Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.08.2013 | Антон Евстратов
Аятолла Систани – олицетворение ближневосточной стабильности
Мусульманские религиозные лидеры, в связи с войнами и терактами последних десятилетий, у европейского и российского обывателя зачастую ассоциируются с крайней степенью нетерпимости, агрессии и радикализма. При одном упоминании данного словосочетания в уме у многих возникают Ахмат Кадыров, некогда объявивший джихад федеральному правительству России, безумные саудовские ваххабитские «авторитеты», публикующий фатвы о том, что солнце движется вокруг земли, или одиозный лидер Талибана мулла Омар. При этом очень мало в нашем обществе известно о людях, сама жизнь которых может считаться необходимым условием поддержания мира, порядка и цивилизованной модели взаимоотношений между различными религиозными и племенными группировками в тех или иных регионах. Один из таких лидеров, а быть может, самый яркий среди них, - иракский великий аятолла Али Систани.
Борьба за освобождение Ирака
Во многом, благодаря позиции Систани, Ираку удалось практически избавиться от американской оккупации, построить государственность после Саддама Хусейна, выработать светскую модель государственного устройства и уверенными шагами двигаться к достижению внутренней безопасности, мира и процветания. Именно требование Систани в 2005 году о создании переходного правительства Ирака на основе всенародных выборов, а не контролируемой Соединенными Штатами и их союзниками конференции стало, пожалуй, наиболее значимой точкой в освобождении страны от оккупантов. Инициатива великого аятоллы не только была поддержана в самом Ираке, где его влияние поистине громадно, но и по всему миру.
Вместе с тем, аятолла Систани последовательно выступал против вооруженной борьбы против американской армии, осуждая террор и насильственные методы ведения борьбы и справедливо считая бессмысленным войну нищей и разоренной страны против гораздо более сильного, хорошо вооруженного и опытного противника. Великий аятолла не раз на деле доказывал возможность мирного, ненасильственного достижения вполне конкретных политических целей. К примеру, именно ему удалось разрешить обострившийся конфликт между другим лидером иракским шиитов, Муктадой ас-Садром, и американской администрацией. Когда в 2004 году развернулись бои между «Армией Махди» Садра и войсками США, и боевики молодого иракского командира оказались осажденными в святом для мусульман-шиитов городе Наджафе, великий аятолла находился на лечении в Лондоне, где ему делалась операция на сердце. Все шиитские ученые были обеспокоены боями в городе и возможной его судьбой.
Без вмешательства самого влиятельного шиитского авторитета для иракских шиитов решить конфликт оказалось невозможным. Исключительную роль Систани в разрешении сложной ситуации признал даже Лидер Исламской Республики Иран, политического центра мирового шиизма, аятолла Али Хаменеи. Он направил аятолле Систани письмо, в котором просил его светлость вмешаться в конфликт, повлияв на противостоящие стороны.
И великий аятолла вмешался… Его возвращение из Лондона стало подобием триумфа древнеримских полководцев. В сопровождение приветствовавшей его толпы верующих иракцев, солдат, полицейских Али Систани прямо от кувейтской границы направился к Наджафу. Ему удалось без единого выстрела пройти сквозь осаждавшие город американские воинские части, сняв таким образом осаду. Более того, аятолла Систани способствовал подписанию мирного соглашения между «Армией Махди» и американским военным командованием. Кровопролитие, уже нависшее над городом, где расположена могила первого шиитского Имама – Али ибн Абу Талиба, удалось остановить. Согласно проекту великого аятоллы, все вооруженные формирования, находившиеся на территории Наджафа, были разоружены и выведены из города. Покинули его и солдаты США и НАТО. Контроль за безопасностью и правопорядком в священном городе стала обеспечивать полиция Ирака.
Разработанный аятоллой Систани проект предусматривал также компенсацию иракским правительством ущерба жителям Наджафа, пострадавшим от разгоревшейся вспышки насилия и военных действий.
И это, несмотря на то, что весьма радикальный и часто непродуманно действовавший Муктада ас-Садр (не имевший на тот момент ни религиозного, ни светского образования, и способный похвастаться лишь многолетним тюремным «стажем» в саддамовских застенках) являлся одним из основных политических противников великого аятолла Систани. Ранее имело место даже столкновение вооруженных отрядов двух деятелей. В 2003 году при попытке установить контроль над шиитскими святынями в другом священном городе, Кербелле, «Армия Махди» ас-Садра была разбита частями «Армии Бадр» Али Систани. Несмотря на это открытое вооруженное выступление против себя и многочисленные жертвы, великий аятолла не стал публично критиковать своего молодого противника, последовательно выступая за единство шиитов и всех иракцев перед лицом американских оккупантов и в будущем строительстве нормальной жизни в стране.
Ирак – не Иран
Примечательно, что многими возвращение Али Систани из Лондона виделось не иначе, как аналог прибытия из Парижа в Тегеран другого великого аятоллы – Хомейни в далеком 1979 году. Тогда это привело к Исламской Революции и установлению в Иране режима, основанного на шариате и правлении духовенства (так называемая концепция «велаяте-ль-факих»). Некоторые ожидали того же и от Систани (отметим, что, к примеру, упомянутый выше ас-Садр является сторонником перенесения названной концепции на иракские реалии). Однако великий аятолла Систани не хотел и не хочет иранских порядков в Ираке, выступая за светское государство. По мнению духовного лидера, религиозные деятели должны дистанцироваться от прямого участия в политике, занятия разного рода постов и должностей. Кроме того, в отличие от Ирана, где 90% населения – мусульмане-шииты, иракское общество – поликонфессионально. Помимо шиитов (65% населения), в Ираке проживают сунниты, а до американского вторжения – достаточно много христиан и сабиев. Еще в период возвращения Систани из английской столицы, генеральный секретарь его лондонского фонда господин Фадил Барулулум заявил: «Такого правительства, как правительство Ирана мы не хотим».
Содействие Али Систани благополучию и процветанию Ирака
Поддержка светского Ирака аятоллой Систани проявилась не только на словах. Именно стараниями аятоллы иракским шиитам удалось создать собственное мощное политическое движение – Иракский национальный альянс. Данная партия в ходе выборов 31 января 2005 года набрала наибольшее число голосов избирателей.
Способствовал проведению легитимных выборов в Ираке аятолла и позже.
Политический кризис в стране, начавшийся в 2010 году, также не остался без внимания аятоллы Систани. Несправедливое обращение правительство Ирака с суннитским меньшинством (около 30% населения страны) было негативно воспринято религиозным лидером. Он выразил свою солидарность с угнетенными суннитами, отметил необходимость соблюдения их прав. Более того, Систани предложил очередной проект нормализации ситуации в стране, по которому правительству необходимо выполнить ряд требований суннитских демонстрантов, вышедших на улицы, в числе которых - освобождение узников, содержащихся в тюрьмах без суда, а также подготовка к массовой амнистии политических заключенных. Под амнистию, по замыслу великого аятоллы, не должны были подпадать лишь те узники, которые запятнали свои руки в крови. В пятничной проповеди в Кербеле представитель его светлости, Ахмад ас-Сафи призвал иракских политиков блюсти единство страны как наивысшую ценность современного Ирака.
Именно разрушение этого единств, по мнению аятоллы и его сторонников, является основной целью разного рода террористических группировок. Так, комментируя произошедшее в марте 2013 года убийство 56 молодых иракцев под предлогом ношения ими западной одежды неизвестными лицами, представитель аятоллы Систани Абдуль-Рахман Рекаби заявил, что ислам осуждает подобные преступления, и учит своих адептов мирному сосуществованию. Более того, Рекаби высказал предположение о том, что упомянутый теракт был организован, либо спровоцирован самими западными странами, в их стремлении нанести удар по спокойствию, миру и национальному единству в Ираке.
Неприемлемо, по мнению великого аятоллы, и вмешательство вооруженных сил в решение политических проблем страны. В ходе прошедшей в 2010 году в Наджафе встречи Али Систани с заместителем начальника Генерального штаба иракской армии, духовный лидер шиитов предостерег военных от участия в политике и призвал их соблюдать нейтралитет в любом случае.
Не обошел своим вниманием великий аятолла Систани и курдский вопрос. В конце 2012 года богослов обратился к премьер-министру Ирака Нури аль-Малики с призывом немедленно нормализовать отношения с Курдистаном, предотвратив разрастание кризисной ситуации между Багдадом и Эрбилем из-за провинции Киркук.
Великий аятолла на внешнеполитической арене
Внешнеполитические вопросы также занимают великого аятоллу Систани. Особенно ярко это проявилось в период спровоцированного внешними силами гражданского противостояния в Сирии. Когда генеральный секретарь Лиги арабских государств Набиль аль-Араби, рьяно поддерживавший сирийскую «оппозицию» (прославившуюся организацией терактов и казнями журналистов, христиан и шиитов) появился в Ираке и изъявил желание встретиться с Систани, его светлость даже не затруднил себя ответом ему. Только из резиденции религиозного лидера пришло сообщение о том, что у великого аятоллы «не нашлось времени» для встречи с главой ЛАГ.
Когда в апреле 2011 года король Бахрейна Хаммад аль-Халифа обратился к религиозному лидеру с просьбой о проведении переговоров, его просьба была отвергнута. Причиной отказа стало, по информации представителя Систани Джавада Шахристани, мнение аятоллы о том, что переговоры не поспособствуют улучшению положения угнетенного шиитского населения Бахрейна. Неполноправное положение шиитов Бахрейна является предметом постоянного беспокойства Али Систани, который считает, что представители данной конфессии в королевстве стали жертвой политических игр Саудовской Аравии и местной правящей семьи.
А в январе 2013 года Али Систани отказался беседовать с представителем государства, играющего весьма одиозную роль, как в сирийском вопросе, так и во взаимоотношениях с Ираком, Турции.
Выступая за единство в своей стране, великий аятолла считает данный принцип обязательным и в отношении других государств, чем и объясняется его нежелание пятнать себя даже элементарной беседой с разрушителями этого самого единства в Сирии и Бахрейне.
Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что аятолла Систани в настоящее время является представителем всего иракского народа. К нему испытывают уважение и шииты, руководствующиеся фатвами Систани во всех сферах жизни, и сунниты, и курды, и иностранные политики. Когда в 2010 году имам-хатыб столицы Саудовской Аравии Эр-Рияда Мухаммада Абдур-Рахман аль-Арифи выступил с возмутительной клеветой на весь шиитский ислам и, в частности, на аятоллу Систани (имам даже «вывел» его из ислама, назвав «кафиром», неверным), он получил отпор со стороны президента Ирака Джалала Талибани, лидера иракских суннитов Халила аль-Маула, ректора каирского университета Аль-Азхар Сейеда Тантави и других выдающихся политиков, ученых и общественных деятелей.
Впрочем, как представляется, клевета аль-Арифи не была серьезно воспринята даже в самой саудовской Аравии (хотя и не была осуждена муфтием этой страны), заставив верующих усомниться скорее в психической адекватности проповедника, чем в достижениях аятоллы Систани. Последние отмечались и в Европе – его светлость был кандидатом на получение Нобелевской премии мира, и только фетва против гомосексуалистов, опубликованная им в 2006 году, помешала лидеру иракских шиитов стать нобелевским лауреатом.
Аятолла Систани снимает квартиру
Не может не вызывать симпатий к аятолле и его личная жизнь. Родившись в иранском Мешхеде в 1930 году, Систани с 11 лет стал изучать религиозные науки. Спустя несколько лет он поступил в семинарий города Кум, а в 22 года для углубления образования отравился за границу – в иракский Наджаф. Именно в этом городе он не только завершил свое образование, но и стал одним из самых (если не самым) почитаемых в мире шиитских богословов. Несмотря на то, что великому аятолле принадлежат около пяти десятков представительств, больниц, школ, детских домов и предприятий, он проживает в Наджафе в 70-метровой съемной квартире. В доме Систани всегда множество гостей, общаясь с которыми, он проводит значительную часть своего времени. Али Систани не считает возможным повышать уровень своего комфорта в то время, когда народ его страны живет в тяжелейших финансовых и бытовых условиях, постоянно подвергается опасности. Более того, по мнению Систани, те религиозные деятели, которые своим образом жизни возвышаются над простым народом – поступают неправильно.
Великий аятолла Систани – 82-летний религиозный деятель, живущий в съемной квартире, по своему авторитету, влиянию, политическим, гуманитарным и общественным достижениям далеко обошел большинство политиков ближневосточного региона. Именно ему перспективой на мир и цивилизованное развитие обязан Ирак, именно на него смотрят борющиеся за свои права шииты Бахрейна и Саудовской Аравии. Заручиться поддержкой аятоллы стремятся ведущие политические деятели, и не все ее получают. Простой народ является лучшим индикатором пользы и значения того или иного деятеля – и великий аятолла Систани имеет громадную поддержку народных масс в Ираке и за его пределами. Однако вряд ли будет преувеличением назвать его не только представителем иракцев, но и своеобразным олицетворением мира и стабильности на всем Ближнем Востоке.
Антон Евстратов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.