Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Новый КГБ

18.06.2013

Бюджетное послание – реальность берет свое

Бюджетное послание Президента, представленное на прошлой неделе, похоже, стало сигналом того, что руководство страны осознало невозможность финансирования всех принятых обязательств в условиях радикального замедления экономического роста и возникших проблем с наполнением доходной части бюджета. Возможно, примирению с реальностью способствовало то, что по итогам пяти месяцев произошло номинальное (!) снижение налоговых доходов консолидированного бюджета по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Недобор бюджетных доходов, продолжающийся отток капитала и очередное сокращение объема импорта в мае – всё это говорит о том, что внутренняя экономическая конъюнктура продолжает ухудшаться.

Впервые с начала президентской избирательной компании в Бюджетном послании ясно прозвучало намерение пожертвовать частью расходных обещаний ради финансирования приоритетов. Президент даже допустил возможность увеличения сроков реализации государственной программы вооружений, а значит, и снижения ежегодной нагрузки оборонных расходов на федеральный бюджет. Правда, находясь под давлением военно-промышленного лобби, он предпочел высказать эту мысль в предельно мягкой форме – намекнув, что само Министерство обороны должно выступить с такой инициативой в тех случаях, когда предприятия не готовы выполнить заказ в полной мере. Но, как говорил в свое время Президент СССР, «процесс пошёл».

Эксперты давно говорят о том, что профинансировать заявленные приоритеты в образовании, здравоохранении и инфраструктуре невозможно при сохранении ранее заложенной траектории расходов на оборону и правоохранительную деятельность. И также невозможно это сделать без решения проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы. Довольно существенная часть послания была посвящена реформированию пенсионной системы и созданию пенсионной формулы, что должно привести к сокращению ежегодных трансфертов из федерального бюджета в Пенсионный фонд. Но никаких конкретных параметров так и не прозвучало, кроме указания на то, что все они должны быть утверждены до конца текущего года. Впрочем, год назад мы уже слышали примерно то же самое.

Неоднократно в послании прозвучала тема экономии бюджетных расходов. При этом Президент впрямую сказал о необходимости снижения численности чиновников, но, на наш взгляд, этого сделать не удастся без сокращения контрольно-надзорных функций государства. Снижение численности всевозможных проверяющих позволило бы не только сэкономить бюджетные средства, но и облегчить жизнь предпринимателям. Помимо этого не помешало бы и сокращение численности силовиков, направляющих практически неограниченные ресурсы на проведение бессмысленных проверок некоммерческих организаций и ведение политически мотивированных уголовных дел, однако об этом в послании ничего сказано не было. Что неудивительно – послание ведь бюджетное!

Примечательно, что тема приоритетных расходов в послании ограничивается лаконичным упоминанием указов от 7 мая 2012 года. Это, по нашим ощущениям, означает, что пути реального реформирования образования и здравоохранения (с учетом обязательств по повышению зарплат в этих сферах) пока не определены.

Озвученное решение о предоставлении средств ФНБ и пенсионных накоплений на финансирование инфраструктурных проектов было поддержано и МЭР, для которого бюджетные инвестиции – любимое дитя и единственный рецепт ускорения экономического роста, и Минфином – который готов согласиться с чем угодно, лишь бы не потребовали изменить несущие конструкции бюджета (ограниченный дефицит и бюджетное правило). По нашим оценкам, 1% ВВП дополнительных бюджетных расходов может, в лучшем случае, привести к краткосрочному (в течение года) увеличению темпов экономического роста на 0,7 п.п. Долгосрочных эффектов от таких инвестиций мы не ожидаем, так как, похоже, «окупаемые» инвестиционные проекты будут отобраны не по экономическим, а по политическим соображениям. Первый же пример – скоростная железная дорога «Москва-Казань» – является наглядным тому подтверждением. Опыт прошедшего в прошлом году саммита АТЭС показал, что массированные инвестиции в развитие местной инфраструктуры привели лишь к кратковременному всплеску экономической активности в Приморье, которая затихла практически сразу после завершения саммита.

Самым позитивным для нас моментом, который не вошел в текст послания, но был озвучен днем позже, стало заявление о возможности снижении запланированных темпов роста тарифов естественных монополий, начиная с 2014 года. Мы давно говорим о том, что рост тарифов приводит лишь к перераспределению ресурсов экономики в пользу «Газпрома» и является главным препятствием для снижения потребительской инфляции. Однако заявление министра экономики А.Белоусова о том, что данное предложение было не только согласовано, но и даже обсуждено с «Газпромом», наталкивает нас на мысль о том, что судьба этого решения (о снижении темпов повышения тарифов) может быть примерно такой же, как и судьба аналогичного прошлогоднего решения, когда Минфин грозился изъять три четверти повышения тарифа в бюджет через повышение НДПИ. Тарифы на газ, электроэнергию, транспорт были повышены, а вот НДПИ остался неизменным. Так что радоваться мы пока подождём.

Наталья Акиндинова

Материал подготовлен Центром развития

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net