Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.06.2013 | Сергей Слободчук
Своя Европа ближе к телу
Фракция оппозиционной партии «Батькивщина» в Верховной Раде приняла решение продвигать в общении с ЕС следующий месседж: ЕС может подписать Соглашение об ассоциации с Украиной только после того, как администрация Виктора Януковича освободит экс-премьера Юлию Тимошенко. А если Юлия Тимошенко останется в тюрьме, то подписывать Соглашение с Украиной не стоит вообще никогда. О решении фракции сообщил парламентарий Анатолий Гриценко, по словам которого, отныне депутаты «Батькивщины» должны ретранслировать такую позицию в общении с послами стран ЕС, журналистами, чиновниками Евросоюза.
У политтехнологов есть распространенное правило – никогда и ни при каких обстоятельствах не верить первому впечатлению. О человеке, новости, ситуации. Потому что профессиональных политиков тренируют производить позитивное впечатление, ситуации чаще всего запрограммированы, а новости «пекутся» в PR-конторах и редакциях как гамбургеры в Макдональдсе. Вообще, если воспринимать новостные ленты Украины всерьез, может сложиться впечатление, будто украинская оппозиция – категорически против евроинтеграции. Ну, а как иначе расценивать звучащие со стороны оппозиционеров призывы к ЕС не подписывать с Соглашение об Ассоциации с Украиной? Или просьбы тех же оппозиционеров к МВФ и другим финансово-кредитным структурам не выделять Украине очередной транш? Надо сказать, и раньше было сколько угодно подобных примеров. Так, в ноябре 2012 года в ходе встречи украинских участников форума Восточного партнерства глава комитета Верховной Рад по вопросам евроинтеграции в VI созыве Борис Тарасюк (тогда - фракция «Наша Украина – Народная самооборона», сегодня – «Батькивщина») пообещал призывать ЕС «к тому, чтобы соглашение не было подписано, если власть не выполнит полностью, как минимум, те требования, которые звучали ранее» (т.е. не освободит Юлию Тимошенко и Юрия Луценко). А сидевший рядом глава международного направления в «Батькивщине» Григорий Немыря тут же дополнил: «Это наша общая позиция».
Однако, прочитав подобные сообщения в новостных лентах, следует сразу же вспомнить о правиле первого впечатления. Поведение оппозиционеров, призывающих Европу не вести никаких дел с «антинародным режимом» можно пояснить двумя взаимосвязанными мотивами. Начать с того, что украинская оппозиция многие годы лепила себе имидж «европейской» и «демократической» в противовес «пророссийской» Партии регионов и «антинародному режиму» Виктора Януковича.
На самом деле, евроинтеграция – многолетняя «фирменная» тема «Батькивщины» Юлии Тимошенко, «Свободы» Олега Тягныбока, «УДАРа» Виталия Кличко и т.д. Как-то так исторически сложилось, что украинскому оппозиционеру вообще полагается всячески агитировать сограждан за ЕС. И, по аналогии с советским солдатом, если его вдруг разбудят в 3 часа ночи, на вопрос «НАТО?» (в смысле, «Таможенный союз?»), не задумываясь, отвечать «Наиболее вероятный противник!» Последние 10 лет Ющенко, Тимошенко, Яценюк и другие, отпустив тормоза, пропагандировали курс на интеграцию в ЕС, всеми доступными средствами убеждая простого украинца в том, что нет другой верной дороги, кроме полной и безоговорочной евроинтеграции. И, на контрасте, проклинала ЕЭП и ТС, называя участие в подобных проектах, сдачей национальных интересов вплоть до операции «Ликвидация» для независимости Украины. Вспомним, ведь евроинтеграция была одной из главных «фишек» президента Виктора Ющенко, к месту и не к месту все 5 лет своего срока говорившего о «европейском выборе» Украины. А вот если оценивать период 2005 – 2010 годов, когда нынешние оппозиционеры находились при власти, вдруг оказывается, что в плане евродостижений похвастаться особо нечем. Сегодня же, несмотря на ряд условий со стороны ЕС, Украина добилась послабления визового режима и приблизилась к подписанию Соглашения об Ассоциации. А теперь представим, что Соглашение все же будет подписано? Ведь тогда разрушится столько лет создаваемый «фирменный» имидж. Можно сказать, «все, все, нажитое непосильным трудом!» Вдруг окажется, что «пророссийский» и «антинародный» Янукович добился на пути евроинтеграции больше, чем все оппозиционеры за все время и вместе взятые. И куда тогда податься такой оппозиции? Разве что под церковь. Киевского, естественно, патриархата. Поэтому любые новости подобного плана следует трактовать следующим образом: оппозиция не против евроинтеграции Украины – но категорически против, чтобы любые достижения вроде подписания Соглашения об Ассоциации зачислялись в копилку администрации Виктора Януковича и Партии регионов.
А второй мотив поясняется тем, что нынешняя оппозиция в лице «Батькивщины», «Свободы» (и в меньшей мере «УДАРа») ориентируется в первую очередь на избирателя Западной Украины. Это подтверждает как празднование Дня Злуки в январе 2012 года, так и акция «Вставай, Украина!» с акцентом на города западной части страны. Последний штрих, окончательно замкнувший оппозицию в крупных городах Центральной Украины и на Западе – это признание во время выборов Верховную Раду своим полноправным партнером радикальную партию «Свобода», не гнушающуюся неонацистскими выходками. А сегодня Яценюк и Кличко на митингах «Вставай, Украина!» вообще выступают с одной сцены с главой «Свободы» Олегом Тягныбоком. Что, как мы понимаем, совсем не привабвляет популярности оппозиционерам в глазах избирателей Восточной Украины и Крыма, а также умеренных избирателей Киева, Центральной и Западной Украины.
Так сложилось, что тема евроинтеграции в Украине – это традиционный психологический маркер для избирателя Западной Украины (здесь срабатывают территориальная близость и несколько миллионов заробитчан, трудящихся в странах ЕС). И в случае любых евроинтеграционных подвижек вроде подписания Соглашения с ЕС или упрощения визового режима снова выходит, что в глазах своего базового западного избирателя оппозиционеры с разгромным счетом проигрывает – да кому? – «пророссийским» Партии регионов и Януковичу. Ведь в случае, если Соглашение все же будет подписано, станет жестко понятно, кто только говорит о «европейском выборе», а кто оказался способен доказать свои слова на деле.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.