Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.05.2014 | Сергей Слободчук
«Подводные камни» Женевы-2
Ужаснувшись трагедии в Одессе, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер призвал провести в Женеве новую встречу, «на которой будут достигнуты наконец-то четкие договоренности, способствующие урегулированию конфликта политическими способами». Предыдущие усилия внешних игроков, закрепленные Женевским заявлениям от 17 апреля, лишь усугубили украинский кризис. Есть ли шанс, что Женева-2 станет не камнем на шею, а спасательным кругом для Украины? Есть, конечно, но при выполнении двух главных условий.
Трагедия в Одессе, где в результате поджога Дома профсоюзов погибли как минимум 46 человек, вроде как переполошила структуры Евросоюза и отдельных стран Европы, видимо, осознавших, наконец, что еще чуть-чуть и Украина скатится в самую настоящую гражданскую войну. Европу и без того терзает кризис ростовщической экономики, поэтому стоит задуматься, нужно ли усугублять ситуацию, беспомощно наблюдая, как прямо под боком у ЕС разгорается многомиллионная «горячая точка». «Ухудшившаяся в последние дни ситуация на востоке Украины и кровавые столкновения в Одессе показывают, что всего лишь несколько шагов отделяют нас от открытой военной конфронтации», - так аргументирует Штайнмайер необходимость Женевы-2. «Конфликт вокруг Украины приобретает такую острую форму, которая в Европе уже, казалось, невозможна. Угроза нового раздела Европы все еще реальна», - наконец-то осознал Штайнмайер.
Однако со старта просматривается ряд «подводных камней», грозящих превратить Женеву-2 в ее неудачливую предшественницу. Для начала стоит напомнить, что именно министр Штайнмайер наряду с Лораном Фабиусом (глава МИД Франции), Радославом Сикорским (аналогичный министр в правительстве Польши) и Владимиром Лукиным (уполномоченный по правам человека в РФ с 2004 по 18 марта 2014 года) приняли участие во встрече Виктора Януковича и трех главных украинских оппозиционеров Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягныбока. И если Лукин отказался подписывать текст, то европейские министры поставили свои подписи под соглашениями 21 февраля, выступив в роли гарантов исполнения обещаний. А когда на следующий же день оппозиция и протестующие на Майдане пошли на срыв соглашения, заняв Админисрацию президента и другие правительственные здания, Штайнмайер сотоварищи с легкостью закрыли на это глаза, отделавшись ни к чему не обязывающими комментариями «о погоде». Поэтому, прежде чем начнется Женевская встреча №2, герру Штайнмайеру и иже с ним следует для самих себя ответить на простой вопрос – какой смысл договариваться с людьми, которые не держат данного слова?
И все же, инициатива Штайнмайера закономерна. Ведь неспособность украинских элит прийти даже к минимальному подобию на компромисс означает, что Украина скатывается в военный конфликт. А радикальный сценарий передает инициативу в руки внешних игроков, как уже продемонстрировали переговоры и соглашения 21 февраля в Киеве и 17 апреля в Женеве. Да, если оценивать Женеву-1 формально, то можно констатировать полный провал договоренностей. В самом деле, какой из пунктов (деэскалация насилия, разоружение, амнистия, «широкий национальный диалог», новая Конституция) выполнен хотя бы частично?
А вот если говорить о «подводных камнях» Женевского заявления, то все замаскированные мины сработали. Обратим внимание, что, согласно Женевскому заявлению, переходная администрация Украины во главе с Александром Турчиновым и Арсением Яценюком, кроме прочего, пообещала найти общий язык с протестующими на Юго-Востоке. Однако спустя считанные дни киевские власти начала антитеррористическую операцию, заблокировав мятежный Славянск и попытавшись взять город штурмом. Несмотря на гибель военнослужащих регулярной армии, ополченцев и мирных жителей, штурм и обстрел города продолжается до сих пор. Из этой же оперы – арест 20 апреля в Харькове одного из идеологов протестов на Юго-Востоке Константина Долгова. А затем наступило 2 мая, когда грянула трагедия в Одессе, где в Доме профсоюзов погибли минимум 46 человек, а больше сотни получили ранения. Получаем «картину маслом», как говорил герой фильма «Ликвидация» - протестующий Юго-Восток получил наглядную картинку, как мог бы выглядеть «широкий национальный диалог» Киева с Донбассом, если бы не вооруженные силы самообороны, взявшие под контроль ключевые точки региона.
Стоит обратить внимание на важный акцент протестов на Юго-Востоке накануне Женевского заявления 17 апреля – да, протестующие на Донбассе захватывали здания и поднимали флаги Российской Федерации, но на деле требовали федерализации (в смысле расширения политических прав регионов) в составе украинского государства. И вот почти три недели после Женевы продемонстрировали, что в границах такого государства как Украина компромисс невозможен – в первую очередь потому, что никто и не собирался его искать. Поэтому существует огромный риск, что настроения протестных масс Юго-Востока медленно, но верно качнутся в другую сторону, когда они потребуют референдума о самоопределении, а по его итогам на примере Крыма объявят независимость от власти в Киеве. В общем, в ситуации, когда худшими поворотами с развилки для Украины являются «крымский» и «южноосетинский» сценарий, правящая администрация во главе с Александром Турчиновым и Арсением Яценюком умудрилась выбрать сразу оба негативных варианта.
Вот почему ключевой пункт Женевы-2 – это совсем не новый перечень обещаний. Да и какой смысл в переливании обещаний из пустого в порожнее, если никто даже не пытается их выполнять? Точнее, ключевых пунктов даже два. Главный пункт повестки дня – это механизм воплощения обещаний в жизнь. Пункт №2 – конкретные санкции за невыполнение данного слова. Поэтому одним из базисов договоренностей во время встречи в Женеве должна стать справедливость. Да, банальная справедливость в самом простом человеческом понимании. А то все как-то увлеклись пережевыванием «первого», «второго» и «третьего» уровня декоративных санкций против России, которые все объявляет да никак не объявит Запад. Если вести себя по-честному, то в случае невыполнения Женевы-2 переходная администрация в Киеве тоже должна получить в наказание жесткие санкции. А уж если совсем по-честному, то внешние игроки должны договориться, что невыполнение договоренностей одним из участников повлечет за собой согласованные коллективные санкции со стороны остальных акционеров ООО «Женева-2».
Сергей Слободчук - политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.