Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.01.2013 | Марина Войтенко
Риски «чертовой дюжины»
Начало текущего года отмечено некоторым приливом макроэкономического и рыночно-финансового оптимизма – большинство экспертов и аналитиков продолжают пребывать в уверенности, что 2012 год был одним из худших для глобального хозяйства в этом веке. Срыва в повторную общемировую рецессию, правда, не случилось. Однако число «зависаний» на краю сильно зашкаливало за «норму». 2013-й на этом фоне стремятся видеть более спокойным, когда экономическая динамика выглядит пусть и замедленнее, зато ровнее.
Тем не менее, магия цифр – «тринадцать» для многих число неудобно-дискомфортное – продолжает собирать дань из оценок немалых рисков, как текущего года, так и предстоящих лет перезагрузки общей модели современного экономического мира.
Едва успев отыграть заключенную в ночь на 2 января (до начала первой торговой сессии в США) сделку по «бюджетному обрыву», участники рынков озаботились перспективой повышения лимита американского госдолга. Новый компромисс (предыдущий был достигнут в январе-2012) должен быть найден до начала марта. Между тем, глава МВФ Кристин Лагард 4 января уже как бы упреждающе предупредила: недоговоренность по этому принципиальному вопросу грозит мировой экономике крупными потрясениями в связи со «снежным комом» последствий от снижения кредитного рейтинга и т.п. Экономия расходов в $200 млрд., предпринятая Минфином США (благодаря чему дефицит бюджета в декабре-2012 составил $260 млн. против $86 млрд. годом ранее) дает передышку лишь на 6-7 недель. Дальше уже необходимо договариваться, причем возвращаясь к «субстанции» fiscal cliff, то есть объемам и срокам компенсирующей увеличение госдолга налогово-бюджетной консолидации.
Напомним, что США1 , как и Япония2 , до сих пор не имеют среднесрочной программы в этой области. Между тем, последствия «компромиссного» повышения налога на заработную плату3 , в результате которого американские потребители лишатся в этом году не менее $125 млрд., вовсе не благостны. Только за счет этой меры ВВП-2013 потеряет как минимум 0,5%. В первом квартале рост может ослабеть до 1% (после 3,1% в третьем квартале 2012 года – более поздние оценки еще не опубликованы). Впрочем, в США не теряют оптимизма. Если удастся добиться всех необходимых договоренностей, то со второго полугодия динамика восстановления станет гораздо более очевидной, и годовой рост в целом составит не менее 3,2%. Этот темп сохранится и в 2014 году (прогноз председателя ФРБ Сент-Луиса Джеймса Балларда).
Большая часть экспертов уверенна, что в 2013 году для Еврозоны, наконец, наступит момент истины. В прошлом году в ходе тяжелейшего марафона из компромиссов, споров и конфликтов в ЕС-17 и ЕС-27 все-таки сложился проект новой инфраструктуры антикризисного управления. Теперь предстоит начинать ею пользоваться. Но, вот с этого момента как раз и возникают «подробности» гремучей смеси старых и новых еврорисков.
У 13 из 17 стран Еврозоны негативные прогнозы суверенных рейтингов (по версии S&P). В нефинансовом секторе экономики продолжается рецессия, ее затухание ожидается не ранее конца года (при прочих равноблагоприятных условиях). Прогноз по безработице безрадостен – в 2013 году она составит 12,1% против 11,8% годом ранее. По мнению главы ЕЦБ Марио Драги, для экономики зоны евро в полном объеме сохраняются понижательные риски.
Тем не менее, инфляция под контролем (в текущем году может даже опуститься ниже 2%), а «если посмотреть на общий пейзаж с точки зрения среднесрочной перспективы, можно увидеть существенное улучшение условий на финансовых рынках и стабилизацию некоторых важных индикаторов». Глава ЕЦБ, комментируя 10 января решение о сохранении базовой ставки на уровне 0,75%, отметил существенное снижение доходностей облигаций стран зоны евро, рост фондовых рынков с волатильностью, приближающейся к историческим минимумам, увеличение депозитов населения даже в периферийных странах.
Текущую европередышку аналитики, однако, оценивают как чрезвычайно хрупкую. Использование средств антикризисного фонда ESM и программы выкупа облигаций европейским ЦБ остаются «теоретическими» инструментами, пока еще не опробованными на практике. Их эффективность – не более, чем рабочая гипотеза.
Еще более заботит экономических акторов по всему миру сдвоенный политический риск в ЕС-17. Во-первых, политики после вербальных решений по очередному компромиссу уже не раз впадали в «ступор самоуспокоенности», из которого выходили принудительно по мере обострения ситуации на рынках. Поэтому сохраняются опасения, что в евроструктурах опять сделают вывод – худшее позади – и как следствие что-нибудь отложат, а то и вовсе забудут. Во-вторых, на сей раз, действительно, высока вероятность сильных осложнений в исполнении уже взятых и принятии новых обязательств по подведению под евровалюту прочного финансово-экономического фундамента. Франция по сути уже вышла из неформальной «коалиции за фискальную консолидацию» и проводит последовательную социалистическую финансовую политику. Неочевидные же итоги выборов сначала в Италии, а затем в Германии могут и вовсе поменять политический контекст антикризисного менеджмента в Еврозоне.
Все больше амплитуда разбросов в оценках перспектив китайской экономики. Конец года на первый взгляд, снял с повестки гипотезу о «жесткой посадке». Ряд экспертов полагают, что может не состояться и «мягкого приземления» и Поднебесная вернется к 8-9%-ым темпам роста. Другие же настаивают, что картина будет ровно обратной: из-за проблем плохих долгов, накопленных в банковской системе, слабого внешнего спроса, заметного сокращения кредитования (в четвертом квартале 2012 года более чем на 11% год к году) усиливаются риски нового замедления роста в 2013 году до 7,3-7,4%.
Такое ощущение косвенно подтверждается «утечками» в китайских СМИ, согласно которым минимальный целевой показатель темпов роста в текущем году будет снижен до 7,0% (в 2012-ом – 7,5%). Для справки заметим, что в Фонде Рубини, известном своими алармистскими оценками, считают, что вероятность темпов в 4-6% в течение трех лет после 2013 года составит 50%. При этом в целях поддержки инвестиций и внутреннего потребления придется пойти на масштабную реструктуризацию долга провинций, смягчение монетарной политики, увеличение социальных бюджетных расходов и трансфертов домохозяйствам.Каждый из рисков, генерируемых главными центрами глобальной экономики, по оценкам ряда экспертов (например, ЦМАКП в России), в случае своей реализации по отдельности способен притормозить темп общемирового ВВП примерно на 0,5 процентных пункта. Если же случится их синергия, к которой может добавиться образование новых пузырей на рынках сырьевых активов (как следствие избыточной ликвидности, возникающей в результате дополнительных стимулирующих мер средствами денежной политики4 ), то тогда общим итогом-2013 может оказаться рост, едва дотягивающий до 1,5-2,0%.
Как видим, ощущения многих экспертов – год текущий способен стать бледным клоном года минувшего – отнюдь не безосновательны. Далеко не случайно Дэвид Липтон, один из руководителей МВФ, призывает не повторять ошибок прошлого и придерживаться четырех главных правил текущей политики:
проводить адаптивное денежно-кредитное регулирование;
обеспечивать равновесие в бюджетных корректировках, сокращая, где это возможно, расходы и поддерживая, насколько это необходимо, краткосрочные темпы роста;
не ослаблять усилий по расчистке банковского сектора и повышению безопасности финансовых систем;
продвигать структурные реформы для повышения производительности и потенциала роста.
Это вовсе не означает, что долгосрочные риски и проблемы5 можно отодвинуть на второй план. Напротив, устранение этих помех росту уровня жизни «будет зависеть от максимального использования всеми странами своего потенциала при интеграции в мировую экономику упорядоченным образом». Последнее означает, прежде всего, модернизацию экономических структур и институтов и способность политических систем благоприятствовать этим процессам. Если сквозь призму этого мирового регулятивного мэйнстрима взглянуть на собственно внутрироссийские риски, то они выглядят куда как рельефно.
Пожалуй, главный из них в том, что 2013 год может повторить судьбу 2012-го с точки зрения поиска новых источников экономического роста и проведения структурных реформ (бледные тени необходимых структурных трансформаций в пенсионной системе и сфере образования, естественно, не идут в зачет). Иными словами, прошлогодний бег на месте, который еще как-то можно объяснить логикой электорального цикла, может быть продолжен. Причем главной причиной повторения пройденного на сей раз с высокой вероятностью способна стать рассогласованность ответов на важнейшие вопросы экономической политики, от которых зависит выбор пути через историческую развилку, где в настоящее время находится страна, даже внутри правительства.
Эксперты порой с горькой иронией констатируют: Россия – это все-таки Европа. Точно также, как в Еврозоне, многие уже принятые решения либо откладываются, либо исполняются в лучшем случае наполовину. Не успели принять «бюджетное правило», как тут же высказываются предложения о его корректировках, поскольку затруднительно при его соблюдении проводить стимулирующую политику за счет госинвестиций. При этом налицо явная нехватка любых (и частных, и государственных) инвестпроектов с доходностью, покрывающей риски. Последние, понятно, могут быть снижены в ходе общего повышения комфортности делового климата. Но, и здесь словесные интервенции сильно перевешивают практические дела.
По оценке ЦБ РФ, отток капитала в 2012 году составил $56,8 млрд. Это почти на треть меньше, чем годом ранее. Неплохо, но двигаться дальше трудно из-за общей неконкурентоспособности российской правовой среды, слабой защиты частной собственности, коррупции и т.п. Кроме того, сам объем оттока – свидетельство тому, что механизмы инвестиционного роста по-прежнему пребывают в разобранном состоянии, ровно как в оные годы импортное оборудование на заводском дворе. Между тем, в 2013 году дефицит новых источников роста вполне может стать проблемой общественно-политического звучания. Факторы внешнего спроса (торговый профицит-2012 «соскользнул» на 1,4%) и внутреннего потребления (в том числе и в связи с ожидаемым торможением кредитования населения) будут действовать заметно слабее.
Пока наиболее последовательны действия Банка России, по-видимому, добившегося перелома инфляционного тренда. Несмотря на январское ускорение (0,3% за первые девять дней) главным образом из-за повышения акцизов на алкоголь, тарифов на пассажирский наземный транспорт и сезонного роста цен на плодоовощную продукцию, ко второму кварталу инфляция может вернуться в годовой таргет 5-6%. Совершенствуются и инструменты поддержки стабильности банковского сектора, хотя и здесь наметилось некоторое расширение поля неопределенности в связи с намерениями ускоренно создавать финансовый мегарегулятор.
Судя по всему, 2013 год пройдет в жарких спорах по поводу новых правил в экономике с попытками ревизии и принятых решений, и действий в соответствии с ними. В условиях, когда ресурс старой модели выработан, это неизбежно. Вместе с тем понятно, что и движение на холостом ходу довольно быстро обнаружит свою неустойчивость. Чтобы минимизировать эти риски, в текущем году крайне важно подготовить «техрегламенты» хотя бы критического минимума структурных реформ. Россия уже не может позволить себе роскошь топтаться на месте очередные двенадцать месяцев.
1. Сделка по «бюджетному обрыву» означает лишь то, что не состоится одномоментного повышения налогов на $536 млрд. и снижения федеральных расходов на $109 млрд. Общий объем фискальной консолидации в $2,2 трлн. еще предстоит «разнести» по срокам на 10-летнем горизонте в рамках согласованной программы.
2. В начале января правительство Японии одобрило пакет стимулирующих мер объемом $117 млрд. (свыше 10 трлн. йен). Ожидается, что в результате будут созданы 600 тыс. рабочих мест, а ВВП увеличится на два процентных пункта. Вопрос о среднесрочной программе консолидации остается нерешенным.
3. В обмен на повышение ставки подоходного налога с 35% до 39,6% для граждан с уровнем доходов свыше $400 тыс. и $450 тыс. для домохозяйств администрация Барака Обамы была вынуждена отказаться от сокращенной ставки налога на заработную плату в 4,2%.
4. В ЦМАКП отмечают, что в 2012 году денежная база экономик США, Еврозоны, Японии и Великобритании (то есть, там, где применялись варианты политики количественного смягчения) выросла на 13,6% (до $6 трлн.). Корреляция же отдельных сырьевых активов (в первую очередь нефти) с глобальными фондовыми индексами, отражающими рост денежного предложения, с 2009 года стала устойчиво положительной.
5. По традиции в начале каждого года Всемирный экономический форум (ВЭФ) обнародует доклад о глобальных рисках. В январской публикации к числу наиболее значимых ТОП-10 проблем следующего десятилетия отнесены (по пятибалльной шкале): нарастающее неравенство в доходах (4,22), хронические фискальные дисбалансы (3,97), рост выбросов парниковых газов (3,94), кризис водоснабжения (3,85), возрастные диспропорции населения (3,83), кибератаки (3,82), изменение климата (3,76),
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.