Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.01.2013 | Александр Ивахник
Минюст не будет заниматься наездами на НКО
Вчера на «правительственном часе» в Госдуме министр юстиции Александр Коновалов отчитывался о работе своего ведомства. Он рассказал, сколько денег приносит в казну Служба судебных приставов и как непросто идет реформирование системы ФСИН. Но депутаты-единороссы не могли не спросить, почему до сих пор не применяется вступивший в силу в конце ноября 2012 года закон о НКО - иностранных агентах, реестр которых должен вести Минюст. Коновалов не обнадежил инициаторов закона, сославшись на недостаточность полномочий ведомства.
Проблемы с реализацией спешно принятого Госдумой закона, который предусматривает наделение НКО, занимающихся политической деятельностью и получающих финансирование из-за рубежа, статусом «иностранных агентов», обнаружились с самого начала. Они были связаны, с одной стороны, с вопиющим юридическим непрофессионализмом закона, с другой стороны, с его бойкотом, объявленным наиболее известными российскими НКО. Уже 12 декабря Александр Коновалов заявил журналистам, что наделение некоммерческой организации статусом «иностранного агента», скорее всего, займет год-два, до этого времени все вопросы будут решаться в судебном порядке. Он предположил, что «только через один-два года мы будем обладать каким-то отработанным превентивным аппаратом и примерно понимать механизм, каким образом этот закон должен быть реализован». На прошлой неделе стало известно, что в ответ на запрос правозащитной ассоциация «Агора» в адрес Минюста о том, является ли эта организация иностранным агентом и нужно ли ее вносить в соответствующий реестр, ведомство сообщило, что «не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии у ассоциации «Агора» признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента».
Понятно, что такая осторожность и пассивность со стороны профильного ведомства не могла понравиться агрессивно настроенным по отношению к независимым общественным организациям представителям партии власти. И вот вчера в Госдуме единоросс Михаил Маркелов, отметив, что «травля, провокация, развернувшиеся в последнее время, невозможны без финансовой поддержки из-за рубежа», прямо задал вопрос, что конкретно делает Минюст для создания реестра НКО - иностранных агентов и что мешает этой работе. «Может быть, вам не хватает законодательных рычагов? Мы готовы помогать», – предложил Маркелов. В ответ Александр Коновалов заявил, что помощь со стороны законодателей уместна «только в аспекте кардинальной перемены концепции оценки государством деятельности некоммерческих образований». С его точки зрения, концепция нынешнего закона о НКО не носит репрессивного характера. «Речь не идет о полномочиях Минюста, которые предполагали бы активные жесткие проверки, наезды, извиняюсь за термин, формирование гигантских списков и страшных санкций», – пояснил свою позицию министр. По сути, отметил Коновалов, речь идет о самостоятельном декларировании своего статуса организациями, которые получают иностранную помощь и занимаются при этом политической деятельностью. По его информации, на данный момент заявку на включение в реестр «иностранных агентов» подала лишь одна НКО – чувашская правозащитная организация «Щит и меч» (которая, кстати, является партнером ассоциации «Агора», а целью заявки было проверить, как работает закон).
Глава Минюста сообщил, что его ведомство не имеет возможности выяснить, финансируется некоммерческая организация из-за рубежа или нет. «Мы взаимодействуем сегодня с подразделениями Минфина, которые отвечают за обеспечение безопасности, прозрачности, законности финансовых операций. Сами выявить наличие иностранной помощи мы не в состоянии и будем работать по результатам данных от органов финансового контроля и от органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность», – пояснил Коновалов. Тем не менее, по критерию получения материальной помощи проще будет делать оценку – важно будет получить только сведения о проводках или о передаче наличных средств. «Что касается участия в политической деятельности, то я допускаю, что будут споры и дискуссии вплоть до Конституционного суда», – поделился сомнениями министр. По его словам, должна сформироваться судебная практика, которая позволит Минюсту «более конкретно, безошибочно и точно» применять закон.
Таким образом, Александр Коновалов в стенах парламента в очередной раз подтвердил, что Минюст не собирается отказываться от изначально занятой осторожной, выжидательной позиции. Однако весьма сомнительно, что такая позиция удовлетворит администрацию президента и выражающих ее политические установки депутатов-единороссов. Во всяком случае, автор вопроса в Госдуме Михаил Маркелов остался недоволен ответами главы Минюста и изложил свое мнение на сайте «Единой России». «В последнее время мы видим активизацию использования ситуации (с бездействием закона о НКО) разными деструктивными силами, которые, получая поддержку из-за рубежа, выводят людей на улицы. Они, используют ситуацию против своих же граждан, проводят антигосударственные мероприятия, на которых порочат честь и достоинство граждан России. Сейчас мы видим, что закон, который должен работать уже 2 месяца, не работает вообще. Это очень сильно настораживает. Я хотел услышать от министра более внятную позицию», – подчеркнул депутат. Маркелов убежден, что «необходимо принимать срочные меры, чтобы ситуацией не могли пользоваться недобросовестные люди». Единоросс закончил свой комментарий полуугрозой: «Не хотелось бы, чтобы создавалось впечатление, что кто-то или что-либо мешает Минюсту в полной мере реализовать уже действующую норму законодательства». Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от того, насколько позиция, выраженная Маркеловым, отражает волю влиятельных сил во власти.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.