Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.12.2013 | Татьяна Становая
Искусство маневрирования: украинская власть на фоне протестов и внешнего давления
Протесты в украинской столице, вызванные отказом президента Януковича от подписания соглашения об ассоциации с ЕС и силовым разгоном Евромайдана 30 ноября, спустя неделю по-прежнему не утихают. В этой ситуации обнажаются противоречия внутри украинских политических и бизнес-элит, усложняемые давлением со стороны внешних игроков.
После отказа Януковича подписать соглашение об ассоциации, создавалось впечатление, что в Украине сложилась революционная ситуация. В отдельные моменты численность протестующих достигала 200-300 тыс. человек. Требование о возобновлении евроинтеграции трансформировалось в требование об отставке Виктора Януковича и премьер-министра Николая Азарова. Среди участников акций были весьма заметны антироссийские настроения, что стало отличительной особенностью нынешнего Майдана. Версия о том, что Янукович «продался» Москве за поддержку на следующих выборах стала самой популярной.
Тем не менее, достаточно быстро стало понятно, что революционный потенциал в Украине весьма ограничен. Во-первых, есть проблема лидерства и разобщенности в оппозиции. Требование отставки Януковича и Азарова носит лишь инструментальный характер. Среди протестующих есть откровенно радикальные группировки. Причем если бойцов из организации «Братство» Дмитрия Корчинского можно считать провокаторами (сам Корчинский, которого считают организатором неудавшегося штурма администрации президента, негативно воспринимается всей украинской оппозицией), то праворадикальная «Свобода» Олега Тягнибока является органичной частью протеста. И это несмотря на то, что ее представители не брезгуют фашистскими приветствиями и их называют в числе главных подстрекателей к штурму административных зданий. В то же время наибольшие электоральные рейтинги имеют умеренные оппозиционеры Виталий Кличко и Анатолий Яценюк. Они призвали своих сторонников не поддаваться на провокации и не штурмовать здания. СМИ пишут о разочаровании многих участников акций протеста «соглашательством» лидеров оппозиции. Таким образом, умеренные лидеры пользуются большей поддержкой в стране, но в эмоциональных условиях киевского евромайдана им не хватает как четкого плана действий, так и «энергетики», что и используют праворадикалы из «Свободы».
Во-вторых, власть показала готовность действовать достаточно жестко. Избиение участников акции протеста 1 декабря, с одной стороны, подхлестнуло протест. Однако, с другой стороны, дало власти повод говорить о радикалах и провокаторах в среде оппозиции. Виктор Янукович повел себя достаточно гибко, пообещав ЕС расследования нарушения прав участников акции протеста и действий силовиков (тем самым дав понять, что никакого приказа на избиение не отдавал). Но, с другой стороны, устами Николая Азарова он дал понять, что все попытки силового захвата административных зданий получат мощный отпор. Вскоре милиция открыла 53 уголовных дела на участников киевского «Евромайдана».
В-третьих, в отличие от Майдана 2004 года, когда на кону стояла только что ускользнувшая победа оппозиции на президентских выборах и цели были предельно конкретны – третий тур выборов, сейчас акции протеста больше похожи на глубокое разочарование и сожаление об утерянной, но очень далекой от практической реализации «европейской мечте». Предмет нынешнего Майдана состоял не в борьбе за власть, а в попытке отстоять европейский вектор. По свидетельству корреспондента «Коммерсанта», наблюдавшего за происходящим в центре Киева, митингующие сами далеко не всегда понимают логику происходящего.
На этом фоне Виктор Янукович чувствовал себя достаточно уверено, демонстративно поехав на запланированные заранее переговоры в Китай: это был сигнал элите, что ничего катастрофичного после срыва подписания соглашений с ЕС не предвидится. По пути назад он остановился в Сочи, где встретился с Владимиром Путиным, после чего распространился слух о том, что во время этой встречи был подписан договор о вступлении Украины в Таможенный союз. Эта информация была опровергнута и российской, и украинской сторонами – так, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков утверждал, что вопрос о Таможенном союзе даже не обсуждался. При этом российский лидер несколько ранее поддержал своего коллегу, заявив, по итогам переговоров в Ереване, что в Киеве орудуют погромщики, финансируемые из-за рубежа.
Дополнительным ресурсом Януковича стало и голосование в Верховной раде, где был поставлен вопрос о недоверии правительству. «За» проголосовало лишь 186 депутатов вместо необходимых 226. Мирный сценарий «смены власти» был благополучно похоронен. Это стало заметным разочарованием для оппозиции, посчитавшей, что Майдан оказал деморализующее влияние на окружение Януковича и Партию регионов, откуда якобы вышло 20 депутатов (в ряде СМИ сообщалось даже о 30 депутатах). Официально же заявления были пока написаны лишь Давидом Жвания и Инной Богословской. Партия регионов устояла. Вотум также не поддержала и партия коммунистов, которые остаются ситуативными союзниками Януковича.Однако акции протеста продолжаются, и они «подпитываются» информационными утечками, происходящими на фоне попыток Януковича договориться с Москвой, не порвав окончательно с Европой. События 8 декабря показали, что, несмотря на отсутствие у оппозиции продуманной стратегии действий, эмоции киевлян столь сильны, что они могут поддерживать высокий накал протеста.
Очень популярны в Киеве и разговоры о том, что от Януковича отвернулись ряд украинских «олигархов», ранее его поддерживавшие. Для этого есть свои основания: среди представителей крупного бизнеса, лояльного президенту, растет недовольство укреплением позиции Семьи: ключевые высоты во власти занимают люди, близкие к сыну Януковича Александру, его влияние становится критически сильным. Человеком Александра Януковича считается назначенный в начале этого года первым вице-премьером Сергей Арбузов, работавший в свое время в подконтрольном сыну президента «Украинском бизнесбанке». В Семью также входит близкий к Арбузову Игорь Соркин, назначенный в этом году на пост главы Национального банка Украины. По информации сайта http://ukranews.com (Forbes) отец Соркина Вячеслав трудится первым заместителем начальника Департамента по инвестициям и строительству РАО «Газпром». По данным Forbes, называющего Януковича младшего «тендерным чемпионом», главный источник его богатства – уголь. Он вышел на этот рынок в 2010 году, когда в сферу его влияния вошла ассоциация «Донбасский расчетно-финансовый центр» (основной заработок ДРФЦ – обогащение угля). По темпам наращивания активов принадлежащий Януковичу младшему Всеукраинский банк развития вошел в тройку самых динамичных банков страны. Его строительные компании работают теперь не только в Донецке, но и в Крыму. К Семье также относят главу СБУ Александра Якименко, министра доходов и сборов Александра Клименко, министра внутренних дел Виталия Захарченко, министра финансов Юрия Колобова.
Заметно выросло и влияние экс-главы администрации президента, лидера движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука, которого называют главным посредником между Владимиром Путиным и Виктором Януковичем (якобы Медведчук является кумом российского лидера). Интернет-портал, принадлежащий Яценюку, назвал Медведчука главным инициатором силового разгона акции протеста оппозиции (за что Медведчук собирается подать на Яценюка в суд). 1 декабря Общественное телевидение со ссылкой на источники в Администрации президента Украины распространяло информацию о заседании некоего штаба при участии Клюева, Захарченко, Кожары (главы МИДа) и Медведчука. Фактически именно Семья в публичном пространстве (или ее еще называют «младодонецкой» группой) становится главным ответственным «субъектом» срыва подписания соглашения об ассоциации. А учитывая, что Семья также контролирует и силовиков, то она выглядит и инициатором силовой акции 1 декабря. Усиление позиций Семьи может привести к мобилизации против нее других групп влияния – однако на сегодняшний момент «олигархи» не готовы идти против правящего режима, опасаясь дестабилизации ситуации.
Конкуренцию Семье составляет «донецкая» (или «стародонецкая») группа, куда относят «олигархов» Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова (хотя их интересы и не во всем совпадают). В конфликтных отношениях с «силовиками» и премьером находится глава администрации президента Сергей Левочкин – человек, близкий к владельцу группы компаний Group DF Дмитрию Фирташу (30 ноября он подал в отставку, однако Янукович ее не принял). Распространено мнение, что на место Левочкина претендовал его личный «враг» - министр внутренних дел Захарченко. Однако этот сценарий был сорван, вероятно, из-за опасения самого Януковича потерять поддержку Фирташа. Украинская пресса сообщает, что на Майдане «появлялась жена Левочкина Зинаида Лихачева, которая также якобы финансировала питание митингующих». А принадлежащий Фирташу телеканал Inter откровенно симпатизировал Майдану. Именно Левочкина называют инициатором демарша депутатов в Партии регионов.
Стоит обратить внимание, что осенью «Газпром» подписал с компанией Фирташа Ostchem Group контракт на продажу 5 млрд. кубометров газа по цене $226 за тыс. кубометров для закачки его в подземные газохранилища (ПГХ). Остальной газ для Украины продается по $410. Фирташ уже был посредником при продаже газа Украине: сначала через EuralTransGas, затем, при президенте Ющенко – через RUE. Сам Фирташ выступает и за евроинтеграцию, и за сохранение нормальных отношений с Россией. В одном из своих интервью он признался: «Мне неважно, куда будет политически двигаться страна. Для меня как для бизнесмена самый важный вопрос - это не потерять ни те возможности, и ни те возможности», - говорил он, имея в виду ЕС и Таможенный союз.
Вовлечение Фирташа в газовую схему могло стать одним из ключевых элементов игры Кремля против ассоциации Украины с ЕС. Срыв же ассоциации мог стать поводом для «донецкого» бизнеса воспользоваться моментом для того, чтобы ослабить позиции Семьи. При этом вотум недоверия правительству якобы был «заказан» Левочкиным, добивающимся ухода Азарова.
За последние годы заметно дистанцировался от Януковича Петр Порошенко, владелец фабрики Roshen, подвергнувшейся российским санкциям. Кондитерское производство может стать одним из самых пострадавших от обязательств Украины перед ЕС в рамках создания зоны свободной торговли. Однако это не помешало Порошенко стать одним из самых ожесточенных критиков политики России и сторонников интеграции в ЕС.
Итак, в течение нескольких дней после срыва подписания соглашения с ЕС, в украинской элите шел жесткий торг о дальнейшем сценарии развития. Януковичу удалось добиться консенсуса основных групп, что помешало принятию вотума недоверия правительства, а также позволило избежать критического раскола внутри правящей элиты. Тем не менее, с высокой долей вероятности можно прогнозировать в будущем отставку Николая Азарова, который у многих вызывает раздражение. Пока это решение отложено, но, похоже, что различные группы элиты попытаются, как минимум, усилить свои позиции в ходе объявленной реорганизации кабинета Азарова, ослабив премьера.
Отметим также и противоречивые интересы украинской бизнес-элиты, которая мыслит в большей степени прагматичными категориями. С одной стороны, России удалось привязать к себе Фирташа (вероятно, временно). С другой стороны, в долгосрочном плане цель евроинтеграции остаётся консенсусной для всей украинской элиты. Поэтому сорвав подписание с ЕС, Янукович поспешил восстановить заново диалог с Брюсселем о новых условиях евроинтеграции. А в Европе, несмотря на разочарование, тем не менее, не намерены предпринимать жесткие шаги в отношении Украины, хотя ряд европейских стран высказываются за введение санкций против украинских чиновников, которые ответственны за разгон мирного митинга. 5 декабря в Киеве прошло заседание министерской встречи ОБСЕ: несмотря на призывы к бойкоту, она все же состоялась, хотя ряд делегаций понизили свой уровень (Франция, США, Великобритания).
Тем временем, Янукович может и дальше рассчитывать на поддержку русскоговорящего востока страны и Крыма. Президиум Верховного совета Крыма принял постановление, в котором обвинил оппозицию в «разжигании конфликта» и преследовании «узкокорыстных целей». Крымские депутаты призвали главу государства «в сжатые сроки рассмотреть вопрос о вступлении в Таможенный союз». В поддержку президента высказались главы местных органов власти в Донецкой, Луганской и других русскоязычных областях.
Угрозой позициям Януковича является не столько Евромайдан, сколько позиции крупных украинских бизнес-игроков. Многотысячные акции в Киеве стали поводом и возможностью активизировать атаку «стародонецких» на наращивающую свое влияние Семью. Хотя эти акции и сами по себе демонстрируют наличие у оппозиции массовой опоры в столице и сохранение у ее сторонников сильных эмоций, поддерживающих состояние постоянной напряженности в Киеве и не дающих возможности власти говорить о стабилизации. Сам Янукович показал свою способность маневрировать между всеми основными игроками, заигрывая и с Брюсселем, и с воюющими вокруг него кланами, и с Россией. Его первоочередной задачей остается достижение договоренности с Москвой по ценам на газ, а также сохранение статус-кво в распределении сфер влияния внутри власти – однако в условиях продолжения массовых протестных выступлений и давления со стороны и России, и Запада, маневрировать ему будет все сложнее. Что же до более длительной перспективы, то на будущих президентских выборах электорат будет поляризован по вопросу о геополитическом выборе страны.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.