Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.11.2013 | Роман Ларионов
Первый год Андрея Воробьева: разведка боем
Прошел год с тех пор, кактогдашний губернатор Московской области Сергей Шойгу, руководивший региономвсего полугода, был назначен министром обороны, оставив вместо себя в стольсложном регионе молодого руководителя думской фракции «Единой России» АндреяВоробьева. За это время малоизвестный политик сумел выиграть выборы с высокимрезультатом, значительно обновить областное правительство и произвести целыйряд перестановок на муниципальном уровне. Тем не менее, этот год можноохарактеризовать лишь как первую пробу сил, пусть и, в целом, успешную.Основные же политические вызовы у подмосковного губернатора впереди.
Команда Воробьева
Кадровая проблема оказалась однойиз первых, с которой столкнулся АндрейВоробьев, возглавив Подмосковье. Не имея достаточного аппаратного опыта,который фактически ограничивался рамками партийной деятельности, новыйгубернатор оказался лишенным достаточного количества прочных и надежных связейдля формирования собственной команды. В сочетании с политической и аппаратнойслабостью молодого губернатора это могло привести к саботажу назначенца старойподмосковной элитой. Однако процесс адаптации Воробьева значительно облегчилего предшественник и политический патрон Сергей Шойгу, который за время своегонедолгого губернаторства сумел произвести «перезагрузку» части региональнойэлиты, сформированной Громовым. Правда, это не относится к муниципальномууровню, где, несмотря на ряд громких отставок, Шойгу не успел произвестимасштабную «зачистку». Да и регионального уровня это касается не в полной мере,так как ряд влиятельных «громовцев», такие как спикер Мособлдумы Игорь Брынцалови депутат ГД от Подмосковья Дмитрий Саблин (ныне – член Совета Федерации),сохранили свои посты. Одним словом, проблема взаимодействия со старой элитой неснята, но пока Воробьеву удалось избежать прямого столкновения с ней.
До выборов в сентябре и.о.руководителя области предпочитал не производить масштабных перестановок врегиональном правительстве, опираясь на кадры своего предшественника. Изменениякасались лишь отдельных направлений, причем часть из них были вынужденными, таккак, перейдя в Министерство обороны, Шойгу забрал с собой ряд чиновников,работавших с ним в областном правительстве. Наиболее важные назначения новыйподмосковный губернатор совершил уже после избрания. Так, Воробьев частичнообновил политический блок своей администрации, который пополнился бывшимпресс-секретарем «Единой России» Натальей Виртуозовой (теперь зампред областногоправительства по работе со СМИ) и другим работником аппарата «Единой России»Михаилом Кузнецовым, который стал курировать взаимодействие с муниципальнымиобразованиями. Обновились также кураторы приоритетных для Воробьева направлений– транспортной политики и инвестиционного климата. Тем не менее, по-прежнемузначительную часть областного правительства составляют чиновники, пришедшие сСергеем Шойгу: Андрей Ильницкий (работает в политической сфере), Андрей Аверкиев(Минимущества), Ирина Смирнова (Минэкономики) и другие.
Собственная же команда Воробьеваформировалась из самых разных источников, причем всех его назначенцевобъединяет отсутствие отношений с новым губернатором по формуле«патрон-клиент». Воробьев был вынужден подбирать кадры из числа своих коллег по«Единой России», либо просто сторонних людей – из сферы бизнеса или чиновников «второгоэшелона» из других регионов. Так, в ЕР ранее работали вице-губернаторы ИльдарГабдрахманов (бывший депутат ГД и протеже Г.Бооса) и Юрий Олейников (в 2005-2008годах – заместитель руководителя исполкома партии по региональной политике,затем работал в «Норильском никеле» и заместителем Александра Хлопонина вполпредстве президента в СКФО), а также упомянутые выше Ильницкий, Виртуозова иКузнецов. Есть в правительстве Подмосковья и выходцы из команды прежнегомосковского мэра Юрия Лужкова – министр экономики Ирина Смирнова (работала наразных должностях в структуре правительства Москвы) и министр строительстваМарина Оглоблина (возглавляла столичный департамент экономической политики приЛужкове). Областную энергетику курируют бывший топ-менеджер Московскойобъединенной электросетевой компании (МОЭСК) Дмитрий Пестов и экс-замдиректорадепартамента в федеральном Минэнерго Леонид Неганов (он недавно назначен напост главы областного Минэнерго, сменив на этом посту Михаила Кручинина,выходца из МОЭСК и назначенца Шойгу). Таким образом, команда Воробьева имееткрайне разношерстный характер, что вполне закономерно с учетом сравнительно недолгогоаппаратного опыта нового губернатора.
Главное же следствие кадровыхперестановок Воробьева (и более ранних – при Шойгу) – серьезное обновлениегромовской элиты. Сегодня в областном правительстве работает лишь несколькочиновников, оставшихся со времен второго губернатора Московской области.Правда, говорить о полном вытеснении «старой гвардии» все равно не приходится:уже упоминался по-прежнему влиятельный в регионе игрок, спикер Мособлдумы ИгорьБрынцалов. Он же возглавляет и полностью контролирует местное отделение «ЕдинойРоссии».
Отношения с муниципальными «князьками»
Другой сферой доминированияпрежней команды является муниципальный уровень управления. Выстраиваниеотношений с этим звеном стало второй, не менее (а, возможно, и более) серьезнойпроблемой для Андрея Воробьева. Нельзя сказать, что муниципальные руководителибыли сплошь «громовцами» (напротив, в чистом виде таковых там лишь несколько),но, в любом случае, муниципальные элиты Подмосковья обладают более высокойавтономией и более серьезными политическими ресурсами, чем, пожалуй, в любомдругом российском регионе, что задавало определенные рамки для любогогубернатора, независимо от его политического веса.
В одних районах местные«князьки», выстроив жесткую управленческую вертикаль и работая в тандеме сместным бизнесом, находятся у власти с 1990-х годов (Одинцовский,Красногорский, Дмитровский, Клинский районы). В других – главы сменились попринципу преемничества без изменений в конфигурации местных политических ибизнес-элит (Мытищинский район, Рошаль, Электросталь). В обоих этих случаяхвозможности областной власти по вмешательству в районную политическую жизньограничены необходимостью подстраиваться под сложившиеся местные условия. Втретьей группе территорий – элитная ситуация характеризуется нестабильностью и отсутствиемдоминирующих игроков (Можайский и Щелковский районы, города Юбилейный иКоролев). Здесь областная администрация также ограниченна, потому как кадровыеперестановки «сверху» едва ли помогут преодолеть традиционно конфликтныйхарактер местной политической жизни.
За первый год своегогубернаторства Андрей Воробьев успел произвести шесть отставок главмуниципалитетов (причем пять из них – в предвыборный период), что выглядит (сучетом региональной специфики) революционно. Своих постов лишились мэры Жуковского,Звездного городка и Климовска, а также главы Можайского, Каширского иСолнечногорского районов. И это не считая целого ряда отставок муниципальныхчиновников «второго эшелона» - сити-менеджеров Королева, Балашихи, Коломенскогорайона, а также первого заммэра Химок.
С другой стороны, данная волнаотставок не коснулась группы «сильных» муниципальных руководителей, прочноопирающихся на местные элиты и имеющие покровителей на региональном ифедеральном уровнях. Скорее, наоборот, кадровые решения были приняты вотношении наиболее политически слабых глав, чье неустойчивое положение инеоднозначная репутация среди местных избирателей создавали проблемы впреддверии выборов. Таким образом, Воробьев решал сразу две задачи: в «ручном»режиме ставил под контроль ситуацию в политически нестабильных районах иполучал электоральные «дивиденды» от снятия непопулярных руководителей.
В целом же, смены губернаторовслабо отразились на муниципальных элитах, которые по большей части остаютсянеизменными последние 10-15 и более лет. Кроме того, политическаяполицентричность региона влияет на структуру бизнеса, который во многом имеетлокализованный характер и тесно связан с муниципальной властью. По этой причинеподмосковный бизнес подвергся минимальному вмешательству новой региональнойвласти. Одновременно связка районных и городских администраций с местнымпредпринимательским сообществом (что в ряде случаев доходит до полногосращивания) является дополнительным затрудняющим фактором для преобразований«сверху».
За счет осторожного подходаВоробьева к ротации муниципальных руководителей удалось избежать явныхконфликтов и признаков саботажа со стороны муниципальных элит в отношении и.о.губернатора в предвыборный период. Можно говорить о тактическом партнерстве новойобластной администрации и муниципальных элит, основанном на негласном «договорео ненападении». Однако насколько долговечно подобное партнерство – большойвопрос.
Скорее всего, получившийлегитимацию у населения новый губернатор не станет мириться со сложившимсяфрагментированным состоянием политического поля региона и постепенно будетосуществлять принудительное изменение статус-кво. В частности, уже усиленконтроль за генпланами муниципалитетов, которые теперь должны утверждаться наспециально созданном градостроительном совете при губернаторе. Другимсвидетельством намечающейся активизации новых подмосковных властей служитпрощупывание почвы под наиболее «сильным» из муниципальных руководителейобласти – главой Одинцовского района Александром Гладышевым, в отношениикоторого уже проводится прокурорская проверка на предмет законности ряда егорешений, а на заседании областного правительства 7 ноября Воробьев подвергодинцовского главу жесткой критике.
Однако попытки серьезно вмешатьсяв сложившуюся элитную конфигурацимю на муниципальном уровне неизбежно вызоветнапряжение в элитах вплоть до противодействия с их стороны. Так, например,показательна история с экс-мэром Можайска Игорем Сунгуровым. По планамобластной администрации, он должен был покинуть свой пост вместе с главойМожайского района (уволенным в июне), однако, в отличие от последнего, Сунгуровуходить не спешил, хотя этого настойчиво требовал лично Воробьев. Благо, у мэраистекал срок полномочий, а на выборах, проходивших также 8 сентября, можайскийградоначальник не сумел переизбраться, проиграв поддержанному областьюкандидату.
Другим примером трудностей c обновлениеммуниципальных элит служит ситуация в Химках, где еще при Шойгу в отставку былотправлен многолетний мэр города, ставленник Громова, Владимир Стрельченко.Избранный в октябре прошлого года новый мэр Олег Шахов предпринял попыткуобновить команду своего предшественника. Однако появившиеся вследствие этогоуправленческие сбои заставили обратить процесс вспять – на место первогозаместителя Шахова Раиса Ахмадеева был назначен соратник Стрельченко АлексейВалов (причем местные слухи прочат его вскоре на место Шахова, чья биографиясвидетельствует о частой смене места работы).
Муниципальная революция вМосковской области попросту невозможна, и Воробьев будет вынужден подходить кпроцессу ротации местных руководителей осторожно, поэтапно и, главное, с учетоминтересов местных элитных групп, выстраивая стратегию политической игрыотдельно для каждой территории.
Триумф на выборах
Таким образом, несмотря на то,что Воробьевым и его предшественником Шойгу были проведены немалые политическиепреобразования, недавно избранных губернатор находится лишь в начале своегопути. По сути, единственной политической проблемой, которую Воробьев решилполностью, является победа на выборах. При этом победа оказалась что называется«разгромной», что особенно показательно, если вспомнить, что стартовые позицииВоробьева не предвещали легкой кампании. По своему политическому ирепутационному весу он серьезно контрастировал с Шойгу. Кроме того, очевиднымислабыми сторонами его биографии были отсутствие «хозяйственного» опыта иопределенные проблемы с навыками прямого публичного диалога с населением. Темне менее, Воробьеву удалось быстро закрепиться в роли безусловного фаворитагонки и получить в итоге впечатляющий результат – 79%. Можно выделить несколькосоставляющих успеха (без ранжирования по их вкладу в итоговый результат).
Во-первых, это ранний стартпредвыборной кампании и грамотный выбор приоритетов публичной риторики. Когдаосновные соперники только приступали к решению проблем узнаваемости иформирования собственных предвыборных образов, Воробьев уже был популярным врегионе политиком со своим набором предвыборных предложений, фактическиисчерпывающих актуальную повестку дня Подмосковья.
Основными темами публичнойдеятельности Воробьева стали повышение инвестиционной привлекательностирегиона, решение транспортных проблем, внимание к экологии (особенно к проблемесвалок), состояние ЖКХ, создание социальной инфраструктуры в быстрорастущихгородах и решение проблемы нелегальных мигрантов. Также Воробьев апеллировал крегиональной идентичности жителей Подмосковья, хотя она всегда была сильноослаблена, если не сказать больше – отсутствовала вовсе (будучи подмененнойрайонной или городской идентичностью).
При этом многие темы публичнойриторики Воробьева создавали риски, связанные с непопулярными решениями,которые являются оборотной стороной привлекательных публичных инициатив. Сюдаотносятся, к примеру, предложения по строительству центров временногосодержания мигрантов в Орехово-Зуевской и Егорьевском районах, вызвавшиепротесты местных жителей. А также проект Центральной кольцевой автодороги,против которого выступали жители ряда населенных пунктов, недовольныестроительством трассы вблизи их домов.
Кроме того, Воробьев стал однимиз немногих кандидатов от власти, который участвовал в предвыборных дебатах.Впрочем, их формат и поведение соперника А.Воробьева значительно девальвировалиих смысл. Формат дебатов предполагал разбитие кандидатов на пары, благодарячему Воробьев избежал столкновения с кандидатом от несистемной оппозицииГеннадием Гудковым, получив в оппоненты коммуниста Константина Черемисова. Врезультате дебаты оказались неострыми и производили впечатлениесрежессированных. Содержательной дискуссии и, тем более споров, у соперников неполучилось. Вопросы Воробьева к Черемисову часто содержали в себе предложениепо сотрудничеству КПРФ с областной администрацией после выборов, на чтооппонент губернатора давал утвердительные ответы. Таким образом, теледебатывыглядели, скорее, как публичное подтверждение партнерского характера отношенийвласти и КПРФ в Московской области, чем как дискуссия двух соперников.
Во-вторых, важным фактором сталаполитическая поддержка Воробьеву со стороны федерального центра, что было важнос точки зрения лояльности местных элит и, безусловно, сыграло в пользупрочности того «договора о ненападении», о котором говорилось выше.
В-третьих, на подмосковныхвыборах выстроилась благоприятная для Воробьева расстановка сил. Наиболее потенциальноопасные соперники участия в выборах не приняли. Так, кандидат от «Гражданскойплатформы», который мог бы рассчитывать на финансовый ресурс Прохорова, не былвыдвинут. Другой кандидат, обладавший значительным финансовым ресурсом –миллиардер и лидер партии «Альянс Зеленых» Глеб Фетисов – не сумел преодолетьмуниципальный фильтр, хотя начал инвестировать в свою кампанию уже за полгодадо выборов. КПРФ отказалась от выдвижения сильной федеральной фигуры,остановившись на кандидатуре малоизвестного Черемисова.
В результате единственным болееили менее серьезным соперником для Воробьева мог стать Геннадий Гудков,выдвинутый «Яблоком» и поддержанный несистемной оппозицией. При этом следуетучитывать, что специфика Подмосковья как более традиционалистского региона, чемМосква, задавало невысокую планку потенциала Гудкова. Впрочем, он мог пойтидругим путем - раскрутить маховик протестных настроений в социальнодепрессивных районах, каких в Московской области хватает. Однаконеподготовленность его кампании (участие в выборах оставалось под вопросом досамого последнего момента), дефицит финансового и волонтерского ресурса, атакже низкое внимание со стороны независимых СМИ, увлеченных столичнымивыборами, обусловило фактически провальное выступление Гудкова. Он не сумелмобилизовать ни средний класс, ни интеллигенцию наукоградов, ни жителей«заброшенных» периферийных территорий и в результате получил скромные 4%.
* * *
Очевидно, что пост подмосковногогубернатора для Воробьева может оказаться трамплином на высокий федеральныйуровень, ведь он по-прежнему находится в обойме Сергея Шойгу и федеральномкадровом резерве, в целом. Однако для этого нынешнему областному руководителюважно не «утонуть» в столь сложном регионе.
Первый год Воробьева во главе Московской областипоказал, что ему удалось безболезненно встроиться в местные политическиереалии, частично «подготовленные» для него Сергеем Шойгу, а также успешновыполнить задачу своего избрания. С другой стороны, подмосковные элиты взначительной мере остаются прежними, что вынуждает нового губернатора считатьсяс их интересами. При этом возможности по изменению сложившегося балансаограничены традиционно политически сильной муниципальной властью, а такжеслабыми аппаратными возможностями самого Воробьева. Кроме того, не стоитзабывать о, мягко говоря, не лучшем социально-экономическом состоянииПодмосковья. В любом случае губернаторский пост для Воробьева - не временнаядолжность, ведь модернизация столь сложного, во многом отсталого, но при этомстратегически важного региона – долгосрочный проект, требующий аппаратнойстабильности. Поэтому, если Подмосковье и станет трамплином для Воробьева, то врядли в ближайшее время.
Роман Ларионов - ведущий эксперт Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.