Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

05.04.2013 | Александр Ивахник

Партийно-правительственный дуализм

4 апреля Дмитрий Медведев в двуедином качестве председателя правительства и председателя «Единой России» попытался смягчить противоречия между двумя своими ипостасями. Он стремится заручиться политической поддержкой партии перед лицом принятия правительством «непопулярных решений». Однако руководство партии больше заинтересовано в расширении возможностей влияния на правительственный курс и сдерживания непродуманных инициатив отдельных министров. Так что гармонии в отношениях между кабинетом и партией власти не предвидится.

За почти год нахождения Медведева у руководства правительством и партией он впервые организовал в Белом доме встречу почти полного состава кабинета, включая шестерых вице-премьеров, и лидеров «Единой России», занимающих ключевые позиции, как в партии, так и в ее парламентской фракции. До этого он предпочитал встречаться с руководящим и региональным активом партии власти единолично. Можно предположить, что поиск нового формата более плотного взаимодействия стимулировало растущее недовольство «Единой России» действиями правительства, всё чаще прорывающееся в публичную сферу. Так, в последние месяцы явные противоречия между позициями кабинета или отдельных министров, с одной стороны, и фракцией ЕР – с другой, наблюдались по законопроекту о запрете на зарубежные активы чиновников (запрещать или нет недвижимость), по отношению к «закону Димы Яковлева», по политике оптимизации вузов, по законопроекту о Росфинагентстве, по ужесточению наказаний за нарушение Правил дорожного движения и т.д. Недовольство в партийных рядах проявляется и в отношении экономического курса в целом: за смягчение монетарной политики, за расширение притока государственных денег в экономику в последнее время высказывалась даже либеральная платформа в партии.

Поэтому высказанное Дмитрием Медведевым на встрече в Белом доме стремление к более плотному взаимодействию между правительством и руководством партии выглядит вполне естественным. Тем более что число поводов для недовольства решениями исполнительной власти у «Единой России» наверняка будет увеличиваться. Премьер-министр сообщил, что в ближайшее время правительство направит в Госдуму список наиболее значимых законопроектов, которые оно подготовило и считает важным принять до завершения весенней сессии. В связи с этим Медведев отметил: «Уверенное представительство «Единой России» в Государственной Думе должно помочь правительству в принятии не всегда популярных, но необходимых решений. Поэтому обращаю внимание на то, что и партия должна уметь разделять ответственность за происходящее в экономике страны». Какие конкретно решения премьер-министр имел в виду, он не сообщил, но что сейчас происходит в экономике страны – уже в общем и целом ясно: она переходит от вялого роста к стагнации. А это, естественно, потребует сокращения расходных статей бюджета и болезненного пересмотра ранее выданных социальных обещаний.

Медведев, правда, попытался смикшировать значимость того, что «по ряду вопросов позиция представителей партии и позиция членов правительства различаются». Он напомнил, что ни в стране в целом, ни в «Единой России» нет обязательного для всех единства мнений. Более того, даже в самой партии есть три платформы: социальная, либеральная и патриотическая. Поэтому, по его мнению, расхождения по тем или иным вопросам вполне возможны и в некоторых ситуациях даже полезны, для того чтобы самым глубоким образом обсудить их и прийти к каким-то выводам. «Но по ключевым вопросам, по задачам развития страны, государства, общества позиции партии «Единая Россия» и правительства были, есть и будут едиными. Здесь сомнений не может быть ни у кого» – подчеркнул Медведев. Однако всем понятно, что это лишь риторика. Проблема как раз в том, что позиции правительства и партии власти по этим ключевым вопросам вообще плохо просматриваются, а единства нет как внутри правительства, так и внутри партии.

Впрочем, с тактической точки зрения новый формат взаимодействия всё же может быть полезен. На встрече глава правительства предложил проводить «политическое чтение» законопроектов – обсуждать их до официального внесения в Госдуму, чтобы при необходимости заранее скорректировать документ. С точки зрения Медведева, эта форма консультаций позволяет снимать наиболее серьезные расхождения до начала законодательного процесса. Он уточнил, что речь идет не обо всех законах, а лишь наиболее резонансных – законах, которые затрагивают социальную сферу, ключевые вопросы развития экономики, ЖКХ. Причем такие законопроекты можно предварительно обсуждать и на внутрипартийных платформах. «Мне кажется, в этом был бы смысл, и я считаю, что участие министров в обсуждении правительственных законопроектов в рамках этих платформ было бы хорошим знаком и позволило бы спрогнозировать реакцию граждан с различными политическими взглядами, учесть различные позиции», – объяснил Медведев.

Действительно, участие министров, обычно руководствующихся общими технократическими либо узкоотраслевыми соображениями, в предварительных обсуждениях с руководством ЕР и ее отдельных платформ могло бы убедить их не впадать в крайности и более четко показать правительству грань возможного. В принципе такие консультации могут позволить избегать явных глупостей и грубых ошибок со стороны правительства.

Однако новые формы коммуникаций не решат принципиальных проблем взаимодействия правительства и «Единой России», поскольку последняя по большому счету по-прежнему ориентируется не на своего председателя, а на президента Путина, не желающего брать на себя ответственность за политику кабинета министров. Если Медведев делает акцент на том, что политические чтения законопроектов позволят заранее заручиться консенсусной поддержкой партии парламентского большинства, то руководители «Единой России» скорее рассматривают их как возможность надавить на правительство для учета мнения своей социальной базы. При этом социальная база ЕР по существу отождествляется с путинским большинством. На встрече в Белом доме представители ЕР поднимали те же вопросы, что поднимались на недавней конференции ОНФ в Ростове-на-Дону: размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, наведение порядка в системе ЖКХ и снижение стоимости коммунальных услуг, увеличение государственного субсидирования аграрного сектора. То есть в идеале лидеры «Единой России» хотят стать парламентскими выразителями повестки ОНФ.

Однако подобное стремление едва ли осуществимо. Структурная связь «Единой России» с политикой правительства через фракцию парламентского большинства и прогрессирующая усталость жителей от единороссовских начальников в регионах неизбежно будет вести партию власти к потере сторонников. Собственно реанимация проекта ОНФ как раз рассчитана на то, чтобы сохранить диапазон социальной поддержки президента Путина при сужении поддержки ЕР. Руководители ЕР это хорошо понимают и стремятся минимизировать развитие этой тенденции. Но такое стремление неизбежно будет порождать новые точки напряжения и противоречия в отношениях между правительством Медведева и партией.

Александр Ивахник– руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net