Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.02.2014 | Олег Громов
Референдум для подстраховки
2 февраля часть Молдавии заявила о том, что не хочет вступать ни в Европейский союз, ни становиться провинцией Румынии. Референдум в турецкой этнической части этой республики – автономном территориальном образовании Гагаузия – неприятно удивил кишиневских политиков, которые в прошлом году уверенно приблизились на шаг к Европе.
Гражданам предлагалось ответить на следующие вопросы: «Одобряете ли вы курс на вступление в Европейский союз?», «Одобряете ли вы курс на вступление в Таможенный союз?» и «Согласны ли вы принять проект закона «Об отложенном статусе народа Гагаузии на внешнее самоопределение» в случае, если Республика Молдова утратит статус независимого государства?». Абсолютное большинство граждан, принявших участие в референдуме (а это более 70% 150-тысячного населения автономии). Поддержали вступление их страны (то есть Молдавии) в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. 67% - отказалось поддерживать курс Кишинева во главе с альянсом прорумынских партий на евроинтеграцию.
Референдум носил, скорее, предупредительный, чем конституционный характер. Выражение народного мнения, результаты которого необязательны к исполнению и непосредственно не приведут к выходу Гагаузии из состава Молдавии и ее сепаратной интеграции в Таможенный союз, гарантирует подстраховку от возможной потери суверенитета Кишинева при попытке правительства и парламентской коалиции исполнить свои заявления и интегрировать страну в Румынию. Кроме того, референдум страхует также от продолжения евроинтеграции, поскольку он проведен практически сразу после парафирования в прошлом году Соглашения об ассоциации между Кишиневом и Брюсселем и служит напоминанием молдавским националистам, что в случае дальнейшего сближения с ЕС они получат не объединение с Приднестровьем (чего требует от Кишинева Запад), а дальнейшее раздробление страны на мелкие территориальные образования.
В проведении референдума сыграла свою роль особая позиция в молдавской политике башкана (главы) Гагаузии Михаила Формузала. Этот сильный политик, возглавляющий автономию с 2006 года, то есть со времен президента Владимира Воронина (который был известен жестким стилем управления и общения с подчиненными и союзниками) проводил свою, отличную от Кишинева линию во внутренней политике, активно поддерживая связи не только с Москвой, но и с этнической прародиной – Турцией. Вхождение башкана в правительство Молдовы гарантирует гагаузским элитам учет их мнения на общегосударственном уровне.
Сложившийся баланс сил был нарушен явно выраженными намерением националистического правительства интегрироваться с Румынией, для которой гагаузы – такой же чуждый в этническом плане элемент, как и русские с украинцами в Приднестровье. Перспектива из руководителя административно-территориального образования превратиться в одного из заурядных румынских провинциальных политиков заставила Михаила Формузала действовать активно и провокационно в отношении Кишинева, который на уровне правительства уже заявил о том, что референдум «антиконституционен» и его результаты никто исполнять не будет. Однако целью референдума и не являлось использование права Гагаузии на самоопределение и выход из Молдавии. Скорее, это предупреждение кишиневским политикам, что в случае продолжения четко оформившегося стремления таких радикалов-националистов как президент Николай Тимофти, пролоббировавший официальное признание Конституционным судом молдавского языка румынским, интегрировать страну в Европейский союз через вхождение в состав Румынии, Гагаузия может воспользоваться своим «дремлющим» правом на самоопределение вплоть до отделения от Молдавии.
Курс Кишинева на Брюссель также не устраивает Москву, которая опасается, что примеру евроинтеграции Молдавии последуют остальные страны СНГ, в частности, Украина и Белоруссия. Старые союзники Москвы в Кишиневе в лице коммунистов продолжают терять доверие избирателей, а новые в лице социалистов пока не набрали должного авторитета для того, чтобы сместить правительство националистов. Поэтому приходится делать ставку на региональные силы.
Если Кишинев – как это было в начале 1990-х гг. – откажется от политики компромиссов и решит жестко задавить ростки гагаузского самоопределения, это может привести к появлению на карте Молдавии еще одного «приднестровья», то есть отделившейся от центра «горячей точки», служащей непреодолимой преградой на пути интеграции страны в ЕС и НАТО. Однако националисты, под давлением собственной идеологии и старых квазиимперских штампов продолжают загонять себя в этот политический угол.
Надо отметить, что геополитический выбор между восточным и западным векторами внешней политики в буквальном смысле раскалывает не только все постсоветское пространство, но и отдельные страны бывшего Советского Союза. Так, Грузия и Молдавия, парафировавшие Соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре 2013 года, фактически не управляют частью де-факто своей территории. Украина, в которой оппозиция почти склонила президента уйти в отставку на волне протестов против отказа подписывать Соглашение об ассоциации, также рискует свалиться в пучину гражданского конфликта и территориального раскола. Получается, что постсоветское пространство не готово к евроинтеграции. Этот курс не приводит к устранению старых конфликтов и проблем, а, наоборот, создает новые. При продолжении такой политики и неготовности Брюсселя принять предложение Москвы вместе решать вопросы стратегического взаимодействия в Восточной Европе, этот регион рискует превратиться в новые Балканы.
Олег Горбунов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.