Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.09.2013 | Александр Ивахник
Одни выборы – разные мнения
В России продолжается подведение итогов единого дня голосования 8 сентября, когда выборы регионального или муниципального уровня прошли в 80 субъектах Федерации. При этом оценки выборов со стороны экспертов и со стороны официальных лиц сильно различаются.
Эксперты в один голос говорят, что важнейшей общей чертой состоявшихся выборов была очень низкая явка избирателей – около 30% в целом по стране. В основе массового игнорирования выборов лежат два основных фактора. Во-первых, крайне неудачное время проведения единого дня голосования – начало сентября, когда значительная часть избирателей либо еще находятся в отпусках, либо проводят выходные на дачных участках. В свое время депутаты Госдумы мотивировали назначение именно такой даты выборов заботой о комфортных погодных условиях для прихода на избирательные участки. На деле же ни для кого не было секретом, что власть просто хотела минимизировать электоральную активность модернистских групп избирателей, как правило, критично настроенных в отношении власти и ее кандидатов. В большинстве регионов такая тактика сработала. Итоги голосования, однако, показали, что в тех случаях, когда в выборах участвовали яркие оппозиционные политики (Алексей Навальный в Москве, Евгений Ройзман в Екатеринбурге, Борис Немцов в Ярославской области), им удавалось мобилизовать протестный электорат в большей степени, чем кандидатам от власти – традиционалистские и зависимые от государства группы избирателей, прежде всего, пенсионеров. Во-вторых, сказалось повсеместно усиливающееся в широких слоях населения неверие в электоральные процедуры, в возможность с помощью голосования изменить облик власти, добиться перемен к лучшему. Как бы то ни было, низкая явка определенно не будет способствовать росту легитимности избранных 8 сентября глав регионов, районов и городов и уж тем более представительных органов власти.
В ходе избирательной кампании из президентской администрации не раз звучали сигналы о том, что Кремлем принята новая политическая стратегия, согласно которой должен быть предоставлен простор для свободного волеизъявления граждан, а предстоящие выборы должны быть прозрачными, честными и конкурентными. Итоги выборов 8 сентября показывают, что за исключением Москвы и в некоторой степени Подмосковья, в остальных регионах эти сигналы местными начальниками не были услышаны (а значит, они и не доводились достаточно настойчиво).
На выборах губернаторов и законодательных собраний перспективные кандидаты и партийные списки, которые могли составить реальную конкуренцию кандидатам от власти, либо не были зарегистрированы, либо были сняты с предвыборной гонки по надуманным основаниям с грубым использованием административного ресурса. Такая ситуация наблюдалась, например, в Забайкальском крае, в Ярославской и Владимирской областях. В результате, кроме Сергея Собянина в Москве, остальные семь победителей губернаторских выборов получили от 63% до 80% голосов, однако едва ли это везде свидетельствует об их запредельном личном авторитете. Кроме того, в сам день голосования во многих регионах оппозиционными наблюдателями были замечены многочисленные случаи использования хорошо известных технологий фальсификации выборов: массовое голосование на дому, «карусели» и т.п.
Тем не менее, доля голосов, полученных в большинстве регионов партией «Единая Россия», снизилась по сравнению с октябрем прошлого года и находится на уровне декабря 2011 года. А большинство мест в заксобраниях партия власти получила лишь благодаря одномандатникам и участию многочисленных партий-спойлеров. В целом степень легитимности региональной власти, достигнутая в результате выборов 8 сентября, вызывает большие вопросы, которые могут актуализироваться в случае вероятного скорого ухудшения социально-экономического положения широких слоев россиян. А вопрос с массовым протестным голосованием в Москве, на базе которого Алексей Навальный превзошел все предвыборные прогнозы и превратился в политическую фигуру общенационального масштаба, и сейчас весьма актуален для федеральной власти.
Возможно, все эти вопросы откровенно обсуждаются в Кремле на закрытых совещаниях. Но на встрече 10 сентября президента Владимира Путина с победителями губернаторских выборов об этом не прозвучало ни слова. Глава государства очень высоко оценил прошедшие выборы: «Легитимность этих выборов, их прозрачность, подконтрольность [осталось не ясно – кому?] была на таком уровне, которого раньше, наверное, никогда в нашей стране не было. Я сомневаюсь, что в других-то странах это есть». По его словам, в итоге действий руководства страны по совершенствованию политической системы за последнее время «работа в политическом поле стала более сложной, она стала в полном смысле конкурентной». Путин связал это с участием в выборах многочисленных непарламентских партий, которые «в регионах при выборах в законодательные органы достигли заметного улучшения своих позиций». Какие партии при этом имелись в виду – не очень понятно. Единственной новой партии, которая могла бы составить заметную конкуренцию старым игрокам, – прохоровской «Гражданской платформе» – не дали этого сделать с помощью административного ресурса. Тем не менее, президент России пообещал и дальше «совершенствовать нашу избирательную и политическую систему», для чего ход прошедшей выборной кампании задал «очень хорошую планку».
Показательно, что Владимир Путин специально похвалил встречавшихся с ним победителей губернаторских выборов за то, что они в ходе предвыборной кампании говорили именно о проблемах своего региона или города. «Вот это чрезвычайно важно, потому что мыслить общереспубликанскими, мировыми или космическими масштабами всегда легко. За этими космическими масштабами всегда можно спрятаться от решения текущих проблем, которыми конкретный человек на вашей территории озабочен… Руководитель региона – это, конечно, уровень общероссийский, общереспубликанский, это очевидный факт. Но задачи, которые вы должны решать, носят конкретный, сугубо, как правило, хозяйственный характер», – отметил Путин. Можно догадаться, что президент, как и всегда не называя Алексея Навального по имени, имел в виду именно федеральную политическую направленность его кампании в Москве. Но из этих слов вытекает и другое: избранные губернаторы по-прежнему не являются для президента страны самостоятельными политиками.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.