Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.11.2013
Макропрогноз экономического развития России, Белоруссии и Казахстана
В начале ноября 2013 г. Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ провел очередной Опрос профессиональных прогнозистов относительно их видения перспектив экономики Беларуси и Казахстана в 2013–2014 гг. и далее до 2017 г. В опросе приняли участие 11 экспертов по Беларуси и 12 экспертов по Казахстану.
Макропрогноз по Беларуси
По темпам прироста ВВП Консенсус-прогноз независимых экспертов явно пессимистичнее как имеющихся официальных прогнозов, так и прогнозов МВФ (табл. 8.1). Правда, официальный прогноз по Беларуси на 2014 г. пока не является окончательным. На данный момент он одобрен президиумом Совета министров и направлен в Администрацию Президента, но непосредственно перед этим он несколько раз менялся в широком диапазоне от 5,7 до 2,4%. Нельзя исключить, что на последней стадии – в процессе подготовки Указа Президента – прогноз вновь претерпит какие-то изменения. Впрочем, маловероятно, что поправки будут в сторону понижения, так что вывод о повышенном пессимизме независимых прогнозистов (или, скорее, о чрезмерном оптимизме официальных органов?) почти наверняка останется справедливым. Можно также заметить, что Консенсус-прогнозы по росту ВВП на 2013–2014 гг. (особенно на текущий год) несколько менее оптимистичны, чем прогнозы МВФ.
Независимые эксперты ожидают постепенного замедления инфляции до 9,4% в 2017 г., а МВФ – ее ускорения до 16,5% в том же 2017 г. При этом Консенсус-прогноз на 2017 г. предполагает номинальную девальвацию национальной валюты (среднегодового курса) на 56% по отношению к 2012 г., а прогноз МВФ – на 72%. В реальном выражении это означает укрепление национальной валюты соответственно на 10 и 16%, что в перспективе пяти лет составляет не такое уж большое различие. Можно констатировать, что по ряду важнейших макропоказателей (динамика реального ВВП, номинального и реального курса) оценки МВФ стали гораздо ближе к Консенсус-прогнозу, чем они были полгода назад, во время предыдущего опроса (июнь 2013 г.).
Макропрогноз по Казахстану
От долгосрочного прогноза Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (МЭБП) Консенсус-прогноз независимых экспертов значительно отличается по нескольким параметрам.Во-первых, МЭБП ожидает более высоких темпов роста ВВП на всем прогнозном периоде до 2017 г. При этом в первые годы разница составляет 0,6–0,9 п.п., а к 2017 г. она доходит до 1,8 п.п. (главным образом, вследствие тенденции к некоторому замедлению роста, явно выраженную в Консенсус-прогнозе и отсутствующую в официальном прогнозе МЭБП).
Во-вторых, МЭБП «закладывается» на более низкий уровень нефтяных цен. Тот факт, что при этом официальные прогнозы СТО оказываются несколько выше Консенсус-оценок, говорит о том, что правительственные эксперты более оптимистично смотрят на операции с «внешним миром» (наш опрос не позволяет выявить, с чем конкретно это связано – с более высокими ожидаемыми объемами экспорта нефти, более быстрым развитием ненефтяного экспорта или чем-то еще).
Что касается прогнозов по инфляции, то Консенсус-прогноз, колеблясь на уровне 5,2–5,8%, даже не дотягивает до официальных ориентиров (6–8%). Консенсус-прогноз курса предполагает незначительную девальвацию тенге (на 9,3% с 2012 г. по 2017 г.); официальный прогноз исходит из того, что курс в течение всех этих лет меняться практически не будет.
При сравнении Консенсус-прогнозов с прогнозами МВФ можно заметить, что независимые эксперты несколько более пессимистичны в отношении темпов роста реального ВВП (особенно в 2015–2017 гг.), но несколько более оптимистичны в отношении роста потребительских цен (их годовые оценки на 0,4–0,9 п.п. ниже, чем у МВФ).
Оценка экспертами основных рисков в экономиках Беларуси, Казахстана и России
В ходе опроса эксперты ответили на вопрос о том, какие риски являются, на их взгляд, основными для экономик Беларуси, Казахстана и России, причем раздельно – для текущего года и в перспективе одного и пяти лет. Каждый эксперт должен был указать не более двух наиболее важных, с его точки зрения, рисков. Распределение всех возможных вариантов ответов (в процентах к общему числу ответов по каждой стране) представлены в таблице 8.3.
Для Беларуси основными рисками в текущем году являются: падение конкурентоспособности национальных производителей (43%), неадекватная денежно-кредитная политика (35%) и неадекватная бюджетная политика (13%). Эти же три риска остаются важнейшими для следующего года, но на падение конкурентоспособности национальных производителей указывает значительно меньшая доля экспертов (30%), риски неадекватной денежно-кредитной политики и неадекватной бюджетной политики сравниваются (по 22%). В перспективе пяти лет в число основных рисков эксперты включают деградацию институтов (23%, второе место после риска снижения конкурентоспособности, на который указали 36% участников опроса). Риски неадекватной кредитно-денежной политики, неадекватной бюджетной политики и политической нестабильности поделили следующие три места с одинаковым результатом (14%).
Для Казахстана доминирующим риском считается падение нефтяных цен (53–55% во всех временных горизонтах). Следует также выделить риск возникновения мировой рецессии в следующем году (15%), а в перспективе пяти лет – риск возникновения политической нестабильности внутри страны (15%). Таким образом, внутриэкономические факторы риска для Казахстана экспертами считаются, в целом, незначительными.
Для России, как и для Казахстана, доминирующим риском считается падение нефтяных цен. На него приходится 32% ответов на текущий год, 44% – на следующий и 35% – на следующие пять лет. Для текущего года заметным риском считаются возникновение мировой рецессии и бегство капитала (по 16%). В перспективе пяти лет на второе место (после падения нефтяных цен) выдвигается «деградация институтов» (20%), а третье-четвертое делят падение конкурентоспособности национальных производителей и политическая нестабильность внутри страны (по 15%).
Сергей Смирнов
Материал подготовлен Центром Развития НИУ ВШЭ под редакцией Сергея Алексашенко
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.