Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.06.2013 | Сергей Слободчук
Турецкие протесты: невыносимая жестокость
Начиная с 23 июня, в Стамбуле и Анкаре возобновились массовые митинги протеста. На улицы в очередной раз вышли тысячи человек, ответные попытки турецкой полиции разогнать протестующих вылились в массовые столкновения. До сих пор благодаря грамотной имиджевой кампании Турция выглядела на мировой арене европейским и цивилизованным контрастом для Украины, России и других республик бывшего СССР. Но занятая турецкими властями по главе с премьером Эрдоганом непреклонная позиция и жестокость турецкой полиции разорвали красочный рекламный плакат не куски.
На встрече послов в Брюсселе представитель Германии заявил, что ФРГ заблокирует следующий раунд переговоров о вступлении Турции в ЕС из-за жестокого подавления массовых демонстраций. Правящая более 10 лет администрация Эрдогана старательно создавала образ страны, стремящейся в Евросоюз и соответствующей демократическим стандартам Запада. Демонстративная глухота премьера и главы Партии справедливости и развития Эрдогана к требованиям протестующих сограждан и неоправданные дубинки, резиновые пули и слезоточивый газ полиции внезапно продемонстрировали, что за гламурной декорацией «европейской» Турции скрывается даже не пустота, а тщательно сконструированный авторитарный режим. С самого старта протестов на площади Таксим турецкий премьер Реджеп Тейип Эрдоган демонстрирует непреклонную позицию, которая укладывается в одну фразу – массовые митинги организовали враги Турции, поэтому любые меры полиции по разгону демонстрантов оправданны.
Стремление правящей Партии справедливости и развития дискредитировать протестное движение логично - сначала Эрдоган несколько раз предлагал митингующим переговоры, но каждый раз в ответ протестующие озвучивали одно непреклонное требование об отставке самого Эрдогана. Пользуясь случаем, правящая администрация во главе с Эрдоганом использовала волнения как повод, чтобы усилить прессинг на турецкие СМИ. Поэтому стандартная картина дня турецких СМИ старается избегать освещения многотысячных митингов в Стамбуле, Анкаре, Измире и других городах. Или, на худой конец, давать сюжеты только в случае вопиющих столкновений протестующих с полицией и чрезмерного количества пострадавших. К примеру, 14 июня турецкая служба BBC прекратила свое вещание. Согласно официальному заявлению BBC, руководство турецкого канала NTV, транслирующего программы BBC, отказалось передавать передачу с сюжетом о том, как турецкие СМИ замалчивают информацию о протестах, охвативших крупные города страны. О настоящем лице Турции под руководством Эрдогана и Партии справедливости развития, коллективном портрете участников митингов в Стамбуле, Анкаре и других городах, а также силе и слабости протестного движения рассказывает главный редактор Интернет-журнала украинских и постсоветских левых www.liva.com.ua Андрей Манчук, отслеживающий события в Турции.
«Турция обычно считается демократической страной, стремящейся в Евросоюз. На самом деле, политическая система Турции отличается такой степенью авторитаризма, который шокировал бы украинцев, россиян или белорусов, если бы они знали об этой стране чуть больше, чем по впечатлениям от курортов. К примеру, массовые аресты журналистов, правозащитников и активистов являются здесь обычной практикой. Площадь Таксим и прилегающие к ней улицы - традиционное место проведения протестных акций, в авангарде которых обычно стоят коммунисты, анархисты, профсоюзные активисты, представители курдской общины, радикальные экологи, и др. Причем, эти акции часто заканчиваются столкновениями. Именно эти радикальные активисты из числа представителей левого, курдского и экологического движения являются инициаторами нынешних протестов и их наиболее радикальными участниками. Еще одной условной группой протестующих являются болельщики ведущих стамбульских клубов, хотя обычно они враждуют между собой, и придерживаются разной политической ориентации (среди болельщиков «Галатасарая» много курдов, «Бешикташ» поддерживают множество левых и профсоюзных активистов, «Фенербахче» является «правым» клубом), - кратко характеризует разницу между стандартным имиджем страны-курорта и повседневной действительностью Турции Андрей Манчук.
«Что касается нынешних протестов, стартовавших с митинга в защиту парка Гези, они стали массовыми именно потому, что они вовлекли в себя массы аполитичных горожан. Причиной этого стало широкое недовольство политикой Эрдогана, которая соединяет в себе неолиберальные реформы и клерикализацию общества. Поэтому протесты поддержали сторонники кемалистов, отодвинутых от власти нынешним правительством (хотя ранее кемалисты (т.е. армия, а также чиновники, судьи и коммерсанты, ориентированные на военных) десятилетиями жестко подавляли митинге левых на той же площади Таксим). Но большая часть людей, которые выходят на улицы сегодня - это те, кто не хочет, чтобы в стране росли цены и уровень безработицы, чтобы продолжалась коммерциализация всего и вся. И, вдобавок к этому, чтобы им запрещали пить пиво и ракию. Первоначальные лозунги протеста (требования сохранить парк Гези, где городские власти собирались вырубить деревья; остановить коммерческую застройку исторического центра Стамбула) быстро переросли в политические лозунги против премьера Эрдогана и его политики: «Эрдоган уходи!», «Долой тирана!», «Тейип-убийца!». Естественно, на площади очень много разнообразных антикапиталистических лозунгов, с плакатами Маркса, Ленина, Мао - от скопированных лозунгов мая 1968 года («под брусчаткой пляж!») до требований прекратить репрессии против профсоюзов и отказаться от военного вторжения в Сирию», - так характеризует Манчук требования протестующих.
«Простое перечисление лозунгов показывает, что протестное движение разрознено. Хотя участники выступают с общими требованиями, у них нет организационного ядра, наличие которого является условием для борьбы за власть. Эрдоган контролирует СМИ, полицию и спецслужбы, он в значительной степени поставил под контроль армию (хотя там присутствует множество недовольных политикой Эрдогана и Партии справедливости и развития в офицерских кругах)», - обращает внимание главный редактор Интернет-ресурса украинских и постсоветских левых на слабые места массового протестного движения, захлестнувшего Турцию.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.