Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.09.2013 | Александр Ивахник
Путин и НКО: попытка смягчения напряженности
4 сентября Владимир Путин встретился в Кремле с президентским Советом по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Мероприятие состоялось в день, на который прежде была запланирована встреча Путина с Бараком Обамой, отмененная президентом США. Вообще надо думать, что главу российского государства в этот день больше всего занимало не развитие гражданского общества, а угроза внешнего военного вмешательства в сирийский конфликт и крайне непростое проведение саммита «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге 5-6 сентября.
Тем не менее, Владимир Путин обсуждал с правозащитниками волнующие их проблемы более четырех часов. И это понятно – ведь предыдущая встреча состоялась почти год назад, и за прошедший год много чего произошло: стал применяться закон об НКО – иностранных агентах, сами НКО подверглись беспрецедентному «наезду» со стороны правоохранительных органов в виде массированных и дотошных проверок, многие организации некоммерческого сектора стали отказываться от зарубежного финансирования.
Члены СПЧ воспользовались возможностью поднять перед президентом многие вопросы, вызывающие пристальное внимание если не всего общества, то его граждански активной части. Прозвучали такие темы, как неопределенность правового положения НКО, снижение независимости судов и сужение компетенции суда присяжных, ангажированность судебного процесса по «болотному делу», неудовлетворительное состояние системы исполнения наказаний, правовой произвол в действиях Следственного комитета, проявившийся, в частности, в «деле экспертов». Путин терпеливо слушал, в некоторых случаях выражал согласие с позицией выступающих, но сделал мало конкретных обещаний. Он объявил о значительном росте госфинансирования гражданского сектора и, в частности, правозащитных организаций, согласился с необходимостью корректировки закона об НКО, обещал подумать о проведении предложенной широкой амнистии в честь 20-летия российской Конституции и выразил готовность «обратить внимание» руководителя СКР Александра Бастрыкина на «некоторые проблемы», которые были подняты на встрече. Попутно глава государства сообщил о том, что провел встречу с президентом РАН Владимиром Фортовым и согласился практически со всеми его предложениями относительно резонансного законопроекта о реформе Академии наук.
Но в одном вопросе Владимир Путин вчера четко обозначил свое принципиальное несогласие с позицией СПЧ – в вопросе о деградации российской судебной системы и необходимости ее реформы. С его точки зрения, судебная система «всегда нуждается в совершенствовании», но не правильно «в очередной раз посыпать голову пеплом, бить себя веригами и говорить, что у нас вообще нет никакой системы и мы такие дикие». По мнению президента, в России устойчивое, развитое право, являющееся неотъемлемой частью международной системы права. Об особенностях отечественного правоприменения он ничего не сказал.
В своем вступительном слове Владимир Путин подчеркнул важность работы некоммерческого сектора для общества и для государства и предложил свой взгляд на приоритеты деятельности СПЧ. «В центре нашей с вами работы должен быть человек с его житейскими заботами и ежедневными проблемами, защита прав граждан в их повседневном взаимодействии с органами власти и различными организациями. Вот это выходит сейчас на первый план, и правозащитные организации должны это учитывать и не ограничиваться в своей деятельности пределами только Садового кольца», – считает президент. Правда, он тут же добавил, что «и политические права – это основа основ любого общества, любого государства». Затем Путин по своей инициативе остановился на самой болезненной для правозащитников в настоящее время теме – законодательства в сфере НКО. Он констатировал, что российское законодательство построено таким образом, чтобы те НКО, которые занимаются политикой на иностранные деньги, открыто обозначали себя в таком качестве. На его взгляд, «это справедливый и абсолютно честный подход». Но важна выверенность, ясность и понятность процедур и критериев отнесения НКО к такому типу организаций. «Согласен с теми критиками, которые говорят, что здесь не всё ладно. Это так и есть», – отметил президент. Он выразил готовность выслушать предложения СПЧ по снятию имеющихся проблем, по совершенствованию процедур: «Давайте вместе поищем решение, тем более что с момента последних законодательных изменений прошел почти год и наработана определенная правоприменительная практика».
Докладчик по вопросу законодательства об НКО, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова представила предложения СПЧ. Первая проблема – нечеткость определения политической деятельности в законе, в результате чего любая публичная деятельность организации может быть отнесена к политической, и прокуратура в разных регионах однотипные организации либо относит к иностранным агентам, либо не относит. СПЧ предлагает конкретизировать в законе понятие политической деятельности и полностью запретить финансирование из иностранных источников политической деятельности, осуществляемой общественными объединениями, которые преследуют политические цели, участвуют в борьбе за власть. Вторая проблема – сам термин «иностранный агент», который подразумевает если не шпионскую деятельность, то платную деятельность по поручению и в интересах иностранных заказчиков. Этот термин никак не соответствует тем отношениям, которые есть у НКО и их доноров или жертвователей. Поэтому Совет предлагает понятие «иностранный агент» перенести в другую часть законодательства, регулирующую отношения, связанные с агентированием, когда какая-то организация выполняет чьё-либо поручение, например, иностранного государства, и получает за это вознаграждение. СПЧ попросил президента Путина в кратчайшие сроки создать рабочую группу для подготовки соответствующих предложений по изменению закона об НКО.
В ответ Владимир Путин подтвердил, что эту проблему он видит, и выразил готовность заняться этим «прямо сейчас». На его взгляд, легко отразить в законе ситуацию, когда напрямую ставится задача какой-то организации и финансируется. Сомнения у него вызывает другая ситуация: «бывает, что прямая задача не формулируется, а деньги под определенную деятельность все-таки дают, и эта деятельность связана с внешнеполитическими интересами того или другого государства». В итоге президент резюмировал: «На что выйдем – пока я затрудняюсь сказать, но, безусловно, ваши предложения мы постараемся и проанализировать, и использовать».
Также в ходе заседания Владимир Путин сообщил, что в 2013 году государственное финансирование некоммерческих организаций увеличено более чем в три раза – до 3,2 млрд. рублей. Более того, до конца года планируется выделить еще 200 млн. рублей специально на поддержку правозащитных НКО, конкурс по их распределению также состоится уже в этом году. А начиная с 2014 года на гранты НКО, осуществляющим защиту прав и свобод человека, будет выделяться 500 млн. рублей ежегодно. Причем распределение этих средств будет происходить автономно от государства, а грантооператором выступит движение «Гражданское достоинство» во главе с экс-главой Совета по правам человека Эллой Памфиловой, которая пользуется в правозащитной среде высоким доверием.
Таким образом, на встрече с членами Совета по правам человека глава государства продемонстрировал общий конструктивный подход и готовность идти навстречу настойчивым пожеланиям сотрудничающих с властью правозащитников. Возможно, отчасти это объясняется датой проведения встречи – накануне домашнего саммита «Большой двадцатки». Но вполне может быть, что Владимир Путин осознал: государство несколько перегнуло палку в давлении на независимый сегмент некоммерческого сектора, и настала пора восстанавливать нормальные рабочие отношения с авторитетными организациями гражданского общества. Так это или нет – покажет судьба корректировки закона об НКО – иностранных агентах и масштаб юбилейной амнистии, о которой Путин обещал подумать.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.