Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Кавказ
17.04.2014 | Сергей Маркедонов
Российско-грузинская нормализация: продвижение без прорывов
16 апреля 2014 года в Праге прошла очередная встреча между заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным и специальным представителем правительства Грузии по взаимоотношениям с Россией Зурабом Абашидзе. С момента последнего раунда переговоров между двумя дипломатами прошло полгода. Ничтожный срок по историческим меркам! Однако эти полгода вместили в себя не просто большое количество событий. Получили стремительное развитие процессы, принципиально меняющие облик постсоветского пространства и оказывающие влияние на международную повестку дня.
До того, как революционный Майдан опрокинул Виктора Януковича и разрушил статус-кво внутри Украины и в Крыму, отношения между Россией и Грузией развивались, скорее, по восходящей линии, хотя и не без серьезных проблем и противоречий. Процесс нормализации, стартовавший в октябре 2012 года, принес определенную позитивную динамику. Во-первых, за это время произошло купирование конфронтационной риторики и использования России в качестве фактора внутриполитической мобилизации официальными властями Грузии. Во-вторых, Тбилиси отказался от выстраивания альянса с северокавказскими националистическими движениями и позиционирования Грузии, как «альтернативного Кавказа». В-третьих, в зимней Олимпиаде в Сочи приняли участие грузинские атлеты, а власти кавказской республики заявили о готовности к кооперации по вопросам безопасности игр. Уже в ходе самого сочинского спортивного праздника президент Владимир Путин заявил о возможности встречи со своим грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили. Незадолго до нового года он же выразил готовность к либерализации визового режима в отношении граждан Грузии, въезжающим на территорию РФ. В-четвертых, российский рынок открылся для грузинских товаров. В декабре 2013 года Россия опередила Украину в качестве главного импортера грузинской продукции цитрусовых культур. Грузино-российский товарооборот вырос в половину. При этом в прошлом году было выдано 22 тысячи частных виз для граждан Грузии (в отношении российских граждан визы были отменены), что превысило аналогичные показатели за предыдущие годы.
Конечно же, говоря о продвижении нормализации, не следует рисовать благостные картинки. Москва и Тбилиси ни на йоту не продвинулись в достижении компромисса по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии. И такой компромисс трудно было бы себе представить, поскольку в данном случае речь идет не только о разных взглядах на проблему, но и о разном понимании того, где начинается и где заканчивается грузинский национально-государственный проект. Для Москвы вопрос о бывших автономиях считается закрытым. Их существование вне Грузии – это «новые реалии», которые российская дипломатия требует признать и Тбилиси, и Запад.
Впрочем, в 2013 году эта проблема оказалась отягощена так называемой «бордеризацией». О чем идет речь? Под этим термином понимается возведение ограждений на границе между Грузией и Южной Осетией. Для официального Тбилиси - это внутренняя административная граница, а для Москвы и Цхинвали – межгосударственная. У грузинской стороны непростой выбор вариантов. Вступать в дискуссию о том, какова должна быть конфигурация этой границы - значит в той или иной степени признавать ее в качестве рубежа между двумя независимыми странами. Уклоняться от дискуссии и замалчивать проблему - это путь к активизации оппозиции внутри страны, которая готова воспользоваться любой возможностью для дискредитации правящей «Грузинской мечты» и политики нормализации отношений с Россией в целом. Ради объективности следует признать, что, несмотря на критические выпады в адрес РФ, представители правительства Грузии на протяжении всей истории с «бордеризацией» старались не «перегибать палку» и не подогревать страсти вокруг этой проблемы, хотя данный вопрос не является исключительно большой политической игрой. Возведение ограждений создает немало проблем для рядовых граждан, которые потенциально могут пополнить ряды критиков и противников властей. В период Олимпиады в Сочи работы по возведению ограждений были приостановлены, но 24 февраля 2014 года они были возобновлены.
Конечно же, за полгода, прошедшие между двумя встречами между Карасиным и Абашидзе случился украинский кризис, самое крупное политическое потрясение на постсоветском пространстве с момента распада СССР. Хочется это кому-то или нет, есть ли для этого реальные основания или они полностью отсутствуют, но республики бывшего «нерушимого Союза» примеряют на себя «рубашку Украины». И совсем не случайно в ходе пражской встречи российского и грузинского представителя эта тема была затронута. По словам Григория Карасина, «несмотря на то, что этот вопрос постоянно находится в нашей повестке дня, мы просто не могли не поговорить на эту тему». В самом деле, Киев долгое время рассматривался, как стратегический союзник Тбилиси. Эти отношения достигли пика в период президентства Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко, но не «остыли» и в 2010-2014 гг., когда президентское кресло на Украине занимал Виктор Янукович. К слову сказать, четвертый президент Украины солидаризировался с Грузией по вопросу о ее территориальной целостности. Это объясняет и эмоциональную реакцию на события вокруг Крыма. Так, 6 марта 2014 года парламент Грузии единогласно принял резолюцию в поддержку территориальной целостности Украины.
В этом контексте встреча Карасина и Абашидзе в течение марта переносилась несколько раз. Многие эксперты из Грузии, а также оппозиционные представители «Единого национального движения» высказывались с открытым скепсисом относительно целесообразности переговоров между представителями России и Грузии. И в самом деле, в украинском контексте сложно было бы ждать каких-то не то, что прорывов, а даже конструктивного обсуждения. Однако крайне важно было не дать двум конфликтным потенциалам (грузинскому и украинскому) объединиться. И тем самым не превратить отношения России и Грузии в заложника кризиса на Украине.
«Мы максимально должны использовать такие встречи, чисто с информативной точки зрения. Естественно, мы поставим вопрос о тех острых темах, которые нас беспокоят. Я имею в виду ситуацию, сложившуюся у оккупационной линии, и другие проблемные вопросы», - заявил в канун пражской беседы со своим российским коллегой Зураб Абашидзе. Какие же вопросы стали предметом обсуждения в столице Чехии? Дипломаты коснулись отношений между Грузией и Европейским Союзом. В ноябре прошлого года на саммите ЕС и стран Восточного партнерства в Вильнюсе Грузия парафировала Соглашение об Ассоциации. В отличие от Украины и Армении (в меньшей степени Молдовы) Москва практически никак не реагировала на этот шаг Тбилиси. Однако украинский кризис ускорил подготовку к подписанию этого документа. Уже объявлено о том, что оно состоится к июню 2014 года. Остроты ситуации добавляет тот факт, что ЕС планирует введение санкций против России (какими они будут, зависит от развития ситуации на Юге и Востоке Украины). Тем не менее, сегодня Григорий Карасин в общении с Зурабом Абашидзе подтвердил, что Москва не будет оказывать какого-то давления на Тбилиси по «европейскому вопросу». Грузинский рынок (в отличие от украинского) не имеет значительного влияния на положение дел внутри России. К тому же, Москва (особенно после 2008 года) рассматривает Грузию, как «отрезанный ломоть», не имея возможностей и ресурсов для переориентации внешней политики Тбилиси. Между тем, непредсказуемость вокруг украинского кризиса все вопросы по поводу подходов Москвы к грузинским внешнеполитическим приоритетам не снимает. Времени до июня 2014 года осталось немного.
В ходе пражской встречи была обсуждена и проблема «бордеризации». Впрочем, без каких-либо конкретных результатов. Между тем, необходимо понимать ту асимметрию, которая существует в понимании этой проблемы у сторон. Для Москвы - это не приоритет, а для Тбилиси - первостепенная проблема. И если российская сторона не спешит заниматься данным сюжетом, то грузинская считает эту неспешность попыткой саботировать всякие резоны Тбилиси.
Естественно, Карасин и Абашидзе затронули проблемы экономики и гуманитарной сферы. Однако на этих направлениях особых затруднений и расхождений не было и ранее.
Что же остается в «сухом остатке»? Пауза в общении Москвы и Тбилиси, возникшая во многом из-за украинского кризиса завершена. До этого Грузия и Россия фактически прошли весь первый этап «перезагрузки», упершись в красные линии в виде Абхазии и Южной Осетии. Преодолевать их и без всякой Украины никто не мог и не желал. Даже не будь всей этой истории с Крымом, положение вокруг двух бывших автономий Грузинской СССР развело бы разные стороны Москву и Тбилиси. Но Украина придала отношениям двух стран дополнительную эмоциональность. Встреча в Праге эту эмоциональность немного приглушила. Она подтвердила интерес к сохранению самого процесса нормализации. И даже если дискуссии в столице Чехии прошли даже ради собственно дискуссий – это уже неплохой результат. Важно подчеркнуть также и то, что сохраняется сам интерес к диалогу. Как бы ни была актуальна сегодня Украина, российско-грузинские отношения имеют свою собственную ценность, а их нормализация должна строиться, прежде всего, на двусторонних проблемах, а уже потом на более широких контекстах.
Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета
Комментарии


Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.