Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

14.01.2014 | Сергей Слободчук

Американский палец на спусковом крючке

Сенат США принял 7 января резолюцию, которая призвала украинскую правящую администрацию воздержаться от применения силы против демонстрантов и предупредила о возможном применении санкций против Украины в случае нарушения требований. Авторы резолюции пригрозили Киеву запретом на выдачу виз и замораживанием финансовых активов «в отношении лиц, ответственных за заказ или осуществление насилия». Примеры санкций против Беларуси, Сирии и ЮАР демонстрируют, к каким рискам стоит готовиться администрации Виктора Януковича.

В данном случае, в ракурсе полномочий Сената США, речь идет о двухпартийной простой резолюции – то есть, документ вносится и поддерживается обеими крупнейшими партиями в лице демократов и республиканцев. Простая резолюция означает, что акт принимает только верхняя палата Конгресса, он не имеет юридической силы и не требует подписи президента. Первичный автор резолюции – сенатор-демократ Крис Мерфи (штат Коннектикут), всего же соавторами акта являются 11 американских сенаторов, в числе которых представители как республиканцев, так и демократов.

Собственно, на этом сенсационная часть этой истории заканчивается. Раз простая резолюция не имеет силы закона, значит, речь идет только о выражении Сенатом политической позиции в отношении протестов в Украине и возможных санкций против украинских властей. На практике Сенат может только обнародовать свои предложения – полномочия по введению режима санкций требуют либо отдельного закона, либо специального указа президента. Согласно Закону «Об экономических полномочиях в условиях международного чрезвычайного положения» 1977 года (раньше режим санкций регулировался Законом «О торговле с врагом» 1917 года), в том случае, если существует экстраординарная угроза для национальной безопасности, внешней политике или экономике США, президент имеет право издать специальный указ, объявляющий режим чрезвычайного положения и перечень конкретных санкций против какого-либо государства и его правящих кругов. Что касается резолюций со стороны Сената, то здесь речь идет о политической практике США – такие акты свидетельствуют, что верхняя палата поддерживает возможное решение президента о применении санкций. Поэтому в данном случае речь идет пока лишь о возможности санкций, но не о применении персональных и торговых ограничений против Украины.

Поэтому на данный момент ряд вопросов о возможных санкциях остается открытым. Во-первых, как выглядит стандартный арсенал ограничений со стороны Вашингтона? Во-вторых, если говорить о персональных санкциях, то какой именно круг лиц они могут охватывать? И, в-третьих, учитывают ли США легитимность руководства страны, против которой применяются санкции?

Начать с того, что санкции со стороны США можно разделить на две большие группы. Группа №1 – это персональные санкции, причем, современное международное право предоставляет возможность применить их не только против официальных лиц (президентов, министров и депутатов), но и в отношении более широкого круга персон. Дело в том, что Конвенция ООН о борьбе против коррупции от 21 октября 2003 года ввела в международно-правовой обиход такое понятие как «политически значимые лица», а такая формулировка позволяет расширить круг людей под прицелом санкций. К примеру, в реалиях Украины политически значимые лица – это и сын президента Александр Янукович, и «младоолигарх» Сергей Курченко, и все крупнейшие олигархи вроде Дмитрия Фирташа, Рината Ахметова, Игоря Коломойского и других. Все они не занимают каких-либо постов, но представляют собой политические центры влияния или входят в ближайшее окружение президента и премьер-министра.

Практика применения санкций США против других стран демонстрирует самые ходовые методы наказаний. К примеру, в 1985 году президент Рональд Рейган издал указ о санкциях против ЮАР, мотивируя свой шаг существовавшим в те годы режимом апартеида. Речь шла не о персональных, а об экономических санкциях – США ввели ограничения на торговлю золотом с ЮАР, нанеся удар по доходам бюджета республики и частных компаний, работающих в золотодобывающих отраслях этой страны. Развивая наступление, в 1986 году Конгресс принял Закон о мерах по борьбе с апартеидом, хотя для этого обеим палатам пришлось преодолеть вето президента Рейгана. Закон запретил ввозить в США ряд групп товаров, произведенных или добытых в ЮАР (железная руда, сталь, уран, текстиль, сельскохозяйственная продукция), а также инвестиции в ЮАР и компании с южноафриканским капиталом. В 2011 году президент Барак Обама ввел санкции против Сирии и руководства страны. Перечень санкций включал арест счетов 129 сирийских граждан (в основном, крупнейших бизнесменов и политиков, родственников Башара Асада и представителей его окружения), а также замораживание всех операций для 49 сирийских компаний, в отношении которых американцы увидели связь с сирийскими «политически значимыми лицами». Еще в 2006 году президент Джордж Буш применил режим санкций против Беларуси (позже режим продлил Барак Обама). В случае со «списком наказаний» для Беларуси руководство США приняло решение сделать акцент на санкциях против крупнейших белорусских предприятий и против руководства страны. Если исходить из того, что экономическая модель страны – это госкапитализм, тогда логика «черного списка» из 32 крупнейших компаний становится понятна (плюс перечень 243 белорусских политиков и бизнесменов). Государственный капитализм означает, что большую часть госбюджета формируют поступления от государственных предприятий. Именно за счет перераспределения денег в пользу бюджетников, социально уязвимых слоев населения, пенсионеров etc и формируется политическая база президента Александра Лукашенко. Поэтому главным мотивом санкций является стремление подорвать поддержку Лукашенко в обществе.

И, наконец, примеры санкций США свидетельствуют, что легитимность власти в данных случаях не играет особой роли. Хотя США критически воспринимают легитимность таких фигур как Александр Лукашенко в Беларуси и Башар Асад в Сирии, но, к примеру, легитимность 6-го президента ЮАР Питера Виллема Бота (возглавлял страну с 1984 по 1989 годы) не ставилась под сомнение международным сообществом.

Что касается Украины, то не успела «остыть» резолюция Сената США, как «медвежью услугу» украинским властям оказали собственные силы безопасности. Вечером пятницы, 10 декабря, во время пикета протестующих возле Киево-Святошинского РОВД (западная окраина Киева), «беркутовцы» жестоко избили дубинками по голове лидера движения «Третья республика» и экс-министра МВД Юрия Луценко. Врачи диагностировали у Луценко закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение мозга, в данный момент первый гражданский глава МВД Украины находится в больнице в тяжелом состоянии. Поэтому, в контексте прозвучавших предупреждений Сената о недопустимости насилия в отношении демонстрантов, эскалация напряжения в Украине работает против правящей администрации, приближая к возможным санкциям со стороны США.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net