Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.01.2014 | Сергей Маркедонов
Экстремизма не обнаружено
В канун открытия Сочинской Олимпиады завершилась следственная проверка на предмет наличия экстремистских элементов в высказываниях кубанского губернатора Александра Ткачева. По ее итогам таковых признаков в выступлении руководителя Краснодарского края не было найдено…
Напомним вкратце предысторию данного сюжета. 2 августа 2012 года Александр Ткачев выступил с новой политической инициативой. Он заявил о необходимости создания на территории Кубани «казачьей полиции». На расширенном заседании коллегии краевого управления МВД Ткачев объяснил, что на практике полицейские казаки должны принять участие в недопущении массового переселения в подведомственный ему регион представителей северокавказских республик. Своей сверхзадачей кубанский губернатор обозначил превращение края в своеобразный «миграционный фильтр». С его точки зрения, соседнее Ставрополье с этой ролью плохо справляется. «У нас нет другого пути – мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой… Здесь кубанцы, здесь у них свои законы, здесь они достаточно жесткие ребята», - резюмировал тогда глава Кубани.
Губернаторская инициатива практически сразу же получила разноречивую общественную оценку. И если националисты активно поддержали ее, то представители правозащитных структур заявили о том, что создание «казачьей полиции» противоречит российской Конституции и является, по сути, экстремистским шагом. Однако некоторые практические шаги по правовой квалификации заявлений кубанского губернатора были сделаны только в ноябре 2013 года после того, как лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным передал подготовленное им обращение председателю Следственного комитета (СКР) Александру Бастрыкину. В этом обращении лидер «Яблока» требовал исследовать заявление Ткачева на предмет наличия в нем экстремистских высказываний. По мнению Митрохина, инициатива кубанского губернатора могла бы стать причиной для возбуждения против него уголовного дела.
К слову сказать, тема, поднятая Ткачевым в августе 2012 года, не ушла из повестки дня краевой элиты. Разве что сам губернатор стал несколько более сдержанным в словах. Так 24 июля 2013 года атаман Всекубанского казачьего войска (ВККВ) и вице-губернатор края Николай Долуда заявил о ненормальной ситуации с «нелегалами». Однако под данным термином не подразумевался никто конкретно. По словам Долуды, «для нас неприемлемо и чуждо, что на нашей земле, которую облагораживали и возделывали своими руками наши предки, работают иностранные рабочие, а, точнее, издеваются над ней, зачастую уничтожают самые плодородные участки».
Как бы то ни было, а после прошлогодней ноябрьской встречи бюрократический «процесс пошел. Проверка проведена. Но надежды критиков Ткачева на применение к нему неких жестких мер не оправдались. Следственное управление СКР по Краснодарскому краю не обнаружило признаков экстремизма в выступлении главы региона от 2 августа 2012 года. В сообщении, размещенном на корпоративном сайте, следователи констатировали, что «глава администрации края отметил, что им отстаиваются интересы всего населения многонациональной Кубани, ответив, что большинство из которых – русские, что сложилось исторически. Между тем, отмечен факт миграции в Краснодарский край представителей иных субъектов России и иностранных государств, игнорирующих законодательство и сложившиеся традиции…»
И снова речь идет о неких традициях и исторической определенности, которые, строго говоря, трудно поддаются правовой квалификации. Непраздный вопрос, с какого времени мы ведем отсчет традиций и того, что «сложилось исторически». Думается, что в обозримой перспективе найдется немало представителей националистических движений Северного Кавказа, которые охотно будут цитировать приведенное выше разъяснение для доказательства «шовинистических» установок, существующих в органах российской власти.
Можно ли считать, что проведенная проверка, а точнее ее итоги стала неожиданностью? Скорее всего, ответ будет отрицательным. За неделю до Олимпиады ожидать уголовного преследования губернатора края или даже намека на подобные перспективы, на территории которого будет проведен не только главный праздник спорта текущего четырехлетия, но и масштабный политический проект, было бы наивно, как минимум. Но дело не только в «историческом моменте». Российская федеральная власть практически никогда не принимает решения об отставках или назначениях под давлением общественности, оппозиции (пускай и умеренной) и иностранным воздействием. Можно негодовать по этому поводу, а можно считать это проявлением высшей государственной мудрости, но ситуация такова, каковой она является. И если уж Кремль решится на «смену состава» в краснодарской команде, то найдет для этого собственные резоны и будет действовать в соответствие с ними.
Однако к любым заявлениям Александра Ткачева следует относиться с особым вниманием. Лишь только на первый взгляд, он является обычным руководителем субъекта федерации. В реальности же его неформальный общественно-политический статус намного выше. Он - руководитель региона, в котором регулярно останавливаются первые лица государства. Не только для отдыха, но и для важных, как протокольных, так и для неформальных встреч. Краснодарский край в 2014 года будет принимать зимнюю Олимпиаду в Сочи. И это событие по своему значению, повторимся, вышло далеко за рамки очередного международного спортивного форума. Не будем забывать и о стратегическом значении Кубани в целом. Край имеет третий показатель по численности населения после Москвы и Московской области (около 5,5 миллиона человек). Он включает в себя территорию черноморского побережья, оставшуюся России после распада Советского Союза, а новороссийский и туапсинский порты занимают первое и третье место в стране по грузообороту. Все эти факторы превращают кубанского губернатора в фигуру общероссийского масштаба. Тем паче, Ткачев – не новичок на политическом и административном поприще. Он занимает свой пост с декабря 2000 года, до этого получив опыт в Госдуме, аграрном бизнесе и на комсомольской работе.
В последние годы в его биографии появилось несколько «черных пятен». Первое было связано с массовым убийством в станице Кущевской в ноябре 2010 года. Расследование обстоятельство этой трагедии показало наличие хорошо структурированного и организованного преступного сообщества, фактически подменившего в отдельно взятой станице органы власти и управления. Понятное дело, об этом в Краснодаре не могли просто не знать. Второе имеет отношение к трагедии 2012 года в Крымске, где природные катаклизмы обнажили провалы и недостатки не только местной, но и краевой власти при работе в чрезвычайных ситуациях. При этом публичное недовольство этими недостатками выразил не кто-нибудь, а лично российский президент Путин. После этого журналисты наперебой взялись писать о том, что над головой Ткачева сгустились тучи, а его отставка вероятна, как никогда. Однако в канун сочинских игр Кремль решил не драматизировать ситуацию и дождаться завершения «белой олимпиады».
Впрочем, открытие и завершение игр не за горами. Олимпиада, какой бы масштабной она ни была по замыслам организаторов, станет лишь единым мигом в истории российского Юга и России в целом. Вопрос, сохранятся ли актуальными идеи кубанского губернатора. В начале 2000-х годов он не раз выступал с мигрнатофобскими идеями. Однако в те годы они были обращены против иностранных граждан или против лиц без гражданства (главным образом Армении, а также против турок-месхетинцев, обосновавшихся на Кубани после конфликта в Ферганской долине в 1989 году и не имевшие на руках еще советские паспорта). Затем в феврале 2011 года в телепередаче Владимира Познера Ткачев признался, что на первых этапах своей губернаторской деятельности часто поддавался эмоциям и «делал глупости».
Но «казачья полиция», как фильтр против северокавказских жителей - это уже не противопоставление людям без гражданства или обладателям других иностранных паспортов (Армения, Грузия). Это - выстраивание линии противостояния с собственными же гражданами. В условиях превращения северокавказского сюжета в сюжет общероссийский. В опросе Левада-Центра (октябрь 2013 года), проведенного в 130 населенных пунктах 45 регионов страны 71 % опрошенных участников поддержал идею «Хватит кормить Кавказ», а 63% высказались за необходимость ужесточения правил регистрации для приезжих, а также передвижения по стране в целом.
Все эти массовые настроения нельзя объяснить одним лишь проявлением ксенофобии или шовинизма. Северный Кавказ - нестабильный регион, приносящий нестабильность и в другие регионы страны. С 1 января по 30 декабря 2013 года на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов произошло 33 террористических акта, 9 из которых были совершены при участии террористов-смертников. Не стоит также забывать и о том, что в последние два десятилетия критически снизился уровень участия республик Северного Кавказа в общероссийских процессах. Самый яркий тому пример - служба в рядах вооруженных сил. На противопоставление Кавказа остальной России «работает» и критическое сокращение количества русских в республиках региона (особенно в восточной части). При этом многие выходцы оттуда оседают на Кубани и Ставрополье, принося с собой и обиды, и опасения.
Однако в этой связи возможны два подхода: либо исправлять текущую ситуацию, либо еще сильнее раскачивать националистический маятник, давая при этом новые козыри в руки националистов из различных республик в составе РФ. И за таковыми примерами не нужно далеко ходить, достаточно почитать реакции в социальных сетях и северокавказской блогосфере на «креативные идеи» кубанского губернатора. И радикализму Ткачева (прошлому и потенциально будущему) многие экстремисты на Северном Кавказе будут только рады, у них появятся новые аргументы в пользу того, почему Россия не является их страной. И «казачьи идеи», если они вдруг начнут реализовываться на практике (а почему бы им не реализовываться, если высказывания 2012 года не получили жесткой квалификации со стороны следствия?), опасны тем, что могут спровоцировать ответные антирусские акции в республиках Северного Кавказа, где немало поборников «патриотизма» в собственных версиях.
Хочется надеяться, что Кремль после завершения сочинских Игр все-таки проявит прагматизм и остудит горячие головы в Краснодаре. Но если представить, что идея «казачьей полиции» вдруг когда-нибудь будет реализована на практике, то ни к чему, кроме раздробления политико-правового пространства России, это не приведет. Более того, это может стать прецедентом для создания других «полиций» на республиканском или местном уровне. В каждом регионе при желании можно обнаружить проблемы и с безопасностью, и с миграционными потоками. Вопрос лишь в том, что такая самодеятельность чревата общей деградацией государственных институтов и их подменой неконституционными и незаконными формированиями. То есть это будет путь, который в период своего распада проходили Советский Союз и Югославия.
Сергей Маркедонов - политолог, кандидат исторических наук. В мае 2010 - октябре 2013 гг. - приглашенный исследователь Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.