Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.05.2013 | Александр Ивахник
Не в бумажках дело
Вчера в Кремле прошло совещание о ходе исполнения указов, подписанных Владимиром Путиным в день вступления в должность президента 7 мая прошлого года. С учетом известного недовольства главы государства этой стороной работы кабинета Дмитрия Медведева от совещания первоначально ожидалось принятие жестких кадровых решений. Однако после «прямой линии» Путина с народом 25 апреля стало ясно, что у правительства пока есть некоторый запас времени. Тем не менее, вчерашнее совещание вновь продемонстрировало, что президента не устраивают темпы и методы работы министров, и ответственность за результаты им придется нести в полной мере и уже довольно скоро.
Что касается состоявшегося на следующий день увольнения вице-премьера и руководителя аппарата правительства Владислава Суркова, то оно, видимо, в большей мере связано с недопустимой по нынешним временам вольностью в трактовке действий Следственного комитета, к тому же прозвучавшей в ходе лекции в Лондонской школе экономики. Впрочем, это увольнение, несомненно, еще больше ослабит кабинет и уменьшит его шансы на эффективное осуществление путинских указаний.
Напомним, в день инаугурации 7 мая 2012 года Владимир Путин подписал 11 указов, в которых были зафиксированы основные обещания его предвыборной президентской кампании. Указы содержали 218 поручений правительству, из которых в 2012–2013 годах оно должно было исполнить 151 поручение, а в последующие пять лет – 67 поручений.
Открывая совещание, президент подчеркнул, что общая цель всей этой работы – «обеспечить новый, более высокий уровень жизни граждан, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности государственного управления и качества работы государственного сектора». Он вновь отметил амбициозность поставленных целей и сложную ситуацию в мировой экономике, но выразил убежденность: «Несмотря на все проблемы и трудности, обозначенные нами задачи абсолютно реализуемы. И мы с вами не должны ссылаться на сложные объективные обстоятельства. Нужно выполнять всё, что запланировано. Ожидания в обществе очень большие». Кстати, в ходе «прямой линии» при характеристике майских указов акцент был несколько другим. Тогда Путин говорил, что он «сознательно завысил планку, признаюсь, несколько завысил планку того результата, который должен быть достигнут исполнительной властью, и не только в центре, но и в регионах», исходя из того, что «если мы не будем работать напряжённо, результаты будут гораздо более скромными».
Было бы совсем странно, если бы президент на вчерашнем совещании вообще ничего не сказал о достигнутых за год положительных результатах. Он это сделал, но конкретных позитивных примеров назвал не много и по частностям. Преобладающая же часть его выступления была посвящена нерешенным проблемам и изъянам в деятельности правительства по исполнению майских указов. Среди таких изъянов фигурировали запаздывание и откладывание практических действий, формальный подход к содержащимся в указах поручениям, плохая проработанность и несогласованность решений, отсутствие должного контроля их реализации. «Еще раз повторю: сегодня на первый план выходят качество и эффективность наших действий, мы не можем позволить себе вновь и вновь пересматривать уже принятые решения и документы, подходить к задачам формально, лишь бы отчитаться о выполнении поручений, подготовить очередную бумажку. Не в бумажках дело», – однозначно выразил свою позицию глава государства.
В качестве самого масштабного конкретного примера формального подхода к делу Путин упомянул о стратегической задаче социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Соответствующая государственная программа принята и утверждена с предполагаемым объемом федерального финансирования в 3,8 трлн. рублей до 2025 года, из которых на период до 2020 года Минфин подтвердил только 296 млрд. рублей. «Спрашивается, зачем утверждали такой документ, если непонятно, как и за счет чего его исполнение? Для «галочки» не надо работать», – подчеркнул президент.
В целом в выступлении Владимира Путина прозвучало более десяти примеров явных недоработок и упущений правительства. Так, в условиях, когда центр исполнения указов в значительной степени смещается в текущем году в регионы, не до конца понятен вопрос о достаточности финансирования и обеспечения бюджетов регионов. «За счет чего будут работать регионы, как они будут решать поставленные перед ними задачи? Из 192 млрд. рублей дополнительных бюджетных ассигнований на проведение конкретных мероприятий, непосредственно вытекающих из указов, раскассировано по итогам I квартала только 17 млрд. Это меньше 10%. Что это за работа такая?», – задал риторический вопрос глава государства. Другой пример: по сообщениям из регионов, 54 тыс. многодетных семей получили земельные участки, но на практике эти участки часто находятся в непригодных местах, процедура получения и оформления земли в собственность, выдача разрешения на строительство излишне забюрократизированы. А программу по расселению аварийного жилья прорабатывали буквально «на коленке»: «Заранее всем было видно, что там концы с концами не сходятся. Программу тем не менее приняли, по всем регионам прошлись, заставили их подписать и буквально через месяц констатировали, что она невозможна к исполнению. Зачем принимать такие документы? Понимаете, мы сами себя обманываем, в блуд вводим – результата не будет никакого, и дискредитируем свою собственную работу». Немало недостатков в преобразовании сферы здравоохранения. Создание сети межрайонных больниц обернулось необоснованным закрытием фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных деревнях. Средства для повышения зарплат медработников первичного звена и скорой помощи выделили, направили в регионы, но до получателей они не дошли.
Крайне медленно продвигается работа по улучшению делового климата. Механизм госгарантий по кредитам среднему производственному бизнесу разработали, правительство должно было утвердить его до 1 ноября 2012 года, в бюджете выделили на это деньги – 20 млрд. рублей, но до сих пор получить эти гарантии практически невозможно. Другой пример в этой сфере. Для снижения издержек застройщиков и стоимости жилья правительству было поручено до декабря 2012 года установить исчерпывающий перечень административных процедур в сфере строительства. В октябре вспомнили, что требуются поправки в соответствующий закон, чтобы правительство получило право такой перечень устанавливать своим собственным решением. «С октября прошлого года, – обратился к министрам Путин, – никак вы не можете внести соответствующие поправки в Думу. Как результат – исчерпывающий перечень адмпроцедур в строительстве так и остался проектом. Надо запустить этот механизм, потому что иначе это просто бумажная работа, и толку нет никакого». Кроме того, кабмин не торопится утвердить новые дорожные карты по таким вопросам, как качество государственного регулирования и доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам. Президент обратил внимание на то, что эти карты взяты не с потолка, они вырабатывались самим правительством с участием бизнес-сообщества и экспертного сообщества. Но это не работает, потому что с осени прошлого года до сих пор не утверждено. «Почему? Спорили до хрипоты, договорились, подписали и положили под сукно», – выразил недоумение Путин.
Наконец, недопустимо затянута работа над пенсионной реформой, в частности, над принятием и «опубличиванием» новой пенсионной формулы. Не ведется работа по разъяснению гражданам разницы между накопительной и страховой частями пенсии, чтобы они могли сделать осознанный выбор, куда направить 4% страховых взносов. «Получается, что граждане до сих пор не понимают, как формируется их будущая пенсия, от чего она зависит. Я прошу еще раз до осени провести широкое общественное обсуждение», – вновь повторил Путин.
Несмотря на то, что претензий к работе кабинета президентом было высказано немало, он избегал грубой критики, во всяком случае, во время открытой для СМИ части совещания. Но и без колкостей и уничижительных слов общее скептическое отношение Путина к действующему правительству легко угадывалось, а в ходе телетрансляции было видно, каким тяжелым взглядом он смотрел порой на отчитывающихся министров. Надо признать, что хотя некоторые из президентских поручений годичной давности являются все менее реалистичными в свете падения темпов экономического роста, многие из высказанных Путиным претензий кажутся вполне справедливыми. Другое дело, что есть немало свидетельств того, что бывший старший партнер по властному тандему вовсе не хотел, чтобы его младший партнер сформировал сильное правительство, которое могло бы действовать слаженно и целеустремленно.
В конце совещания президент дал членам кабинета напутствие, которое не сулит им ничего хорошего. «По итогам первого года реализации указов мы видим, что движение есть, но сугубо бюрократическая ответственность плохо работает. Нужна публичная политическая персональная ответственность каждого из нас», – подчеркнул Путин. Он обязал министров привести планы своих ведомств в соответствие с задачами, изложенными в майских указах: «Каждый министр должен видеть и понимать, что конкретно он собирается сделать в течение года в рамках работы по этим указам, каких результатов собирается достигнуть, и публично об этом заявить, чтобы и его действия, и задачи на год стали достоянием общественности». Глава государства поручил в течение месяца такие планы подготовить, сделать их достоянием гласности и представить ему. «А в конце текущего года я встречусь с каждым из вас, обсудим результаты работы за год, и я публично заслушаю доклады по достигнутым результатам», – объявил Путин новость, которая, вероятно, прозвучала приговором по крайней мере для части членов кабинета. Тем более, что к концу года ожидается дальнейшее ухудшение экономического положения страны, и соответственно еще больше будет ощущаться недостаток финансирования реализации президентских поручений.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.