Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.08.2013 | Михаил Агаджанян
Гвардия Путина: думы бессменного лидера
Пока не подтверждённый перевод замначальника ФСО, начальника службы безопасности президента генерал-полковника Виктора Золотова на пост заместителя главкома Внутренних войск МВД оживил тему создания президентской гвардии. Слухи о планах Кремля по формированию отдельной структуры в силовом блоке страны всплывали и ранее. К примеру, в прошлом году, через месяц после президентских выборов в некоторых российских СМИ появились сообщения о личной гвардии Путина. Как можно было тогда понять, функциональная нагрузка нового элитного подразделения не будет исчерпываться лишь охраной первого лица государства. Гвардия призвана внести свою лепту в защиту конституционного порядка. Учитывая, что в российской политической действительности охрана президента и есть защита конституционного порядка, всё встаёт на свои места.
Штатное расписание, подчинение, оперативные задачи президентской гвардии пока только предстоит определить. Если верить распространённой некоторыми российскими изданиями информации, на новом посту генерал-полковник Золотов должен возглавить работу по подготовке спецназа внутренних войск и некоторых моторизированных частей к выполнению задач по охране верховного главнокомандующего. К подбору персонала для несения боевого дежурства на «посту №1» предполагается подключить ФСО, МВД и ФСБ.
Таким образом, церемониально-протокольные функции нынешнего Кремлёвского полка власть, возможно, посчитала недостаточными. Президентская гвардия с прямым подчинением главе государства, укомплектованная лучшими из лучших и оснащённая по последнему слову техники – это совсем другой масштаб заявки высшей власти на свою политическую «сакральность».
Рунет встретил вести о «гвардейцах Путина» вполне ожидаемо. Большинство замечаний носило критический характер. Зачастую излишне ироничный. Вспомнили недавнюю «одиночную» прогулку президента в Санкт-Петербурге, не упустили возможности заподозрить за Путиным опасения в собственной безопасности. Тема гвардейцев располагает к подобного рода комментариям. Вместе с тем, при более серьёзном ознакомлении с вопросом, наружу всплывают некоторые интересные аналогии. Навеянные, так сказать, ветрами «арабской весны» и предшествовавшими ей событиями в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Согласитесь, в обладании личной гвардией есть нечто от азиатской политической культуры. В лучшем случае, при восстановлении традиции охраны главы Российского государства отдельным персоналом с боевыми функциями можно апеллировать к византийскому политическому коду. Ведь, к примеру, потешные полки западника Петра Великого – это тоже своего рода президентская гвардия образца 17-го века. Но на ум всё равно будут приходить, прежде всего, аналогии из Большого Ближнего Востока.
Личная гвардия была и у Муаммара Каддафи, и у Саддама Хусейна, и у Хосни Мубарака. В настоящее время самые верные Башару Асаду подразделения, в том числе и из того, что осталось от президентской гвардии Сирии, воюют с оппозицией. Воюют, надо сказать, самоотверженно. Недавно стало известно, что в боях с мятежниками погиб один из командиров гвардии, руководивший её спецоперациями (Абу Слиман).
Институт президентских, республиканских или национальных гвардий (называются по-разному) странным образом прижился в авторитарных государствах с диктаторскими замашками их лидеров. Плюс ко всему нельзя не заметить, что к формированию подобных структур авторитарные лидеры практически всегда обращались после многолетнего пребывания у власти. Трудно сказать, находится ли в прямой пропорциональной зависимости желание таких лидеров продлить пребывание у руля государства с планами создания и плотной опёки самой элитной части собственных армий. Но определённая зависимость прослеживается.
Скорее всего, если у Кремля и лично Путина на самом деле созрели планы создания гвардии, то за основу мог быть взят опыт близких России республик на постсоветском пространстве. У ближайшего партнёра России в Центральной Азии, коллеги по ОДКБ, Таможенному союзу и Единому экономическому пространству есть своя республиканская гвардия. Казахстанские гвардейцы первым делом заняты охраной главы государства, бессменного лидера республики Нурсултана Назарбаева. Обороняют резиденции главы Казахстана в Астане и Алма-Ате. Они непосредственно подчинены и подотчётны ему, имеют статус воинского формирования, относящегося к силам национальной безопасности республики. Считаются наиболее боеспособной единицей наряду с аэромобильными войсками Казахстана. Общая численность личного состава «гвардейцев Назарбаева» - около 2 тыс. человек.
Опыт Казахстана по созданию и деятельности президентской гвардии несравненно презентабельнее имевшей место в Ливии, Ираке, Египте практики. Впрочем, обольщаться этим не стоит. Где подобные формирования были созданы, их руководства, хорошо это или плохо, пребывали в гордом одиночестве несения бремени высшей власти. Президентские гвардии – это своеобразный символ не избалованных демократией стран, где культура максимально сбалансированного распределения власти, исключения её персонификации, мягко говоря, не прижилась.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.