Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.01.2013 | Александр Ивахник
«Справедливая Россия» теряет оппозиционное лицо
23 января бюро президиума центрального совета «Справедливой России» рассмотрело неподобающее поведение наиболее активных и радикальных членов партии Геннадия и Дмитрия Гудковых, Ильи Пономарева и Олега Шеина. Бюро приняло решение «осудить по морально-этическим основаниям самовольное участие» Гудковых и Пономарева в акции 13 января 2013 года, «оскорбляющей достоинство их товарищей по партии». Кроме того, Бюро обсудило вопрос участия Гудковых и Шеина в Координационном совете оппозиции и Пономарева в руководстве «Левого фронта» и постановило «предложить им в месячный срок принять решение о личном выборе своего дальнейшего участия либо в работе органов партии, либо в деятельности данных общественных организаций, фактически провозглашающих политические цели, идущие в разрез с интересами партии».
Осуждение четверки самых известных партийцев и предъявление им ультиматума являет собой печальную картину того, что происходит сейчас с партиями системной оппозиции, которые всего год назад ярко показали себя в ходе парламентской и президентской предвыборных кампаний и давали надежду на возвращение в страну живой конкурентной политики. В условиях решительного курса власти на выхолащивание в стенах парламента реальной оппозиционности поддержание рабочих отношений с администрацией президента требует от формально оппозиционной партии очень больших политических жертв как в плане поведения при думских голосованиях, так и во внутрипартийных отношениях. Это касается не только когда-то созданной Кремлем «Справедливой России», но и вполне самостоятельной по происхождению и традициям КПРФ.
Формальным поводом к рассмотрению верхушкой «Справедливой России» персональных дел четверки эсеров стало то, что в ходе «марша против подлецов» 13 января отец и сын Гудковы и Илья Пономарев шли во главе колонны демонстрантов, в которой несли перечеркнутые словом «Позор» портреты депутатов Госдумы, в том числе и из фракции СР, голосовавших за «закон Димы Яковлева». Тем самым они «поступили некорректно по отношению к своим товарищам по партии и фракции». Однако последний случай вписывается в уже длинный ряд событий, свидетельствующих о том, что под жестким давлением власти Сергей Миронов и другие лидеры партии отказались от напускной принципиальности и стали проводить сугубо оппортунистическую линию. Здесь и голосование в Госдуме за ряд одиозных законов (не только «закон Димы Яковлева», но и закон о НКО-иностранных агентах, закон о цензуре в интернете, законопроект о возможности отказа от прямых выборов губернаторов), и участие депутатов-эсеров в ряде скандальных инициатив (законопроект о защите религиозных чувств), и решительное отмежевание от радикальной протестной оппозиции на партийной конференции в конце октября, и попытки наладить отношения с группой независимых депутатов из восьми эсеров-отщепенцев, и отказ поддержать кандидатуру Геннадия Гудкова на будущих выборах губернатора Подмосковья.
Никто из подвергшихся разбирательству четырех эсеров не выразил намерения выйти из «Справедливой России». Более того, Гудковы и Пономарев объяснили на бюро, что они были против использования портретов депутатов в ходе марша 13 января, но не они являлись организаторами акции. Что касается непосредственной реакции на предъявленный ультиматум, то она оказалась разной. Депутат Астраханской областной думы от СР Олег Шеин, прославившийся длительной голодовкой против фальсификации итогов выборов мэра Астрахани, завил, что покинет Координационный совет оппозиции и продолжит работать в партии. «Я понял решение президиума, потому что партия, за которую голосовали несколько миллионов человек и которая активно помогает и помогала нам в борьбе против астраханской мафиозной группировки, естественно, является для нас базисом работы», – пояснил он «Газете.ru». При этом Шеин намерен продолжать сотрудничество с КСО. Илья Пономарев заявил, что готов покинуть руководство «Левого фронта». Но в этой организации нет понятия «членство», и, по мнению Пономарева, просто участвовать в ее работе ему никто не запрещает.
Отец и сын Гудковы оказались менее уступчивы. Дмитрий Гудков сообщил, что уходить из КСО не собирается. «Если коллеги сочтут необходимым исключить, это их право. Но пока у нас есть время, чтобы убедить наших партийных товарищей, что формат ультиматума как разговора между членами партии не очень корректен», – сказал он в интервью телеканалу «Дождь». А в интервью интернет-изданию PublicPost детализировал свою позицию: «У нас есть месяц. Мы будем убеждать коллег, что это ошибка – дистанцироваться от протестного движения, что КСО – это площадка, которая координирует представительство разных политических сил. Этот ультиматум для нас просто невыполнимый, никто уходить никуда не будет. Но для партии это может означать серьезные проблемы». Наиболее известный из четверки радикалов, изгнанный из Госдумы голосами единороссов и ЛДПР Геннадий Гудков настаивает на партийной дискуссии. «Нужна широкая партийная дискуссия об отношении к протестному движению, к среднему классу, который выходит на улицы защитить свои права и который поддержал нас на выборах 4 декабря. Речь идет о будущем партии», – заявил он в интервью ИТАР-ТАСС. Говорить о своем решении в отношении членства в КСО он считает преждевременным. Если дело все же дойдет до исключения Гудковых из «Справедливой России», то можно предположить, что вслед за ними эсеровские ряды покинет немало радикально настроенных партийных активистов. И тогда речь пойдет о формировании нового, возможно, перспективного партийного проекта на поле несистемной оппозиции.
Явно пытаясь продемонстрировать лояльность Кремлю и с этой целью стремясь поставить радикалов внутри партии в жесткие рамки или вообще избавиться от них, старые лидеры «Справедливой России» ориентируются на позицию той части поддерживавших партию региональных элит (в первую очередь, представителей бизнеса), которая была недовольна ее чрезмерной оппозиционностью. Такая проблема действительно существует и грозит эсерам сужением финансовой базы. Однако с точки зрения политических перспектив партии гораздо важнее ее отношения с избирателями. Сергей Миронов и другие лидеры партии явно находятся под впечатлением прокатившейся по стране консервативной волны. Однако для эсеров нет смысла ориентироваться на воплощающий эту волну патерналистски настроенный электорат малых и средних городов, боящийся любых изменений. Своим успехом на выборах в Госдуму в декабре 2011 года партия была обязана протестно настроенным избирателям крупных городов. Тогда руководство эсеров осознало распространенность этих настроений и повело партию на выборы под лозунгами решительной борьбы с монополизмом партии власти и ее переплетением с региональной и местной бюрократией.
Именно в среде городских образованных, критически мыслящих слоев, в том числе и в среднем классе, «Справедливая Россия» могла бы найти свою электоральную базу, тем более что в этой среде реальных конкурентов у нее пока не много. Правда, для этого пришлось бы несколько скорректировать идеологию партии, отказаться от наиболее радикальных социалистических лозунгов в экономической программе. Ничего особенно сложного в такой коррекции нет, все западные социал-демократические партии давно прошли через это. Выбранный руководством поворот к соглашательству с Кремлем, отказ от яркого оппозиционного образа ставит крест на союзе партии с протестными сегментами городского электората, которые никуда не делись, хотя и снизили активность в общественном пространстве. На выборах в Госдуму эсеры собрали 13% голосов избирателей, сейчас партию готовы поддержать 4%. Своими собственными руками, правда, при активной поддержке кремлевских кураторов, лидеры партии повели ее по пути маргинализации и неизбежных электоральных поражений.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.