Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

05.06.2013 | Сергей Слободчук

США наращивают арсенал санкций против Ирана

Накануне назначенных на 14 июня выборов президента Ирана, администрация США ужесточает санкции против Исламской республики. В «черный список» юридических лиц, замеченных в нарушении режима санкций в отношении нефтепродуктов из Ирана, попала даже одна компания с активами на Кипре и в Украине. Следом за введением санкций в отношении иранской нефтехимии, США планируют сразу же после выборов, начиная с 1 июля 2013 года, расширить рамки запрета на импорт золота в Иран, запретив даже частные сделки.

Доходы от продажи нефтепродуктов считаются вторым по величине источником доходов для финансирования ядерной программы Ирана после экспорта нефти. Поэтому логика действий США, стремящихся перекрыть для своего идеологического противника крупные источники финансовых поступлений, понятна. 31 мая Госказначейство США внесло в «черный список» 8 иранских компаний, представляющих нефтехимическую отрасль Ирана, включая такие компании как Bandar Imam Petrochemical Co, Bou Ali Sina Petrochemical Co и Mobin Petrochemical Co. Следом Госказначейство направило все крупным экспортерам иранских нефтепродуктов указание немедленно прекратить закупки нефтехимических продуктов в Иране и запрет на любые сделки с компаниями из «черного списка». Такое решение администрации Обамы появилось не на ровном месте – американские СМИ цитируют анонимный источник в Белом доме, пояснивший, что введению санкций против иранской нефтехимии предшествовала масштабная подготовительная работа. Официальные лица администрации Обамы провели ряд дипломатических встреч по всему миру, стремясь предупредить собеседников из числа членов правительств и руководителей частных компаний о будущих санкциях и последствиях за их нарушение.

31 мая Госдепартамент и Госказначейство США заявили, что в соответствии с Актом о санкциях против Ирана и приказом президента №13608 (согласно американскому законодательству, приказ президента утверждается Конгрессом, после чего получает силу закона) вводят санкции против компании Ferland Company Limited, зарегистрированной на Кипре и в Украине. Администрация президента США обвиняет компанию Ferland в создании вместе с Национальной Танкерной компанией Ирана в марте 2013 года схемы, позволяющей экспортировать неочищенную нефть из Ирана в обход режима санкций, установленного США. По мнению администрации, компания Ferland вместе с иранскими чиновниками разработали обманную схему вывоза иранской нефти. Ferland транспортировала иранскую нефть на танкере Aldawha (1997 года постройки, брутто-тоннаж 79 779, ходит под флагом Панамы), выдав груз за «продукцию из Ирака» с помощью сфальсифицированного сертификата о происхождении товара.

Раскрыв обманную схему, Госдепартамент и Госказначейство применили против компании и ее владельца, грека по национальности Димитриса Камбиса следующие санкции:

- запрет на получение американской визы для сотрудников Ferland;

- на получение любых займов и кредитов от финансовых учреждений США;

- на любые финансовые операции, подпадающие под юрисдикцию США;

- любые операции с имуществом и имущественными правами в пределах юрисдикции США;

- а также запрет на сделки с иностранной валютой, подпадающие под юрисдикцию США.

Кроме того, приказ о введении санкций означает запрет для граждан США на любые операции с участием компании Ferland. А в официальном заявлении Госдепартамент и Госказначейство пояснили и пригрозили: «санкции являются четким сигналом, что США будут решительно действовать в ответ на попытки обойти санкции со стороны США. Любая коммерческая компания, продолжающая безответственно поддерживать энергетический сектор Ирана, или способствовать усилиям (иранских властей и компаний – прим. Автора) избежать санкций со стороны США, столкнется с серьезными последствиями».

Режим санкций в отношении иранской нефтехимии – это to be continued законов США, нацеленных ограничить экспорт нефти из Ирана. Принятые летом 2012 года законы ограничили экспорт нефти из Ирана в целом на 50 %, до показателя 1, 3 миллиона баррелей в день. В ходе отчета перед Сенатом США заместитель секретаря Госказначейства Дэвид Коэн сообщил, что по итогам введенных летом 2012 года санкций, экспорт нефти из Исламской республики сократился по итогам года как минимум на 7, 6 %. А сразу после президентских выборов, начиная с 1 июля 2013 года, США вводят санкции на продажу золота частным лицам из Ирана. Мотивы и специфика санкций обсуждались в ходе встречи между сенаторами США и чиновниками администрации Обамы в Сенате в мае 2013 года. Как известно, летом 2012 года США ввели запрет на операции по купле-продаже золота юридическими лицами из Ирана. В ходе встречи между сенаторами и чиновниками Белого дома в мае 2013 года, один из главных лоббистов по введению новых санкций против Ирана, сенатор США и глава комитета Сената по международным делам Роберт Менендес потребовал от заместителя Госсекретаря Венди Шерман и заместителя главы Госказначейства Дэвида Коэна отчета о мерах, которые Белый дом предпринимает для воплощения в жизнь запрета на продажу золота иранским компаниям. Менендес привел данные Фонда защиты демократии и фирмы Global Economics Нуриэля Рубини, согласно которым, после введения запрета, частные покупатели из Ирана приобрели золота на сумму в более чем 6 миллиардов долларов, главным образом из Турции и Объединенных Арабских Эмиратов. В ответ Коэн пояснил, что администрация Обамы планирует перекрыть данный канал импорта золота в Иран и расширить рамки санкций, включив запрет на продажу золота частным покупателям из Ирана.

Как известно, США и страны ЕС аргументируют введение санкций против Ирана необходимостью перекрыть финансовые потоки для осуществления иранской ядерной программы. Этим и объясняется расширение режима санкций, ведь по словам того же сенатора Роберта Менендеса, общая сумма импорта золота в Иран с момента введения запрета в 2012 году составила в районе 6 миллиардов долларов США – то есть, на уровне 10 % доходов Ирана от экспорта нефти. Но, в контексте выборов президента Ирана 14 июня, ужесточение режима санкций сработает скорее как средство мобилизации сторонников аятоллы Хаменеи и объединения иранцев в борьбе против внешнего врага. Кроме того, американские политики и чиновники представляют экономические выкладки в части финансовых потерь Ирана от введения санкций, но не могут привести ни одного доказательства, что санкции привели к сворачиванию или остановке ядерной программы. А отсутствие таких данных волей-неволей подталкивает к закономерному вопросу о политической эффективности подобных санкций. Чего не скажешь об экономической эффективности, ведь, к примеру, любые ограничения на экспорт нефти и нефтепродуктов из Ирана могут вызывать колебания мировых цен на данную продукцию. А дальше уже – дело техники, как заинтересованные игроки могут использовать данные колебания с выгодой для себя.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net