Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

10.10.2013 | Александр Ивахник

Бюджетные сомнения

8 октября в Совете Федерации прошли парламентские слушания по проекту федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Это было первое публичное обсуждение бюджета, который в условиях резкого снижения темпов экономического роста верстался с большим трудом и после мучительных согласований в правительстве был внесен в Госдуму 30 сентября. Обсуждение показало, что в исполнимости бюджетных проектировок не до конца уверены сами их разработчики, а львиную долю критики основной финансовый документ страны получил от недавно принявшей руководство Счетной палатой Татьяны Голиковой, которая быстро освоила роль главного бюджетного контролера, благо, много лет сама занималась формированием бюджета в стенах Минфина.

С основным докладом в СовФеде выступил министр финансов Антон Силуанов, который сразу заявил, что стране предстоят три года экономии, поскольку бюджет не от хорошей жизни предусматривает серьезное сокращение расходных статей. В целом расходы по линии всех министерств сокращены на 5%, а субсидии бюджетным организациям – на 2%. Инфраструктурные госмонополии в 2014 году должны будут жить в условиях заморозки тарифов. Министр также сообщил, что 244 млрд. рублей, который будут сэкономлены в 2014 году за счет перевода накопительной части пенсионных отчислений в распределительную систему, могут быть направлены на антикризисные меры: поддержку малого бизнеса, моногородов и содействие занятости. Каким образом эти средства впоследствии вновь вернутся на накопительные счета работающих россиян, он не объяснил. В целом, с учетом всех мер экономии, дефицит федерального бюджета в 2014 году должен составить 390 млрд. рублей (0,53% ВВП), в 2015 году – 797 млрд. рублей (1% ВВП), в 2016 году – 487 млрд. рублей (0,6% ВВП) – цифры вполне приемлемые.

Но при этом авторы проекта бюджета прогнозируют, что российский ВВП в 2014 году вырастет на 3%. Именно на этом основываются проектировки доходных статей бюджета. Антон Силуанов признал, что этот прогноз достаточно оптимистичен, такой рост может быть достигнут лишь при соблюдении ряда условий. В первую очередь, должен восстановиться рост экономики европейских стран – главных торговых партнеров России, что позволит стабилизировать цены на российский экспорт – нефть, металлы, руду. Другими словами, исполнение бюджетных проектировок ставится в прямую зависимость от внешнеэкономических факторов, ни в коей мере не находящихся под контролем российского правительства. Уже одно это вызывает серьезные сомнения в достижимости трехпроцентного роста экономики, особенно учитывая, что в течение текущего года правительство несколько раз корректировало прогноз роста российского ВВП в сторону понижения. Таким образом, сама основа сверстанного бюджета делается довольно зыбкой и уже вызывает закономерную критику. Так, бывший шеф Антона Силуанова Алексей Кудрин 8 октября заявил: «Мы впервые строим федеральный бюджет в условиях стагнации российской экономики, когда наш рост окажется ниже общемирового и значительно ниже, чем на развивающихся рынках. Ожидаемый по итогам этого года рост в 1,8% ВВП в сложившихся условиях не удастся нарастить существенно, поэтому взятый для расчета прогноз около 3% ВВП ежегодно нужно воспринимать как слишком оптимистичный».

С обстоятельной критикой представленного проекта бюджета выступила на слушаниях в Совфеде Татьяна Голикова. Она отметила, что предварительная оценка правительственного проекта Счетной палатой позволяет говорить о рисках неисполнения показателей по дефициту бюджета в 2013-2014 годах. В частности, есть большие сомнения в реалистичности заложенных в бюджет доходов от приватизации и внутренних заимствований (размещения государственных ценных бумаг в валюте РФ). По состоянию на 1 сентября 2013 года объем внутренних заимствований составил 470 млрд. рублей, или 38,7% от запланированного на весь год объема, поступления от приватизации равнялись 20,1 млрд. рублей, или всего 4,7% от годового плана. А в 2014 году внутренние заимствования планируются в объеме 808,7 млрд. рублей, поступления от приватизации – 196,8 млрд. рублей. По словам Голиковой, в случае вполне вероятного недополучения средств из указанных источников Минфину и правительству необходимо будет искать дополнительные источники для покрытия дефицита. Кроме того, есть риски невыполнения планов по другим доходам. Ведь если ВВП не вырастет на запланированные 3%, то поступления по налогу на прибыль и НДС будут ниже. Имеются также риски не выполнить планы по поступлениям от экспортных пошлин на темные нефтепродукты в связи с тем, что прогнозируется сокращение объемов их производства.

Много внимания в своем выступлении на слушаниях глава Счетной палаты уделила вопросу реализации госпрограмм. Бюджет на предстоящие три года впервые составлен по программному принципу, в его основу легло 40 федеральных программ. По оценке Голиковой, программный принцип при подготовке бюджета не удалось реализовать в полной мере. Цели, задачи и мероприятия госпрограмм не увязаны со стратегическими приоритетами развития страны. Эти программы существенно различаются по срокам реализации, не предусмотрены методики оценки их эффективности, в большинстве госпрограмм нет информации о взаимосвязи со смежными госпрограммами. «Все это свидетельствует об узкоотраслевом, ведомственном подходе», – считает глава Счетной палаты. По ее мнению, существующие госпрограммы нуждаются в доработке, причем это невозможно сделать в установленный срок – до 29 октября. «Объем этой доработки настолько велик, – заявила в СовФеде Татьяна Голикова, – что за такой короткий период, как один месяц, закрыть существующие недочеты не удастся, поскольку эти программы не соответствуют ни заявленным в них показателям, ни бюджетным ассигнованиям, которые планируется на них потратить».

Самое любопытное, что с точкой зрения Голиковой на слушаниях в верхней палате согласился представитель правительства – замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Он подтвердил, что запланированное финансирование госпрограмм явно не соответствует заложенным в бюджете расходам. «Государственные программы по ключевым секторам – инфраструктура, здравоохранение, образование, наука – фактически были сформированы и рассмотрены с финансированием, которое примерно на 1–1,5 триллиона рублей превышает то, что заложено в бюджете. Чтобы не идти на снижение в реальном выражении и в процентах к ВВП расходов на образование, здравоохранение, нужен серьезный, качественный пересмотр государственных программ. И это вопрос не одного месяца», – сообщил Клепач.

Первичное обсуждение проекта бюджета на ближайшие три года в Совете Федерации наглядно показало, что при его многомесячной подготовке правительство не отдавало себе отчет в серьезности ухудшения экономической ситуации в стране, а вносимые в последний момент корректировки сделали документ сырым и несбалансированным. Даже учитывая четкую встроенность российских законодателей во властную вертикаль, что гарантирует конечное принятие главного финансового закона несмотря на очевидные недостатки, его прохождение через парламент, похоже, не будет простым и быстрым.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net