Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.02.2014 | Александр Ивахник
Сакрализация истории
После скандального вопроса, прозвучавшего в эфире «Дождя», о возможности сдачи Лениграда немецким войскам многих российских парламентариев охватил не только праведный гнев, но и законотворческий зуд. Уже на следующий день пылкая ультра-патриотка, председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая заявила, что за фальшивым, циничным опросом стоит «оправдание преступлений нацистов и осквернение исторической памяти». Она выразила убеждение, что «подобного рода действия всегда должны оцениваться как преступления по реабилитации нацизма». Таким образом, Яровая нашла новый повод для продвижения своей давней инициативы.
Уже 31 января Яровая созвала заседание возглавляемой ею Патриотической платформы «Единой России», где обсудила законопроект о внесении поправок в УК РФ, направленных на противодействие реабилитации нацизма. Правда, уловить четкую связь между опросом «Дождя» и оправданием нацизма даже при большой фантазии довольно трудно. Потому на заседании Патриотической платформы озвучивались и другие поводы для принятия законопроекта, и прежде всего – Евромайдан с его толпами вконец обнаглевших бандеровцев. Впрочем, как юрисдикция нового закона сможет распространяться на украинских поклонников Степана Бандеры – сказать сложно.
Надо заметить, это уже третья попытка Ирины Яровой добиться принятия Госдумой закона об ответственности за реабилитацию нацизма. Первый законопроект был внесен еще в 2009 году, но встретил отрицательный отзыв правительства Владимира Путина. Вторая попытка была предпринята в июне прошлого года после известной истории с высказыванием Леонида Гозмана, который провел аналогию между СМЕРШ и отрядами СС. Тогда законопроект Яровой предлагал сделать уголовно наказуемыми деяниями «отрицание вынесенного Международным военным трибуналом приговора, одобрение установленных приговором Международного военного трибунала преступлений, а равно отрицание деятельности армий стран антигитлеровской коалиции по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности во время Второй мировой войны, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности армий стран антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений». Подобные деяния должны наказываться штрафом в размере до 300 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до трех лет. Если же они совершены лицом с использованием служебного положения или с использованием СМИ, то штраф может возрасти до 500 тыс. рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет.
Текст июньского законопроекта вызвал целый ряд недоуменных вопросов у специалистов. Как можно отрицать вынесенный Нюрнбергским трибуналом приговор, если это давно свершившийся исторический факт? Еще меньше понятна формулировка об отрицании деятельности армий стран антигитлеровской коалиции по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности во время Второй мировой войны. Какой мир и безопасность можно было поддерживать во время глобальной войны? Кроме того, комментаторы обращали внимание на то, что после принятия закона можно попасть под статью за осуждение ковровой бомбардировки Дрездена британскими и американскими ВВС в феврале 1945 года и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
В законопроекте, который Ирина Яровая собирается внести в Госдуму на этот раз, санкции остались прежними, но формулировки преступных деяний изменены. Предлагается наказывать в уголовном порядке за «совершенное публично отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала, одобрение преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений, установленных приговорами Международного военного трибунала». На взгляд Яровой, новый вариант законопроекта «имеет абсолютно выверенные правовые дефиниции, соотносится с требованиями международного права и не будет иметь двойственного толкования». Действительно, западных союзников СССР в войне можно будет по-прежнему безбоязненно критиковать. Стало предельно ясно, что говоря о реабилитации нацизма, Ирина Яровая больше всего озабочена недостаточно патриотическим, недостаточно однозначно позитивным освещением действий Красной армии в ходе Второй мировой войны.
Если новый законопроект будет принят, антисталинская трактовка советско-финской войны или действий Красной армии по оккупации восточной Польши, Прибалтики и Бессарабии станет действительно опасной. Так же, как беспристрастное расследование преступлений красноармейцев (изнасилований, мародерства) на территории Германии и других стран в конце войны. Несмотря на то, что все эти факты уже достаточно подробно задокументированы участниками событий и историками как за рубежом, так и в России, с современным российским правоприменением их легко квалифицировать как «распространение заведомо ложных сведений, соединенных с обвинением в совершении преступлений». А это поставит под вопрос саму возможность свободной исторической дискуссии с альтернативными точками зрения. Становится все более очевидно, что выражение альтернативных точек зрения на исторические события и вообще представление альтернативной картины мира вызывает раздражение и неприятие у значительной части российской власти, проникшейся идеями великодержавности и официального патриотического воспитания. Это собственно и объясняет бешеную атаку, которой подвергся телеканал «Дождь», а ошибочный опрос послужил лишь предлогом.
Впрочем, не факт, что предложенный Яровой законопроект на этот раз будет принят. Ее ультра-патриотизм кажется избыточным даже некоторым влиятельным силам во власти. Показательно, что зампред профильного комитета Совета Федерации Константин Добрынин заявил о несогласии со столь узкой и своеобразной трактовкой борьбы с реабилитацией нацизма. По его словам, верхняя палата парламента еще два года назад подготовила свой законопроект, основанный на «модельном» законе, принятом Парламентской ассамблеей СНГ. В законопроекте СовФеда под реабилитацией нацизма понимается восстановление в правах, присвоение наград нацистским преступникам, пособникам, публичное оправдание и распространение идеологии нацизма и публичное прославление нацистских преступников. Такая формулировка представляется если и не исчерпывающей, то взвешенной и проникнутой здравым смыслом. К сожалению, здравый смысл все реже является в России фактором, определяющим принятие политических решений.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.