Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.03.2013 | Александр Ивахник
Гудковы, на выход!
Вчера из «Справедливой России» были исключены наиболее яркие фигуры партии – Геннадий и Дмитрий Гудковы. Формальным поводом к исключению послужило то, что отец и сын Гудковы отказались выполнить условия ультиматума, поставленного перед ними партийным руководством в конце января – либо покинуть Координационный совет оппозиции и сохранить свое место в «Справедливой России», либо выйти из партии. Однако КСО не является не только партией, но и вообще оформленной организацией, это некий координирующий орган гражданской оппозиции без каких-либо полномочий. Поэтому исключение Гудковых несет вполне очевидную смысловую нагрузку.
Оно означает разрыв последней тонкой нити, связывающей эсеров с политикой уличного протеста. Удивительно, что заседание бюро президиума центрального совета СР проходило в открытом режиме, в присутствии многочисленных журналистов и камер центральных телеканалов. Впрочем, может быть, как раз не удивительно: телекамеры должны были запечатлеть символический момент изгнания из системной партии, возвратившейся в политический мейнстрим, «паршивых овец», завязших в трясине внесистемного оппозиционного болота.
Руководство «Справедливой России», явно под впечатлением решимости Кремля закрутить гайки и навести жесткий порядок в политическом доме, стало отказываться от прежней радикальной линии партии еще с лета прошлого года. Особенно наглядным поворот Сергея Миронова и других эсеровских лидеров в сторону умеренности и оппортунистического курса стал к концу осени. В ответ на целенаправленные усилия власти по ослаблению и расколу партии ее руководство предприняло ряд недвусмысленных жестов, направленных на демонстрацию лояльности Кремлю и готовности к конструктивному сотрудничеству на сугубо подчиненных условиях. На партийной конференции в конце октября Миронов и Левичев решительно отмежевались от радикальной протестной оппозиции, обвинив ее в политическом сектантстве и в стремлении к «либеральному реваншу и просто к смуте». В конце 2012 – начале 2013 года подавляющее большинство фракции эсеров в Госдуме проголосовало в поддержку «закона Димы Яковлева» и законопроекта о возможности отказа от прямых выборов губернаторов. Наконец, 23 января бюро СР рассмотрело неподобающее поведение наиболее радикальных членов партии – Геннадия и Дмитрия Гудковых, Ильи Пономарева и Олега Шеина. Бюро приняло решение осудить самовольное участие Гудковых и Пономарева в акции 13 января («марше против подлецов»), «оскорбляющей достоинство их товарищей по партии». Кроме того, бюро обсудило вопрос участия Гудковых и Шеина в КСО и Пономарева в руководстве «Левого фронта» и постановило «предложить им в месячный срок принять решение о личном выборе». Илья Пономарев и Олег Шеин приняли условия ультиматума. Отец и сын Гудковы оказались менее уступчивы.
В конце февраля председатель партии Николай Левичев заявлял, что будет настаивать на исключении Гудковых из руководящих органов. На тот же исход, судя по всему, рассчитывали и сами партийные бунтари. Однако накануне заседания бюро произошло два события, которые побудили эсеровское руководство к применению крайней санкции – изгнания из партии. В Госдуме разгорелся шумный скандал по поводу несогласованной поездки Дмитрия Гудкова в США на конференцию с антикремлевской темой «Новый подход или статус-кво: отношения США, ЕС и РФ после начала путинских репрессий». А Геннадий Гудков 12 марта посетил город Жуковский, где вскоре предстоят выборы мэра, и пытался убедить оппозиционных кандидатов от СР и КПРФ поддержать более сильного выдвиженца «Гражданской платформы» Михаила Прохорова.
На вчерашнем заседании бюро Гудковым было выделено всего по две минуты на объяснения. Они по-прежнему пытались убедить руководство эсеров, что поставленный перед ними выбор носит искусственный характер, и просили сохранить возможность работать и в партии, и в КСО. Геннадий Гудков подчеркнул, что СР в свое время приняла решение поддержать уличные протесты. Он настаивал, что КСО важен для российской политической жизни, а политику нельзя замыкаться на партийной структуре. Дмитрий Гудков напомнил об обстоятельствах отставки Сергея Миронова с поста спикера Совета Федерации, о протестных действиях самой СР: итальянской забастовке в Госдуме против закона о митингах, голодовке Олега Шеина в Астрахани и акциях в его поддержку. Работа в Координационном совете оппозиции, отметил Гудков-младший, не противоречит деятельности партии, а программа КСО во многом повторяет предвыборную программу кандидата в президенты Сергея Миронова.
Председатель партии Николай Левичев в ответ заявил, что время дискуссий прошло и настало время принять решение. Он упрекнул Геннадия Гудкова в том, что в ходе поездки в Жуковский тот поддержал кандидата-конкурента СР. Глава подмосковного регионального отделения партии Александр Романович предложил Геннадию Гудкову сдать партбилет за систематические нарушения статьи 7 устава СР, где говорится, что за нанесение систематического вреда престижу и авторитету партии ее член может быть исключен. Он привел примеры деятельности Гудкова в Московской области, которые противоречили партийным решениям (поддержка выдвижения Евгении Чириковой в мэры Химок осенью 2012 года, общая установка, согласно которой необходимо выставлять на каждые выборы единого оппозиционного кандидата, что подрывает авторитет «Справедливой России»). Позиция Романовича, помимо всего прочего, лично мотивирована: и он, и Геннадий Гудков претендовали на выдвижение кандидатом в губернаторы Московской области, а влияние Гудкова среди подмосковных партийных активистов мешает аппаратному контролю Романовича. Глава московского отделения партии Александр Агеев напомнил о шествии против «закона Димы Яковлева», на котором плакаты с портретами депутатов, в том числе от СР, выбрасывали в урны, и во главе этого шествия шли оба Гудковых. Похожие обвинения выдвигали и другие члены бюро. Дмитрию Гудкову особо вменили в вину недавнюю поездку в США и выступление на конференции в Сенате с критикой политики Кремля и российской коррупции.
Определенно в поддержку Гудковых выступил лишь экс-губернатор Красноярского края и старый соратник Гудкова-старшего по Народной партии Валерий Зубов, не являющийся членом бюро. Он подчеркнул, что СР – не секта и обязана работать с теми, кто находится вне партии, в том числе и с КСО. Член бюро Олег Нилов высказался за исключение диссидентов из руководства, но не из партии, поскольку они «очень талантливые люди», которые еще могут принести пользу. Наконец, взял слово Сергей Миронов. Он однозначно предложил исключить Гудковых из партии, поскольку «давался месяц на то, чтобы определиться, а этого сделано не было». По его мнению, совмещение Гудковыми деятельности в «Справедливой России» и КСО противоречит политическим задачам партии.
Перед голосованием Геннадий Гудков призвал коллег не совершать «стратегической ошибки» и не отказываться от работы с оппозицией. «Координационный совет – не партия и никогда ей не станет. Напротив, этот совещательный орган собирается поддерживать на выборах кандидатов от разных партий. Сейчас решается не моя судьба и не Дмитрия, а вопрос стратегического курса партии: соглашаться и уступать по мелочам или же идти своим путем», – приводил аргументы Гудков-старший. Однако это не произвело впечатления на эсеровскую верхушку. Николай Левичев в заключительном слове подчеркнул, что в условиях жесткой политической борьбы партия может быть сильна только сплоченностью. «Геннадий и Дмитрий Гудковы идут не в ногу. Мы будем стремиться остаться коллективом единомышленников.
Геннадий Владимирович, я не понимаю такого двумерного подхода: власть и оппозиция. Какое-то упрощенное восприятие у такого политического тяжеловеса», – достаточно четко выразил он сегодняшнюю линию партии. Решение бюро об исключении отца и сына Гудковых «за действия, наносящие вред партии» было принято почти единогласно: за него проголосовали 10 из 12 членов бюро. Против голосовал только Геннадий Гудков, Олег Нилов воздержался.
Представляется, что принятое вчера решение определило судьбу «Справедливой России» на ближайшие годы. Лишившись наиболее известных, радикальных и ярких деятелей, партия окончательно лишится и поддержки протестного электората, прежде всего в крупных городах, которому она обязана успехом на выборах в Госдуму в декабре 2011 года. А надежды парламентского руководства эсеров на альянс с Кремлем мало обоснованы. Партия больше не будет вызывать полного доверия власти, а «Единая Россия» не забудет ей обид прошлой думской кампании. Так что на создание благоприятных электоральных условий на будущих выборах рассчитывать не стоит. В лучшем случае можно надеяться на включение партии в некий блок вокруг Общероссийского народного фронта, да и то далеко не на первых ролях. В таком случае Миронов, Левичев и их ближайшее окружение, видимо, имеют шанс сохранить места в Госдуме, но на «Справедливой России» как массовой влиятельной партии можно поставить крест.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.