Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.02.2014 | Антон Евстратов

Год шиитской крови или конец Пакистана?

Новый, 2014-й год в Северо-Западном Пакистане праздновали отнюдь не поздравлениями, подарками и елками – уже в первый его день атаке салафитских радикалов подверглась группа шиитских паломников в городе Кветта, в результате которого три человека были убиты, а 30 – ранены. Чуть позже, 6 января террорист-смертник взорвал себя на территории государственной школы в районе Хангу. Пытавшийся остановить бандита 14-летний школьник погиб на месте. Еще 2 человека получили ранения. Тогда же произошел взрыв в школе для девочек на территории провинции Хайбер. К счастью, никто не пострадал. А полицейским в городе Пешавар повезло меньше – двое из них были убиты в тот же день.

Однако самым страшным терактом за начало текущего года стал взрыв отеля на территории знаменитого пешаварского базара Кисса Хвани. Данный отель славился своим замечательным рестораном, и люди со всей округи приходили туда обедать. Согласно данным правоохранительных органов, взрыв совершил террорист-смертник. Теракт унес жизни 10 человек. Еще 45 получили травмы разной степени тяжести. В числе раненых были женщины и дети. Кроме того, от взрыва серьезно пострадали несколько находившихся поблизости магазинов.

Симптоматичным моментом можно признать то, что абсолютное большинство пострадавших в указанных террористических актах являются мусульманами-шиитами. Судя по всему, боевики радикальных группировок решили текущий год сразу очертить как год шиитской крови.

Примечательно, что на Западе, а также в российской экспертной среде сложилось мнение о том, что шииты являются целью салафитских движений и организаций, называемых также ваххабитскими. Ваххабизм, идейно сформировавшийся еще в середине 18 века в Саудовской Аравии, действительно отличает ненависть к шиитам (и даже суннитам, к примеру к такой части их традиции, как суфизм), и поистине непонятная «любовь» к историческим личностям, уничтожавшим, как самих приверженцев этого течения, так и их Имамов и святых. Одним из первых «внешнеполитических» мероприятий саудовских ваххабитов в начале 19 века стало разграбление шиитских священных городов Неджефа и Кербеллы на территории Ирака.

В Пакистане шииты страдают от таких салафитских группировок, как всемирно известная «Аль-Каида», «Лашкар-э-Джангви», «Джундалла», а также недавно появившаяся «Джейш аль-Адль». Эти группировки «прославились» терактами отнюдь не только на пакистанской территории, атакуя тех же шиитов везде, где только возможно. Например, 8 февраля боевики «Джейш аль-Адль», перейдя иранскую границу, похитили пятерых местных пограничников, которых до сих пор удерживают в неизвестном месте. А осенью прошлого года та же группировка устроила настоящую кровавую баню на иранской погранзаставе, убив 14 пограничников и троих бойцов Корпуса стражей Исламской революции. Излишне говорить, что все убитые и похищенные иранцы – шииты. А группировка «Джундалла» несколько лет назад оказалась настолько опасной для ИРИ, что к ее обезвреживанию были подключены лучшие кадры иранских спецслужб. В результате, к 2011 году все руководство организации на территории Ирана было арестовано или уничтожено, а сама она прекратила там свое существование. Это не помешало «Джундалла» продолжать уничтожать шиитов в Пакистане.

До последнего пакистанские спецслужбы подозревали именно ее в совершении теракта в отеле Пешавара. Однако… вскоре появилось заявление муфтия Хасана Свати, лидера местной ячейки движения «Талибан», о том, что упомянутая акция – дело рук его группы. Интересным моментом является то, что талибы, блокировавшись с Афганистане с «Аль-Каидой» и не чураясь откровенно террористической деятельности, салафитами не являются, придерживаясь традиционного суннитского ислама ханафитского мазхаба. Однако, будучи также фундаменталистами, пусть и адептами не столь радикального мусульманского новодела, а вполне традиционной версии ислама, талибы ненавидят шиитов ничуть не меньше. Необходимо напомнить, что в шиитских погромах по ходу истории «засветились» отнюдь не только салафиты, и началось преследование шиитов, которые когда-то составляли едва ли не большинство мусульманской уммы, отнюдь не с 18 века, а с самого возникновения этого течения – то есть в Средние века. Тогда гонителями приверженцев пречистых Имамов были именно адепты традиционного суннизма – Омейадские и Аббасидские халифы, Османские султаны.

Что касается терактов против шиитов в современном Пакистане, то, несмотря на символичность их проведения в первые дни нового года, можно отметить, что подобные акции имеют место уже несколько последних лет. К примеру, за 2012-й год террористами было уничтожено около 400 шиитов, в 2013-м этот список пополнился новыми сотнями жертв. В прошлом году от рук бандитов пал общественный активист Ирфан Али, а в самом его конце, в декабре, террористы атаковали лидера шиитского движения «Меджлис Вахдат аль-Муслимин» Мирзу Йусафа Хусейна, убив двоих его охранников.

Шиитское меньшинство реагирует на атаки. Как правило, эта реакция носит мирный характер (хотя имеют место и попытки мести, силового разрешения «террористического вопроса»). Например, в прошлом году, после взрыва бильярдного зала в Кветте, родственники убитых попросту отказались хоронить своих близких до принятия правительством страны надлежащих мер по обеспечению безопасности общины и наказанию виновных. В начале 2014 г., после упомянутых выше терактов, шииты вновь вышли на улицы пакистанских городов, требуя обеспечить свою безопасность. Между тем, как можно убедиться, правительство Пакистана не в силах это сделать. Многие аналитики уже сейчас в сложившейся ситуации видят угрозу самому существованию Пакистана. Значительное число шиитов считает единственным своим защитником находящийся рядом и всегда готовый прийти на помощь Иран. Последний, к слову, не раз высказывал готовность расследовать деятельность террористов и уничтожать их убежища совместно с пакистанскими правоохранительными органами.

А что же Евросоюз и особенно Соединенные Штаты, имеющие столь сильное влияние на правительство Пакистана? Разве не они являются основными твердынями прав человека, столь беспардонно нарушаемыми в отношении шиитов? До настоящего времени ничего, кроме осуждения и формальных заявлений с этой стороны не последовало. Каких-либо практических попыток повлиять на ситуацию не было. Впрочем, одна мера все же имела место. Уже упомянутая выше «Лашгар-э-Джангви» была наконец-то признана Вашингтоном террористической группировкой, а ее лидер Малик Исхак – одним из самых разыскиваемых в мире преступников. Американские спецслужбы теперь намерены взять под контроль лиц, ведущих те или иные дела с Исхаком с тем, чтобы выйти на него. Стоит отметить, что Малик Исхак совсем недавно публично высказывался о том, что убийства шиитов дают ему единственное подлинное удовольствие. Попав-таки в пакистанскую тюрьму, в 2011-м году он успешно из нее вышел, так как свидетели его злодеяний, опрашиваемые пакистанскими полицейскими, «вдруг» забыли о своих показаниях. В этой связи можно ли ожидать какого-либо справедливого суда над людьми, подобными Исхаку на пакистанской территории? Думается, ответ очевиден.

Ситуация, сложившаяся в отношении безопасности шиитского меньшинства в Пакистане – исключительно сложна. Террористические организации северо-востока страны совершенно не оглядываются на правительство страны и ее правоохранительные органы, действуя не только внутри государства, но и за его пределами. Если сопредельные страны, такие как Иран, предлагают Исламабаду помощь в решении его проблем, значит проблемы эти, очевидно, более, чем серьезны. Между тем, надо понимать, что шииты – не единственное «проблемное» меньшинство в Пакистане – есть еще христиане, столь же угнетаемые и преследуемые разного рода экстремистами, а также ахмадиты, которых прессингует даже само правительство. 2014-й год с самого начала стал очень плохим для пакистанских шиитов, однако события могут развиваться таким образом, что он станет роковым и для всего Пакистана.

Антон Евстратов – политический обозреватель Политком.RU по Ближнему и Среднему Востоку

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net