Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

25.01.2013 | Сергей Маркедонов

Первые потери

Едва пройдя стодневный рубеж своей парламентской победы, коалиция «Грузинская мечта» понесла первые политические потери. Ираклий Аласания покинул пост первого вице-премьера в коалиционном правительстве, сохранив за собой пост министра обороны. Впрочем, нельзя исключать, что за отставкой с первого поста может последовать и вторая. Однако, обо всем по порядку.

21 января 2013 года (как следует из сообщения на официальной веб-странице грузинского правительства) Бидзина Иванишвили издал приказ, изменивший функциональную нагрузку для своего первого заместителя. Но в течение двух дней Аласания уклонялся от комментариев по поводу такого решения своего шефа. Лишь по истечении этого периода он заявил о том, что у него состоялась «довольно тяжелая беседа с премьер-министром» по поводу президентской избирательной кампании. По словам Аласании, у Иванишвили возникла тревога по поводу того, что партия «Свободные демократы» (которую возглавляет теперь уже бывший первый вице-премьер) обсуждение кандидатур для выдвижения на предстоящих выборах прошло без участия главы кабинета. Понятное дело, что имея за плечами школу российского крупного бизнеса, Иванишвили предпочел заранее развеять возможные сомнения и предложить своему ближайшему подчиненному «сосредоточиться на работе в министерстве обороны». То есть, отставить в сторону политику и заняться, как говорила героиня известного фильма Эльдара Рязанова, «вместо общественной работы прямыми своими обязанностями».

Впрочем, подобные «тяжелые разговоры» возникали у Иванишвили и Аласания ранее, когда формировалась коалиция «Грузинская мечта» и новый состав кабинета. Еще в начале октября прошлого года, когда горячее дыхание парламентских выборов еще ощущалось во всей грузинской политике, Иванишвили высказался относительно собственных предпочтений по кандидатуре президента. Нынешний избирательный цикл в Грузии примечателен тем, что зарифмован не только с передачей власти, но и конституционными изменениями. В новой ситуации (если поправки действительно будут реализованы, стопроцентных гарантий никто дать не может) президент превращается в церемониальную фигуру. И такой властный человек, как Иванишвили, не хотел бы видеть на этом посту потенциального конкурента. Между тем, Аласания не раз давал понять, что этот пост мог бы его устроить. При этом он не скрывал и не скрывает и сегодня, что остается сторонником президентской республики при сильном парламенте. Естественно, лидер «Свободных демократов» заинтересован в минимизации президентской церемониальности, что в условиях постсоветской персонифицированной политики можно было бы попытаться реализовать даже после введения конституционых поправок.

Иванишвили же не может не понимать, что у Аласании есть все данные для публичного политика. У него за плечами опыт представительства Грузии в ООН (где навыки полемики и дискусси востребованы). Он успел побывать и во власти, и в оппозиции, пройти школу выборов и побороться с административным ресурсом. И сосуществование с таким президентом для амбициозного премьера, стремящегося к обеспечению своего доминирования - не самый лучший вариант. Именно поэтому практически сразу же после своего парламентского успеха Иванишвили заявил о том, что был бы раз видеть на посту главы государства Вахтанга Хмаладзе. Как политик, этот потенциальный кандидат намного менее «раскручен» публично. Хмаладзе - профессиональный юрист, специалист по конституционному праву. Следовательно, у него меньше амбиций и независимости для самостоятельной игры. Он был одним из основных разработчиков Конституции 1995 года и членом комиссии, которая вырабатывала поправки к ней в 2010 году. Теперь, премьер Грузии предлагает теоретику попробовать на практике, насколько хороши и эффективны его экспертные идеи.

Заметим, что октябрьское заявление Иванишвили было сделано после того, как его неоднократно спрашивали о возможных президентских перспективах Аласании. 8 октября 2012 года лидер «Грузинской мечты» заявил, что Аласании будет предложена «интересная должность» в формирующемся кабинете министров. И такая должность (первый вице-премьер и одновременно министр обороны) была действительно предложена. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы купировать президентские амбиции лидера «Свободных демократов». Стоит отметить, что в грузинском правительстве вплоть до 21 января 2013 года было два первых заместителя (вторым был и пока остается министр энергетики и природных ресурсов Каха Каладзе). Первые вице-премьеры обладают немалым объемом полномочий. Они в случае отсутствия главы кабинета исполняют его обязанности. В грузинских же условиях пост министра обороны имеет и другие политические нагрузки. Грузия проводит курс на североатлантическую интеграцию, и министр обороны просто автоматически превращается в главу «второго МИД», занимаясь переговорами с НАТО, выстраивая отношения с Пентагоном и американской администрацией. Естественно, и вовлеченность Грузии в этнополитические конфликты и сложные отношения с Россией налагает дополнительные обязательства. Теперь полномочия Аласании значительно урезаны и ему фактически предложено заняться вопросами реформирования армии и оборонным строительством.

Сегодня трудно прогнозировать станет ли эта оставка последней (не только в ряду личных отставок экс- первого заместителя премьер-министра). Но она снова выпукло обозначила, что «Грузинская мечта» не так прочна, как кому-то могло показаться еще месяц назад. У этой коалиции есть мотор - Бидзина Иванишвили. И судя по всему, этот политик предпочитает функцию «газ» функции «тормоз». Другой вопрос, способны ли все его соратники следовать заданным курсом? Ведь даже если Аласания смирился с переключением на «текучку», некий осадок от «тяжелого разговора» остался. И этим могут воспользоваться представители противоположной стороны, тем паче, что традиции грузинской постсоветской политики показывают: переход из власти в непримиримую оппозицию и обратно здесь вполне возможен. Если же «Свободные демократы» пойдут на президентские выборы отдельной колонной, то, может быть, игру они не сделают, но некоторые проблемы для Иванишвили создадут. В этой связи премьер-министру следовало бы не вести дело Аласании к окончательному разрыву. Это бы создавало нежелательный прецедент для него и весьма мешало бы такому (объективно ему выгодному) тренду, как поляризация сил вокруг двух центров, то есть «мечтателей» и «националов». Постсоветские политики (вспомним успехи первого российского президента) в двухцветной гамме чувствуют себя намного уверенне, чем в оттенках и полутонах. Это касается, впрочем, не только обладателей чиновничьих кресел, но и оппозиционеров.

Сегодня представители «Грузинской мечты» могут говорить о том, что никакой раскол им не страшен, а внутрикоалиционных проблем вовсе нет. Однако «тяжелые разговоры» и функциональные изменения внутри кабинета уже наносят «мечтателям» серьезные имиджевые потери.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net