Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.07.2013 | Александр Ивахник
Общественное телевидение никому не нужно
Проект создания Общественного телевидения России может быть свернут из-за нехватки средств. Канал ОТР начал вещание 19 мая в сетях всех операторов кабельного, спутникового и IP-телевидения. А 23 июля генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко сообщил журналистам, что деньги в бюджете ОТР закончились. «Как будем дальше жить, не знаю», – заявил он. Дело в том, что государство выделило на работу Общественного телевидения в 2013 году 1,5 млрд. рублей, но 700 млн. рублей ОТР израсходовало на создание производственно-технического комплекса с аппаратными и студиями, а также на закупку документальных и художественных фильмов. Ввиду явного недостатка госфинансирования телеканал открыл сбор добровольных пожертвований граждан, однако с апреля до настоящего времени объем собранных средств составил ничтожные 50,6 тыс. рублей. Другими словами, ни государство, ни зрители не хотят давать деньги на развитие Общественного телевидения.
Дело, конечно, не в том, что государство у нас такое бедное, зачастую оно выделяет многомиллиардные суммы на куда менее значимые вещи. Да и граждане не всегда отличаются такой скупостью: вчера стало известно, что лишь за одни сутки на избирательную кампанию Алексея Навального в Москве было собрано 5,5 млн. рублей. Просто в нынешней общественно-политической ситуации и в том виде, в каком он появился на свет, канал ОТР оказался никому не нужен.
Напомним, идею создания общественного телевидения инициировал тогдашний президент Дмитрий Медведев в конце 2011 года на волне массовых протестных выступлений и морально-политического подъема в обществе. В то время качественная демократизация российского государства и общества казалась многим возможной и близкой. Активные гражданские силы настаивали, что общественное телевидение должно стать реальной альтернативой государственно-коммерческим федеральным каналам, должно удовлетворять потребности общества в объективной информации, в беспристрастном представлении позиций различных идейно-политических сил, поднимать острые общественные проблемы, развивать самостоятельность личности и гражданское самосознание.
Когда в апреле прошлого года был подписан президентский указ о создании Общественного телевидения России, стало ясно, что такую роль ОТР сыграть не сможет в силу полной финансовой и кадровой зависимости от государства. А вернувшийся в мае на пост президента Владимир Путин вообще никогда не проявлял энтузиазма по поводу медведевской идеи. Но сразу прикрыть проект было бы политически некорректно по отношению к бывшему младшему партнеру по тандему. Так он и стал развиваться – ни шатко, ни валко. Генеральным директором и главным редактором АНО «Общественное телевидение России» был назначен Анатолий Лысенко – человек, действительно обладающий высоким профессионализмом и авторитетом в мире телевидения. Но с выделением финансовых средств на развитие проекта долго тянули, а эфирную частоту так и не дали, хотя первоначально предполагалось, что ОТР будет выходить на частоте телеканала «Звезда». В состав совета при ОТР, призванного осуществлять общественный контроль над его становлением и развитием, вошли достаточно известные телевизионные, культурные и религиозные деятели, но все они характеризуются своей полной лояльностью к действующей власти.
В итоге ко времени запуска Общественного телевидения России 19 мая от первоначальной задумки осталось лишь то, что на канале не должно быть рекламы и пустой развлекаловки. Было решено, что в программной сетке ОТР будет много научно-познавательных передач и документальных фильмов, будет показываться качественное советское и российское кино, будут рассказы о различных общественных организациях и о жизни в провинции. Вообще региональный крен стал принципиальной чертой канала. В день начала вещания Анатолий Лысенко подчеркивал: «Основной акцент при составлении сетки вещания будет сделан на регионы. Мы ушли от того, чтобы Москва занимала большую часть эфирного времени, и отдали его региональным новостям и сюжетам». Он сообщил, что на ОТР будут работать более сотни стрингеров из регионов, с которыми заключены договоры, кроме того, около 80 региональных телекомпаний предоставляют свой продукт. С начала вещания каждый час на канале выходят 10-минутные выпуски новостей, в которых, как правило, игнорируются национальные политические события, а упор делается на разнообразных событиях в регионах. Для жителей конкретного региона такие новости, может быть, и интересны, но когда они демонстрируются на общестрановом канале, то этот калейдоскоп быстро утомляет.
По первым двум месяцам работы ОТР сложилось четкое впечатление, что новый телеканал работает по принципу: с миру по нитке. Ведь, по сути, весь его программный контент уже представлен на множестве существующих кабельных и спутниковых телеканалов – московских и местных. В чем, собственно, состоит особое лицо запущенного общественного телевидения – совершенно не понятно. В определившемся формате ОТР не может надолго задержать внимание зрителя, не может привлечь широкую телеаудиторию. И потому оно мало интересно государству, а значит и не заслуживает щедрого финансирования.
24 июля на помощь Анатолию Лысенко поспешил глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, который в начале прошлого года активно продвигал реализацию идеи общественного телевидения. Он направил премьер-министру Медведеву письмо с просьбой срочно оказать дополнительную государственную поддержку АНО «Общественное телевидение России» в связи с его «плачевной финансовой ситуацией». Однако у Дмитрия Медведева сейчас слишком много других, гораздо более насущных для него проблем. Зато замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин со свойственной ему циничной прямотой заявил, что закрывать Общественное телевидение России никто не собирается, но и «дополнительных средств от государства каналу ждать не стоит». Он порекомендовал ОТР оптимизировать свои расходы, делать свой дешевый продакшн. «Все просто: если у тебя нет денег отдыхать на Канарах, то ты едешь на дачу. Жить нужно по средствам», – подчеркнул Волин. Замминистра добавил, что собственный контент канала «может выглядеть не очень красиво, но он позволит решить возникшие проблемы».
Комментируя заявление гендиректора ОТР об исчерпании бюджета, наверное, главный телевизионный авторитет в России Владимир Познер отметил: «Для меня было понятно, что это мертворожденный ребенок, что он жить долго не будет». По его мнению, «вполне возможно, что Общественное телевидение тихо-тихо, без большого шума, без драмы, так сказать, умрет, и никто особенно этого не заметит». Очень похоже, что этот прогноз сбудется. Просто первоначальная идея, как это иногда случается, ко времени реализации изжила себя. На наш взгляд, это не значит, что государство в принципе не способно дать жизнь полноценному общественному телевидению. Но это возможно лишь тогда, когда государство и граждански ориентированная часть общества настроены на одну волну. Может быть, когда-нибудь мы дождемся такого времени.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.