Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.01.2014 | Александр Ивахник
Еще одно отступление Медведева
Как стало известно газете «Ведомости», правительство намерено вернуть чиновников в советы директоров крупнейших госкомпаний, чтобы усилить контроль за ними и улучшить координацию их действий с министерствами. Между тем, одним из самых принципиальных и ярких решений Дмитрия Медведева в период его президентства стало выдвинутое весной 2011 года требование заменить в советах директоров компаний с госучастием правительственных чиновников на независимых директоров и поверенных директоров. Это требование мотивировалось необходимостью улучшения инвестиционного климата в стране и повышения качества корпоративного управления.
Действительно, в ходе бурной экспансии российского государственного капитала в самых различных секторах бизнеса многие члены правительства оказались в составе советов директоров большого числа компаний, что не оставляло им времени вникать в детали рассматриваемых на советах вопросов и противоречило западной корпоративной практике. К тому времени отчетливо проявилась низкая эффективность деятельности госкомпаний, множились примеры, мягко говоря, странных управленческих решений.
В 2011 году во исполнение распоряжения президента Медведева советы директоров крупнейших госкомпаний и госбанков покинули вице-премьеры Игорь Сечин и Алексей Кудрин и все федеральные министры, причем заменялись они не на чиновников ниже рангом, а на людей, имеющих большой управленческий опыт и авторитет в бизнес-сообществе. Часть из них получили статус независимого директора, другие – статус профессионального поверенного директора. Последний статус предусматривает работу в совете в рамках договора с правительством и обязанность ориентироваться в первую очередь на интересы государства как основного акционера. Однако, как известно, эти интересы могут толковаться по-разному. Если высокопоставленный чиновник в совете директоров зачастую сужает их до тактических интересов ведомства или, того хуже, групповых интересов властного клана, к которому принадлежит, то профессиональный поверенный, хотя бы из репутационных соображений, как правило, избегает таких действий.
После возвращения Владимира Путина на пост президента отношение государства к формированию советов директоров постепенно менялось. Уже в декабре 2012 года Минэкономразвития и Росимущество предложили правительству включить одного-двух чиновников уровня замминистра или руководителя департамента в советы директоров всех крупных госкомпаний. Однако тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович, которые дорабатывали списки кандидатов перед внесением в администрацию президента, кандидатуры госслужащих отвергли. А премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 7 февраля прошлого года заявил, что в будущем в советах директоров госкомпаний должны работать только профессиональные директора, а госслужащие «в конечном счете вообще должны уйти из таких советов».
Однако через год позиции правительства в вопросе о присутствии чиновников в советах директоров крупных компаний с госучастием существенно изменились. Речь о возвращении в советы членов кабмина пока не идет, но в списки кандидатов, направленных правительством на согласование в администрацию президента, попали несколько заместителей министров. «Ведомости» сообщили, что в советы директоров «Русгидро» и «Россетей» предлагается выдвинуть замминистра энергетики Вячеслава Кравченко, «Транснефти» – замминистра энергетики Кирилла Молодцова, «Роснефтегаза» – замминистра экономического развития Олега Савельева, ВТБ и «Россельхозбанка» – заместителей министра финансов Алексея Моисеева и Андрея Иванова. Замминистра экономического развития Сергей Беляков будет номинирован в советы директоров РЖД и «Ростелекома». Представителей правительства нет в числе номинантов в советы директоров «Газпрома» и «Роснефти», что, впрочем, понятно – эти две экономические опоры государства непосредственно замыкаются не на кабмин, а на президента Владимира Путина. 27 января на совещании с вице-премьерами глава правительства заявил: «Следите за пропорциями, универсальных рецептов нет… Госслужащие должны быть там (в советах директоров госкомпаний) в разумном количестве и на разумных позициях».
Таким образом, Дмитрий Медведев в очередной раз отказался от тех принципов экономической политики, которые он провозглашал, находясь на посту главы государства. Президент Путин никогда не являлся сторонником сокращения прямых рычагов государственного регулирования экономики, даже если они противоречат задаче улучшения инвестиционного климата. И уж тем более эта линия неприемлема для него сейчас, когда резко обострилась экономическая ситуация в стране и потребность в давно практикуемом ручном управлении возросла. И премьеру Медведеву, позиции которого за последний год заметно ослабли, не остается ничего другого, как покорно следовать путинской логике, забыв о модернизационной риторике и попытках внедрять современные методы корпоративного управления.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.