабинета Министров будет та группировка, которая занимает самые сильные позиции в окружении Януковича, то есть, «семейные». И, наконец, крайне важно, если рассуждать в приведенной логике, то под кандидатуру Николая Азарова оказалось гораздо легче собрать голоса в Верховной Раде, где олигархическим группам принадлежат разные пакеты депутатских голосов. Скажем, СКМ Рината Ахметова делегировала своих представителей, как в предвыборный список Партии регионов, так и добилась избрания более 40 мажоритарных депутатов. Потому что вариант «премьер-министр Азаров» устраивает как президента Януковича, так и финансово-промышленные группы, голосующие, прежде всего, за выгодную для них модель использования правительства и его полномочий.

Сергей Слободчук - политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net