Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.11.2013 | Алексей Рощин
Национализм и ксенофобия
Национализм сегодня принято ассоциировать с ксенофобией. То есть всякий националист - что в Европе, что в России - как бы непременно выступает за немедленную высылку всех «чужих» из своей страны, то есть, по сути, выступает за что-то типа «чучхе» - «опоры на собственные силы». Ассоциативная связь настолько прочна, что она уже работает и в обратном направлении: мы привыкли, что если некий человек ксенофоб, вопит что-то против «чурок», «хачей» и «жидов» - значит, он, скорее всего, и националист. Однако связь тут, на самом-то деле, вовсе не очевидна.
Даже наоборот: еще не так давно в той же Европе националисты были вполне себе глобалистами, и широко раскрывали двери в свои страны для всевозможных «народов третьего мира» из самых что ни на есть националистических побуждений - то есть искренне считая, что заботятся таким образом о благе собственного народа.
Логика тут простая. Рассмотрим фразу «наши люди - истинные ... (британцы, норвежцы, русские - подставить любую нацию) - умны, креативны, полны достоинства, обладают широким кругозором и достойны всех и всяческих благ... (неплохо звучит? продолжаем) и потому наше национальное (!) правительство делает всё, чтобы каждый истинный (!) представитель нашей нации имел все возможности и права на чистую, приятную, с многообразными перспективами работу, которая хорошо оплачивается и не предполагает изнурительного физического труда, уж тем более - не связана с неприятными запахами, антисанитарией и мерзкими на вид субстанциями. В неусыпной заботе о благе наших дорогих сограждан мы предлагаем всем возможность трудиться художниками, писателями, учеными, инженерами, певцами и прочими деятелями шоу-бизнеса, на худой конец - чиновниками или же, если уж совсем некуда, то просто заниматься перекладываниями бумажек в теплом, оборудованном мягкими креслами офисе». Все встают, бурные аплодисменты. Это ли не забота о нации, о родном народе? Каждому - место в теплом офисе и хорошие «бабки» на зарплату, полный соцпакет и ранняя пенсия!
Это и есть, собственно, пресловутый европейский национализм. Единственный нюанс - реальность, которая несколько мешает столь благостной схеме. В реальности, к сожалению, все необходимые для жизнедеятельности общества функции не исчерпываются теми, что предполагают теплый офис с кондиционером и кофемашиной. Даже наоборот: есть множество жизненно необходимых обществу профессий, которые при этом грязные, непрестижные, малоперспективные, малооплачиваемые, тяжелые в физическом смысле. Примеры всем нам известны: дворник, грузчик, посудомойщик, чернорабочий на стройке и т.д. Где-то, конечно, прогресс не стоит на месте, облегчает работу - но это почти не меняет позицию данных профессий в общественной иерархии ценностей. Они остаются непрестижными, и идти работать в этом качестве никто не хочет. Да и кому понравится таскать тяжести на ветру под крик «давай-давай!», если можно за большие деньги сидеть в теплом кресле или, еще лучше, заниматься «креативом»?!
Тут-то на сцене и появляются старые (!) добрые националисты, открывающие в страну доступ для многочисленных пришельцев из нищих стран «третьего мира». Для этих самых пришлых «гостей-работников» (нем. «гастарбайтер»), особенно на первых порах, убирать мусор на улицах «белых кяфиров» - за счастье. На Родине работа еще более грязная и оплачивается на порядок хуже!
Таким образом, и достигается общественный консенсус: на стройках и в подсобках супермаркетов пашут до поры невидимые пришельцы, а «коренная нация» наслаждается офисным счастьем и вообще начинает воспринимать мир как приятное место, где кругом роботы и труд бывает только «чистым» и высокооплачиваемым.
Все бы хорошо, и идиллия бы длилась вечно, если бы не одна беда: пришельцев в какой-то момент становится много, они вполне осваиваются в стране «всеобщего благоденствия», получают гражданство - и что? Правильно - перестают работать! Как до сих пор решалась эта проблема в западных странах? Просто - усиливался ввоз новых, еще «не испорченных» представителей стран третьего мира. Собственно, система начала давать сбои на наших глазах: трудно стало не замечать, что «старых» приезжих стало так много, что они уже своим наличием изменили национальный состав страны (стран). Еще одно неприятное последствие – «социализация» в ненужном для Европы ключе всех вновь прибывших, при наличии уже давно сформированных диаспор и анклавов, пошла стахановскими темпами: то есть если раньше вновь прибывшие безропотно брались за «черную» работу - и пока они еще разберутся! - то теперь уже они попадают сразу в обработку к "старожилам", и те быстро им объясняют, что на кяфиров можно вообще не работать, ни к чему это.
Эти тревожащие изменения, естественно, вызывают нарастающее недовольство электората. Естественный ответ политика на такую неприятность - начать утверждать нечто прямо противоположное тому, что он утверждал совсем недавно. В данном случае - провозглашать анафему «завозу мигрантов», заводить речь о «чистоте нации» и «исламской угрозе».
Хотя на самом деле, если уж быть последовательным, следовало бы прежде всего объявить о пересмотре той формулы "экономического благоденствия", о которой шла у нас речь вначале. То есть - заявить прямо: "Дорогие соотечественники! Чистый труд - это не для всех! Нам плевать, что вы - гордые .... (британцы, великороссы, норвежцы - подставить любую нацию), все равно дерьмо за собой будете убирать своими собственными ручками! Точнее, мы, белая кость, политики - этого делать, конечно, не будем, а вот вы - будете. И не вздумайте что-то вопить о малооплачиваемости, беспрерспективности и тяжести труда - все равно кому-то из нас надо быть чернорабочими. Если это вы - не жалуйтесь, бесполезно. Dixi!"
Вопрос, стоящий сейчас перед западной и отчасти восточной Европой - конечно, не о мультикультурализме и этнической дифференциации. Вопрос куда проще: кто работать будет? Кто будет делать ЧЕРНУЮ работу, если "черных" решено больше не завозить?
Кто же? Белые? Но белые и раньше не хотели, с чего б им захотеть сейчас? Уже имеющиеся "черные", типа тех арабов, что уже во втором поколении - французы? Так они тем более не хотят.
Срезать всем пособия, мол, голод не тетка, жрать захотят - пойдут и улицы мести? Однако большие массы - это большие массы. А если они вместо этого пойдут бузить на площадях?
Наши националисты любят с умным видом рассуждать в том духе, что современные европейские политики - идиоты, а они бы все их вопросы порешали в момент. На самом же деле никаких ясных выходов из ситуации как-то незаметно.
Алексей Рощин – ведущий эксперт Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.