Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

07.05.2014 | Александр Ивахник

Верховная Рада отстает от требований времени

Нарастание боевых столкновений украинских силовиков и вооруженных ополченцев в Донецкой и Луганской областях, трагедия с десятками погибших в Одессе, рост взаимной ожесточенности, реальная опасность скатывания Украины в полномасштабную гражданскую войну со всей остротой и настоятельностью ставят вопрос о поисках путей и форм общенационального диалога. Диалога, в ходе которого можно было бы морально-политически изолировать непримиримо настроенных экстремистов с обеих сторон и договориться об основных условиях взаимного сосуществования в рамках одной страны. О необходимости начала такого широкого диалога все громче говорят и внешние игроки, вовлеченные в украинскую драму.

6 мая председатель ОБСЕ, президент Швейцарии Дидье Буркхальтер предложил «дорожную карту» деэскалации кризиса в Украине. Помимо традиционной поддержки проведения президентских выборов 25 мая и подтверждения приверженности Женевским договоренностям от 17 апреля эта «дорожная карта» включает проведение (параллельно с выборами) общенационального референдума по вопросу децентрализации, в рамках подготовки к которому целесообразно проведение "круглых столов" в различных украинских регионах. Со своей стороны, глава российского МИД Сергей Лавров, выступая в тот же день в Вене на министерской встрече членов Совета Европы, заметно смягчил тональность подхода Москвы к урегулированию ситуации в Украине. По-прежнему отвергая какую-либо ответственность России за обострение украинского кризиса и возлагая эту ответственность на новую киевскую власть и страны Запада, Лавров воздержался от недавних крайне резких оценок. Он не называл киевское правительство хунтой или кликой и позитивно оценил усилия ОБСЕ и Совета Европы «по организации помощи в создании необходимых условий для перехода к началу переговоров о будущем Украины между самими украинцами».

«Давайте мы все-таки не будем разрывать Украину между Востоком и Западом, а объединим свои усилия и поможем начать диалог, который приведет к согласованию практических шагов для выполнения всех достигнутых соглашений», – призвал глава российского МИД. Не отвергая с порога идею о созыве «Женевы-2», он лишь поставил под вопрос эффективность такого формата, «когда за столом переговоров отсутствует оппозиция нынешнему [киевскому] режиму». Принципиально новым было то, что Лавров не отрицал априори легитимность президентских выборов 25 мая. Он связал легитимность выборов и референдумов с выполнением ряда условий: они должны быть свободными, справедливыми, проходить в обстановке, исключающей насилие, и под объективным беспристрастным международным мониторингом. «В зависимости о того, как эти критерии будут соблюдаться, мы и будем определять свое отношение к упомянутым событиям», – заявил Лавров, оговорившись, правда, что «проводить выборы в ситуации, когда против части населения используется армия, достаточно необычно».

Наметившийся рост готовности Москвы и Европы, во всяком случае, ОБСЕ, к поискам компромиссов не снимает крайне сложных вопросов. Прежде всего, до какой степени должна доходить децентрализация Украины и кто должен представлять регионы Юго-Востока страны в ходе гипотетического общенационального диалога – формально действующие избранные местные власти, общественные организации (партии) или «полевые командиры»? Но в любом случае взаимное признание внешними и внутренними сторонами конфликта двух принципиально важных для урегулирования украинского кризиса целей – скорейшего проведения президентских выборов и начала реального процесса децентрализации страны – принципиально важно, чтобы отодвинуть надвигающуюся национальную катастрофу от порога необратимости.

И поскольку главным тактическим лозунгом сепаратистов двух мятежных областей является проведение референдумов 11 мая о самостоятельности или независимости «народных республик», то для Киева было крайне важно не затягивать со своим контрпредложением выставить на всенародное голосование идею децентрализации и повышения статуса русского языка, хотя бы в самом общем виде. Действительно, в середине апреля временное правительство Арсения Яценюка дозрело до идеи организации пусть не референдума (референдум по действующему законодательству может объявить только законно избранный президент), но общенационального опроса. 5 мая на сайте Верховной Рады был зарегистрирован законопроект кабмина о всеукраинском консультативном опросе 25 мая, в день президентских выборов. В рамках опроса предлагалось поставить вопрос о поддержке населением территориальной целостности Украины с предоставлением широких полномочий регионам и территориальным общинам и вопрос о поддержке придания русскому языку официального статуса регионального на отдельных территориях по решению местных советов. Результаты опроса должны были иметь совещательный характер, но органам госвласти рекомендовалось учитывать мнение большинства участников голосования.

Однако 6 мая Верховная Рада на закрытом заседании, где также заслушивались доклады силовиков о ходе «антитеррористической операции», не поддержала даже такую, довольно куцую инициативу правительства о проведении всеукраинского опроса 25 мая. За законопроект проголосовали 154 депутата при минимально необходимых 226. По словам и.о. замглавы администрации президента Украины и нардепа от “Батькивщины” Андрея Сенченко, основная аргументация против проведения опроса 25 мая была связана с тем, что любой референдум нужно проводить, когда есть уверенность, что волеизъявление граждан происходит не под дулами автоматов. Сенченко отметил, что в принципе все фракции Верховной Рады согласны с проведением такого референдума, но соответствующее решение может быть принято лишь после окончания «антитеррористической операции» и стабилизации ситуации в юго-восточных регионах. «Мы сейчас не можем обеспечить безопасность членов избирательных комиссий и самих избирателей. Мы не можем гарантировать, что будут беспристрастные результаты под дулами автоматов», – пояснил нардеп от «Батькивщины». Впрочем, по некоторым данным, против инициативы правительства голосовало большинство депутатов всех фракций кроме Партии регионов, а фракция КПУ вообще была удалена с заседания Рады – по официальной версии, вследствие сепаратистского выступления ее лидера Петра Симоненко.

Однако аргументация противников проведения всеукраинского опроса 25 мая, прямо скажем, не убеждает. Ведь если нельзя обеспечить безопасность членов избиркомов и избирателей в ходе опроса, то абсолютно то же относится и к президентским выборам. А значит объективность результатов президентских выборов, т.е. их легитимность, изначально ставится под сомнение, и делает это не Москва, а большинство в Верховной Раде. Думается, отклонение законопроекта на самом деле объясняется сохраняющимся крайне скептическим отношением многих нардепов к самой идее децентрализации и их опасениями утратить доверие среди национал-радикалов в своих партиях и вне их. В этом плане правительство Яценюка, по определению больше занятое практическими вопросами и меньше – идеологией, лучше чувствует реальные потребности жизни. Понятно, что речь не идет о полном отказе от идеи проведения опроса или даже референдума по государственному устройству. В украинском Центризбиркоме предложили перенести опрос на 15 июня (дату возможного второго тура президентских выборов). Однако политическая и морально-психологическая ситуация в Украине настолько накалена, что каждый день промедления в деле наведения мостов с «униженными и оскорбленными» жителями Юго-Востока может слишком дорого стоить в будущем.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net