Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
31.07.2013 | Александр Ивахник
Путин вступился за вредные привычки
30 июля в Ново-Огарево президент России Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета «О задачах субъектов РФ по повышению доступности и качества медицинской помощи». В отличие от ряда последних совещаний по социальным вопросам оценки президента на вчерашнем мероприятии не были столь острыми. Видимо, летний период, а может быть, и недавно пойманная щука, все-таки умиротворяют. Тем не менее, Путин использовал встречу в Ново-Огарево, чтобы диагностировать «непростое» состояние сферы здравоохранения, обратить внимание на большой дефицит финансирования региональных программ бесплатной медицинской помощи, покритиковать некоторые ошибки, совершенные ранее в ходе реформы медобслуживания, и предостеречь правительство от резкого повышения акцизов на табак и алкоголь.
Таким образом, президент вновь предстал как мудрый правитель, предупреждающий о недопустимости опрометчивых действий исполнительной власти по коммерциализации медицинского сектора и чрезмерному финансовому наказанию жителей страны за традиционное, пусть и нездоровое, желание выпить и закурить. То, что государственная политика в этом направлении вполне отчетливо сформировалась в период, когда во главе правительства находился сам Путин, а нынешние действия кабинета подстегиваются исчерпанием экономического роста и соответствующей напряженностью бюджета, естественно, осталось за кадром.
Владимир Путин начал заседание с констатации того удручающего факта, что лишь 35% российских граждан удовлетворены уровнем медицинской помощи. По мнению президента, такая низкая удовлетворенность напрямую связана с тем, как на местах обеспечивается качество и доступность медицинской помощи. И ситуация здесь действительно противоречивая. У каждого региона, напомнил президент, есть своя программа госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи, однако финансируются они с большим дефицитом. В 2012 году в 66 регионах дефицит составлял 164 млрд. рублей, в этом году в 54 регионах дефицит превышает 120 млрд. рублей. Путин подчеркнул, что финансирование бесплатной помощи должно соответствовать ее объему; если же в региональных программах гарантируется определенный набор услуг, но средства для этого не выделяются, значит, нет и никаких реальных гарантий. Выход глава государства видит не в перераспределении финансовых потоков между центром и регионами в пользу последних, а в оптимизации использования имеющихся ресурсов. В частности, нужно увеличивать объемы неотложных услуг в поликлиниках, развивать систему дневных стационаров. Нужно смелее отказываться от неэффективных методов управления, когда средства направляются на содержание койко-мест. Вместо этого нужно платить за результат, измерять качество работы числом качественно пролеченных людей.
Далее Владимир Путин остановился на острой теме соотношения платной и бесплатной медицинской помощи. Он указал, что в территориальных программах госгарантий должен быть четкий перечень бесплатных услуг, а также понятные каждому пациенту правила их предоставления. «Неразбериха в этих вопросах ведет к коррупции и поборам, заставляет людей оплачивать услуги, которые по Конституции и по закону являются бесплатными. В итоге подрывается доверие граждан и к системе здравоохранения, да и к власти в целом. Нужно исключить саму возможность замещения бесплатной помощи платной», – подчеркнул президент. По его словам, сейчас таких случаев немало: более 70% обращений за платными услугами происходит из-за того, что люди практически ничего не знают ни о программе госгарантий, ни об условиях предоставления бесплатной медицинской помощи. Путин поставил задачу «обеспечить доступ граждан к этой информации, изложить ее ясно, без всяких двойных толкований, чтобы всё было прозрачно». Однако вопрос о том, как этого добиться и что мешало сделать это прежде, он обошел стороной.
Точно так же, констатировав, что российская система обязательного медстрахования не дотягивает до современного уровня и не стала страховой в полном смысле слова, призвав Минздрав «вплотную заняться вопросами совершенствования системы ОМС», глава государства не стал вдаваться в причины такого положения дел. Зато, говоря о проблеме доступности медицинских услуг, Владимир Путин неожиданно признал, что в свое время в пылу оптимизации затрат на здравоохранение закрыли немало фельдшерских пунктов, участковых, районных больниц, и в итоге сельские жители лишились даже первичной медицинской помощи. Способ поправить ошибку президент видит в создании передвижных центров здоровья, развитии санитарной авиации, внедрении дистанционных форм медпомощи. Правда, вопрос о том, насколько эти нетрадиционные формы оказания медуслуг способны адекватно заменить стационарные медучреждения и насколько современная российская деревня, особенно в отдаленных регионах, готова к их использованию, остается открытым.
Неожиданный оборот дискуссия о путях развития здравоохранения приобрела по ходу выступления главы Минздрава Вероники Скворцовой. Она предложила для обеспечения достаточного финансирования программ госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи, особенно с учетом дальнейшего повышения зарплаты медработников, направить в эту сферу дополнительные финансовые ресурсы за счет части акцизов на табачные изделия. На эту идею президент прореагировал уклончиво, предложив Минздраву проработать ее с Минфином, а затем добавил: «Вы понимаете, если вы договоритесь с экономическим блоком, с Минфином, с руководством правительства, что это будут дополнительные деньги, то это одно. А если вам дадут акцизы, но подрежут общие программы, то это будет совсем другое». Ответ Скворцовой был мгновенным: «Мы тогда лучше обойдемся без акцизов». Затем Владимир Путин счел нужным развить тему акцизов на табак и алкоголь и призвал работать с ними аккуратно. Упомянув о планах правительства по повышению акцизов, он подчеркнул, что это повышение должно быть постепенным, не резким. «Не нужно резких движений, это сфера тонкая, мы знаем с вами, к чему в прежние времена привела борьба с алкоголем – начали самогонку варить, начали денатурат пить. Поэтому здесь не столько запретительные, в том числе экономические, меры должны действовать, а просветительство, спорт, здоровый образ жизни», – отметил президент.
Выраженная Путиным точка зрения явно противоречит и уже принятым мерам по повышению акцизов, и тем более недавно озвученным Минздравом планам драконовского увеличения акцизов на табачные изделия. В 2013 г. акциз на литр спирта вырос с 300 до 400 рублей, т. е. на треть. В Налоговый кодекс заложено дальнейшее повышение: в 2014 г. акциз на литр составит 500 рублей, в 2015 г. – 600. Акциз на сигареты в 2013 г. вырос на 52%, составив 550 руб. за 1000 штук плюс 8% розничной цены. В Налоговом кодексе прописано увеличение в 2014 г. акциза на 45% – до 800 руб. за 1000 штук плюс 8,5% цены, а в 2015 г. еще на 20% – до 960 руб. и 9% соответственно. Однако 22 июля Минздрав предложил уже в 2014 г. поднять акциз на сигареты до 1200 рублей за 1000 штук плюс 10% от розничной цены, а в 2015 г. – до 2050 рублей и 10% от цены. В случае принятия этих поправок к 2015 году средняя стоимость пачки сигарет может увеличиться в 2,5 раза до 100 рублей.
Похоже, Владимир Путин решил, что пора внести коррективы в намерения Минздрава в полном объеме выполнять все рекомендации ВОЗ и в кратчайшие сроки довести стоимость сигарет в России до европейского уровня. А также в курс правительства в целом на быстрое повышение стоимости алкогольных напитков для пополнения скудеющего бюджета. В обществе мало кто спорит с необходимостью бороться с табакокурением и неумеренным потреблением алкоголя. Но перегибать палку с политической точки зрения здесь опасно, особенно с учетом реальной перспективы экономического кризиса и ухудшения материальных стандартов жизни широких слоев населения. Того самого традиционного путинского электората, для которого доступность удовлетворения укоренившихся вредных привычек в условиях кризиса послужит пусть и слабым, но утешением.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.