Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.08.2013 | Сергей Слободчук
«Кнут и пряник» по-египетски
Сокрушительную атаку полиции и военных на лагеря исламистов поспешили окрестить началом гражданской войны в Египте. На самом деле военные применили логичный ход в ситуации, когда страна второй месяц подряд полыхает уличными столкновениями и атаками исламистов на правительственные здания. Удастся ли военным во главе с генералом аль-Сиси предотвратить гражданскую войну? Зависит от того, сможет ли армия провести жесткую линию против «Братьев-мусульман» и одновременно продемонстрировать готовность к диалогу с теми, кто готов к цивилизованной политической борьбе.
Путем атаки на лагеря сторонников Мохаммеда Мурси и арестов видных исламистов армия попыталась переломить ход событий и сработать на опережение, не дав противнику обраться с силами, наладить организационную сеть и подтянуть деньги и оружие. Начиная с ночи с 3 на 4 июля, когда военные сместили президента Мохаммеда Мурси, Египет раздирают уличные беспорядки и нападения исламистов на армейские блокпосты и государственные учреждения. Улицы и площади множества городов Египта перегорожены баррикадами, где по одну и по другую сторону – тысячи простых египтян. Разве что противники Мурси – это те, кто больше года после президентских выборов терпел президента-исламиста и фактически руководивших страной «Братьев-мусульман». Но к началу лета терпение миллионов египтян лопнуло, и в Египте разгорелись уличные протесты против президента-исламиста Мохаммеда Мурси. Уличными протестами и неминуемыми столкновениями, в свою очередь, воспользовались военные, совершившие переворот и отправившие Мурси под арест, заменив на посту временного президента своим союзником Адли Мансуром. С другой стороны баррикад находятся сторонники Мурси и «Братьев-мусульман», такие же простые египтяне, разве что среди них преобладают выходцы из сельской бедноты и городских низов (т.е. наиболее восприимчивые к религиозной пропаганде исламистов слои, составляющие социальную базу «Братьев»).
За прошедшие с момента молниеносного военного переворота время, военные в лице Высшего совета вооруженных сил во главе с генералом Абдель Фаттахом аль-Сиси осознали: исламисты не собираются мириться с поражением. А главное – не задумываются над поиском компромисса, ведь военные предложили представителям «Братьев-мусульман» войти в коалиционное правительство, но исламисты категорически отвергли предложение. Стало очевидно, что исламисты используют завесу уличных митингов и баррикадного противостояния, чтобы создать и вооружить боевые отряды для гражданской войны. Поэтому реакция египетской армии была логичной – в сложной ситуации не допустить, чтобы противник собрался с силами и развернул полноценный фронт боевых действий. Военные попытались сработать на опережение, разгромив палаточные лагеря исламистов в Каире и задержав первый эшелон руководителей «Братьев-мусульман», включая верховного лидера организации Мохаммеда Бади, близкого к исламистам религиозного проповедника Сафвата Хегази, официального представителя Партии свободы и справедливости Мурада Али. В ходе ликвидации палаточных лагерей полицейские и солдаты забрасывали исламистов гранатами со слезоточивым газом, затем задерживали протестующих и грузили в фургоны для отправки в тюрьму. 36 исламистов были убиты, когда попытались напасть на конвой и захватить полицейские фургоны, перевозившие их в тюрьму. На фоне массовых столкновений по всей стране подал в отставку вице-президента Египта Мохаммед эль-Барадеи, заявив, что не может нести ответственность за решения, с которыми он не согласен. Атака на лагеря в Каире вызвала волну столкновений по всему Египту, потому что объединивший сторонников возвращения Мурси «Союз поддержки законности» призвал своих сторонников выйти на площади, чтобы противостоять «этой кровавой резне». Начиная с вечера 14 августа, временный президент Адли Мансур объявил, что в Египте вводится чрезвычайное положение сроком на месяц.
Запад занял в отношении происходящих в Египте событий колеблющуюся позицию. С осуждением насилия, в ходе которого гибнут мирные граждане, выступили президент США Барак Обама и главы стран ЕС. Тем не менее, США не стали заявлять о приостановке финансовой помощи Египту в размере 1, 3 миллиарда долларов. Представитель Госдепартамента Мари Харф разве что заявила, что речь идет только о пересмотре помощи с учетом сложившейся ситуации. А вот главы МИД стран ЕС 21 августа приняли решение приостановить выдачу лицензий на экспорт оружия в Египет, мотивировав тем, что вооружение может быть использовано для внутренних репрессий. Глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон заявила, что ЕС пересмотрит программы финансово-экономической помощи для Египта (можно прогнозировать, что в сторону уменьшения). А правительства Германии и Италии остановили экспорт оружия в Египет, даже не дожидаясь официального решения ЕС.
Глава Высшего совета вооруженных сил генерал Абдель Фаттах аль-Сиси, выступивший сразу же после начала операции «Ликвидация», свое обращение к египтянам построил на сочетании кнута и пряника. С одной стороны, генерал аль-Сиси продемонстрировал готовность к диалогу со всеми, включая «Братьев-мусульман», призвав сторонников Мурси «интегрироваться в политический процесс» и помочь военным «восстановить путь к демократии». И сразу же предупредил: находящиеся под его командованием армейские части не допустят разгула насилия со стороны исламистов. Военные сразу же продемонстрировали, что не только готовы к диалогу со всеми политическими силами, но главное, что их поддерживают политические организации самой разной направленности. Так, ряд партий Египта сразу же после начала разгона лагерей исламистов подписали межпартийное обращение с требованием запретить организацию «Братья-мусульмане» за нарушение закона о гражданских организациях. Египетские политики мотивируют свое требование тем, что исламисты располагают собственными боевыми отрядами и оружием, а потому не могут считаться обычной политической партией, ведь существует стандарт демократии, запрещающий политическим структурам иметь военизированные формирования.
Атаку военных на лагеря сторонников Мурси поспешили окрестить началом гражданской войны по примеру Сирии. На самом деле Высший совет вооруженных сил как участник политического процесса в Египте преследует как раз обратную цель - подавить очаги гражданской войны еще в зародыше. За прошедшие с переворота 3-4 июля недели стали очевидны несколько выводов. Во-первых, «Братья-мусульмане» отказались войти в коалиционное правительство под руководством Хазема аль-Беблави, в очередной раз продемонстрировав, что не собираются делить власть ни с одной из политических сил. Во-вторых, исламисты использовали ширму уличных баррикад, чтобы сконцентрировать финансы, продовольствие и т.п. для продолжения борьбы за власть, в том числе и вооруженной. В-третьих, исламисты в Египте опираются на достаточно многочисленную социальную базу – их поддерживают беднейшие и наименее грамотные слои населения, считающие, что Мурси просто «не дали выполнить обещанное».
Смогут ли военные навести порядок или в Египте действительно вспыхнет гражданская война? Ответ на данный вопрос зависит от того, смогут ли военные сочетать в течение ближайшего месяца линии «кнута и пряника». Во-первых, жестко продемонстрировать исламистам, зарубежным странам и египтянам, что любые попытки насилия и разжигания розни будут жестко пресекаться на примере разгона лагерей сторонников Мурси и «Братьев-мусульман» и арестов всех, кто призывает к насилиям и столкновениям, не говоря уже о боевиках. И одновременно проводить лояльную политическую линию, подчеркивая, что Высший совет и президент Адли Мансур готовы к диалогу со всеми политическими партиями и общественными силами, нацеленными работать в рамках законности и порядка. Но только тех законности и порядка, что установлены и одобрены армией Египта.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.