Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.06.2013 | Михаил Агаджанян
Газ вне санкций
За десять дней до президентских выборов в Иране Белый дом сообщил о согласии Барака Обамы на введение ограничений в отношении иранской валюты, автомобильной промышленности Исламской республики. В текст распоряжения президента США была также включена формулировка о наложении санкций на лиц, которые оказывают материальную поддержку правительству Ирана. Исключением из последней меры стали «определённые иранские финансовые институты и ряд действий, относящиеся к проекту трубопровода, предназначенного для поставок газа с месторождения Азербайджана «Шах-Дениз» в Европу и Турцию».
Новые санкции не стали неожиданностью. Иранская сторона продолжает рассматриваться странами Запада как отклоняющаяся от своих международных обязательств, создающая актуальные и потенциальные угрозы для безопасности на Ближнем и Среднем Востоке. В свою очередь, Тегеран демонстрирует решительность следовать линии на активное вовлечение в региональные процессы, развитие своей ядерной и ракетной программ, проведение военных маневров.
В общей диспозиции оппонирования Ирана и Запада всё же присутствуют элементы, наличие которых позволяет считать, что не все мосты в их отношениях сожжены. Порвать все связи с Ираном не позволяет его военнополитический вес в регионе, нефтегазовый потенциал и, что важно для американцев и европейцев, перспективы реализации крупных энергетических проектов. Интересами Запада в этом энергетическом контексте и было обусловлено включение в текст распоряжения Обамы от 3 июня оговорки, выводящей из-под действия санкций «проект трубопровода, предназначенного для поставок газа с месторождения Азербайджана «Шах-Дениз» в Европу и Турцию».
Дело в том, что иранская компания «Naftiran Intertrade» (NICO) обладает 10% участия в разработке азербайджанского месторождения на каспийском шельфе. Европейские потребители газа связывают большие надежды с азербайджанским газом со второй фазы «Шах-Дениза» (инвестиционное решение по «Шах-Дениз – 2» планируется принять до конца текущего года), приспосабливая под его мощности такие трубопроводные проекты, как, например, Трансанатолийский газопровод (TANAP). Газ со второй фазы месторождения должен пойти к 2017-2018 году, тогда же предполагается запустить в эксплуатацию TANAP.
Кстати, TANAP нацелен на предоставление своих перекачивающих мощностей и для туркменского газа. Проект можно считать ориентированным не только на вторую фазу азербайджанского месторождения «Шах-Дениз», но и на ресурсы центральноазиатской прикаспийской республики. Во всяком случае, подобные оценки осенью 2012 года высказывали официальные представители Турции.
Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) намерена уступить часть своей изначальной 80-процентной доли в проекте TANAP британской «BP», норвежской «Statoil» (по 12% долевого участия) и французской «Total» - 5%. «SOCAR» сохранит контрольный пакет (51%), турецкие компании «BOTAS» и «TPAO» останутся со своей изначальной 20-процентной долей, а новыми участниками предприятия станут указанные западные компании.
На кону большие ставки, измеряемые не только кубометрами газа, но и прозаическими долларами. Британская «BP» и французская «Total» заинтересованы в реализации этого и других проектов на азербайджанском нефтегазоносном участке каспийского шельфа, где они уже обладают долями участия. Участниками контракта на разработку первой фазы месторождения «Шах-Дениз» являются «BP» (оператор проекта) - 25,5%, «Statoil» - 25,5%, «Total», «SOCAR», иранская «NICO», российская «Lukoil» - по 10%, и турецкая «TPAO» - 9%. В разработке нефтяного месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли» британская «BP» владеет крупнейшей долей среди других участников консорциума – 35,83%. Компании «Total» принадлежит 10% в «South Caucasus Pipeline Company», владеющей газопроводом «Баку – Тбилиси - Эрзурум». Французская энергетическая корпорация также обладает 5% в компании «BTC Co», осуществляющей поставки нефти по трубопроводу «Баку – Тбилиси - Джейхан». Доля «BP» в данном нефтяном проекте составляет 30,1%.
Лондон и Париж не могут пренебречь интересами своих крупнейших транснациональных компаний, исправно выплачивающих налоги в казну и предоставляющих рабочие места в трудные для всех времена мировой экономики. Отсюда, цепь достижения компромиссов по выведению иранского капитала из-под ограничительных мер вокруг энергетических проектов на Каспии принимает отчётливый рельеф.
Британцы и французы попросили американского партнёра не ставить под вопрос участие иранской компании в разработке первой фазы «Шах-Дениз». До этого подобный запрос на адрес двух указанных европейских столиц поступил из Баку. В далёком январе 2012 года «Wall Street Journal» сообщал о проведении между ЕС и США консультаций для того, чтобы санкции, применяемые в отношении иранских компаний, не распространялись на проект «Шах-Дениз».
Азербайджан имеет сложные отношения с Ираном и не настроен их усугублять. Сохранение иранского участия в проекте исходит из интересов национальной безопасности Азербайджана. В этом можно было убедиться из заявлений официальных лиц Госнефтекомпании республики. На официальном уровне Баку не намерен выставлять свою настороженность в связи с тотальной изоляцией Ирана со стороны Запада. Но представители государственного нефтяного бизнеса Азербайджана – вполне подходящий канал публичного донесения реальных интересов прикаспийской республики до европейских и американских адресатов.
В феврале текущего года вице-президент «SOCAR» Насиров, при обсуждении санкций США и ЕС против Ирана, отметил, что первоначальной реакцией Запада на участие иранской стороны в проекте «Шах-Дениз» было «давайте от них просто избавимся». Но, из слов Насирова, Баку стал отстаивать иную точку зрения, заключающуюся в том, что «избавление» от иранцев не представляется целесообразным. Ключевой аргумент азербайджанцев при этом – безопасности Каспийского региона будет нанесён ущерб. Сохранение иранской компании в числе концессионеров проекта гарантирует его от гипотетических ракетных ударов южного соседа Азербайджана, преследующих цель поколебать энергетическую безопасность Европы в случае военной эскалации в отношениях Запад – Иран. Ракеты Ирана не будут угрожать экспортно ориентированной энергетической инфраструктуре Азербайджана до тех пор, пока в числе концессионеров первой фазы «Шах-Дениза» оперирует иранская компания «NICO». Такую формулу защищённости проекта от военного «форс-мажора» с иранского направления выводят в Баку.
После этих заявлений последовала наблюдаемая поныне активная дипломатия в отношениях Азербайджана с западными партнёрами. За несколько дней и даже часов до оглашения Белым домом нового пакета санкций с указанной выше оговоркой, особая активность наблюдалась в азербайджано-американских контактах. В конце мая в Баку прошёл двусторонний форум «Взгляд в будущее». В нём принял участие внушительный «десант» американских конгрессменов, экспертов и отставных функционеров. По окончании форума, в Вашингтон с визитом отправилась делегация республики во главе с министром иностранных дел Мамедьяровым. Глава внешнеполитического ведомства Азербайджана провёл встречу со своим американским коллегой Керри.
А в день выхода распоряжения Обамы о новых санкциях в отношении Ирана, глава Белого дома отправил в Баку письмо, которое было зачитано на открытии международной выставки «Нефть и газ Каспия» («Caspian Oil & Gas 2013»). Ключевым мессиджем письма стали слова о наличии у Азербайджана «такого обязательного и лояльного партнёра как США». В своём письме Обама отметил, что реализация в предстоящие годы второй фазы проекта «Шах-Дениз» и TANAP превратит Азербайджан в важного поставщика газа для Европы.
В итоге сложилась парадоксальная ситуация. Казалось бы, вводом новых санкций, да ещё за несколько дней до президентских выборов в Иране, США ещё более накаляют диспозицию противостояния Запада и Исламской республики. Между тем, более глубокий взгляд в вопрос показывает, что США и ЕС в отношении Ирана могут демонстрировать не только конфронтацию, но и сигнализировать о возможных точках сотрудничества. Конечно, когда на кону стоят интересы транснациональных компаний и региональных партнёров США.
Михаил Агаджанян – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.