Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Кавказ
22.05.2014 | Сергей Маркедонов
Южная Осетия: приближение парламентских выборов
Южная Осетия стремительно приближается к парламентским выборам. Они должны состояться 8 июня 2014 года в соответствии с указом президента республики Леонида Тибилова от 21 марта.
На фоне украинских событий положение дел в двух частично признанных республиках Кавказа сегодня находятся в тени. Впрочем, и вне всякой связки с Украиной тому есть логичное объяснение. Во-первых, в геополитическом плане острота югоосетинского и абхазского вопроса в значительной степени снята. После того, как Москва 26 августа 2008 года признала две бывшие грузинские автономии, была устранена (как минимум, до предела минимизирована) угроза полномасштабной эскалации военного противостояния в этих остуженных «горячих точках». И хотя решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии не поддержано большей частью мирового сообщества, никто не может игнорировать (нравится это кому-то или нет - отдельный вопрос) такой фактор, как военное присутствие РФ в двух республиках. Если говорить о Южной Осетии, то 7 апреля 2010 года между Москвой и Цхинвали было заключено Соглашение о военном присутствии. Российская 4-я объединенная база функционирует практически на тех же основаниях, что и база в Абхазии (срок- 49 лет с возможным продлением пребывания на 15 лет, численность российских военных – 4 000 человек). Отсюда и не слишком активная реакция Запада на «бордеризацию» в Южной Осетии, которая на сегодняшний день рассматривается едва ли не как главный вызов Грузии со стороны России. Если, конечно, не считать вопросов о статусе двух бывших автономий. При этом натовские перспективы Грузии, несмотря на всю остроту украинского кризиса, не рассматриваются, как нечто, имеющее шанс на реализацию в краткосрочной перспективе.
Во-вторых, внутриполитическая динамика в частично признанных образованиях внешнему наблюдателю интересна лишь в привязке к большой геополитике. Но поскольку фокус «большой игры» переместился с Кавказа на Украину, положение дел внутри Южной Осетии (как и Абхазии) стало в намного меньшей степени волновать обозревателей со стороны. США, страны ЕС, как и Евросоюз в целом, после июньских парламентских выборов, как водится, заявят о «территориальной целостности» Грузии и непризнании итогов «незаконных и нелегитимных выборов». Между тем, избирательная кампания по выборам в высший представительный орган Южной Осетии имеет и свою интригу, и собственную ценность и вне сложных геополитических контекстов. Она позволяет понять лучше динамику в двух частично признанных образованиях на современном этапе. В чем же особенность предстоящих югоосетинских выборов?
История парламентаризма Южной Осетии, несмотря на всю специфику этого явления на Кавказе (и в целом Евразии) насчитывает не один год. Впервые выборы в Верховный Совет Южной Осетии прошли в декабре 1990 года. В это время активно разворачивался грузино-осетинский конфликт. 10 декабря 1990 года Тбилиси отменил автономию Юго-Осетинской Автономной области. Этот созыв Верховного Совета фактически был «военным», а также учредительным для де-факто югоосетинской государственности. Он пережил активную фазу конфликта в 1991-1992 гг., а 2 ноября 1993 года этот созыв Верховного Совета принял Конституцию Южной Осетии.
27 мая 1994 года прошли выборы в новый созыв Верховного Совета, где победили представители местной Компартии. В декабре 1996 года в связи с учреждением в республике должности президента (первый президент Людвиг Чибиров был избран 10 ноября 1996 года), Верховный совет республики переименован в Парламент Южной Осетии. 12 мая 1999 года состоялись выборы в парламент третьего созыва. Тогда снова большинство было за коммунистами (47, 7% голосов и 12 мандатов из 29). Этот состав Парламента 15 января 2002 года принял Постановление о ходатайстве перед РФ о принятии Южной Осетии в ее состав. Политическое доминирование коммунистов, по мнению многих политиков и экспертов во Владикавказе, не позволило принять ряд важных для республики нормативных актов. В частности, нежелание принимать закон о частной собственности на землю в республике со значительным сельским населением и без предприятий крупной индустрии, привело (среди прочих причин) к значительному оттоку населения из Южной Осетии. Это в свою очередь убедило Тбилиси в том, что на демографическом поле у них будет обеспечено «явное преимущество» перед Цхинвали.
Выборы в четвертый созыв югоосетинского парламента состоялись 23 мая 2004 года. На них доминированию коммунистов был положен конец. Тогда за партию «Единство» проголосовало 54, 6 % избирателей, а за коммунистов- 24, 7 %. Народная партия Республики набрала 11, 4%.
Следующая кампания (голосование прошло 21 мая 2009 года) также имела свою «изюминку». Это были первые выборы после признания Южной Осетии со стороны России. Изменились и правила проведения кампании. Если на всех предшествующих выборах голосование проводилось по смешанной системе (мажоритарной и пропорциональной), то в мае 2009 года голосование состоялось по партийным спискам (результат трансляции российского опыта, который в отличие от Абхазии не слишком сильно корректировался). По итогам тех выборов в парламенте оказались три партии («Единство», «Народная партия» и коммунисты, финишировавшие с третьим результатом). При этом стоит оговориться относительно брэнда «Народной партии», который был фактически «перехвачен» с помощью тогдашних властей. До старта предыдущей парламентской кампании в Южной Осетии существовала Народная партия во главе с Роландом Келехсаевым. Она выступала, как сила оппозиционная власти. Однако на этапе подготовке к избирательной кампании (проведение съездов, принятие партийных программ) была создана вторая Народная партия из числа старых партийцев, решивших позиционировать себя, как силу лояльную Эдуарду Кокойты. В итоге в парламент прошли «народники», которые не противоречили ему.
Выборы 2014 году также имеют некоторые важные особенности. Они станут первой парламентской кампанией за время легислатуры президента Леонида Тибилова (третий по счету, избран в апреле 2012 года). В этом контексте стоит упомянуть еще один нюанс. Выборы-2014 будут первыми выборами после скандальной президентской гонки 2011-2012 гг. Напомню, что после того, как ЦИК Южной Осетии огласил итоги голосования (27 ноября 2011 года), претендент от власти Анатолий Бибилов обратился с жалобой в Верховный суд. Найдя аргументы Бибилова юридически мотивированными, Верховный суд отменил итоги выборов, и вскоре после этого парламент назначил дату повторных выборов - 25 марта 2012 года. Остроты ситуации добавил тот факт, что фактическая победительница кампании Алла Джиоева, обвиненная в нарушении избирательного законодательства, была лишена права принимать участия в новой избирательной гонке. В повторных выборах во втором туре победу одержал действующий глава республики Леонид Тибилов. Для него предстоящая кампания станет не только изменением персонального состава депутатского корпуса. В определенной мере она будет плебисцитом по оценке доверия к нему и к его политике. Она станет своеобразной предварительным экзаменом, который покажет его ресурсы и возможности на будущих президентских выборах. Если Тибилову удастся получить лояльный парламент, то его шансы на пролонгацию пребывания у власти увеличатся. Повысятся и его возможности в разговорах с Москвой, играющей по-прежнему ведущую роль в социально-экономическом обеспечении республики, равно, как и в обеспечении ее безопасности.
Выборы-2014, как и кампания пятилетней давности пройдут по пропорциональной системе (партийным спискам). Чтобы иметь возможность завоевать депутатские кресла партия должна взять рубеж в семь процентов голосов. После серии съездов и процедуры подачи документов на стартовую позицию выстроились девять партий. И в этом плане выборы нынешнего года отличаются от предыдущих большим разнообразием партийных брэндов. После ухода Эдуарда Кокойты политическая жизнь в Южной Осетии при всей условности аналогий напоминала сюжеты из российской политики начала 1990-х годов, когда «цвели сто цветов», но при этом эта «цветущая сложность» имела весьма опосредованное отношение к многопартийности и конкуренции идей. Скорее, партия выстраивалась вокруг сильной и яркой личности, имеющие либо мощные ресурсы, либо аппаратные связи, либо популистские программы. Все это сегодня присутствует и в Южной Осетии.
Пожалуй, самым старым участником парламентских гонок можно назвать коммунистов. У них есть своя ниша и свой ресурс популярности, а также определенная политическая история, именно, как югоосетинской политической силы. Однако нельзя не заметить снижения уровня поддержки Компартии от выборов к выборам. Интересное явление в югоосетинской политике – партия «Единство». Несколько лет назад ее было принято сравнивать с «Единой Россией». Однако более корректный пример для сравнения - это «Единая Абхазия». И в том, и в другом случае уход лидера (уход Эдуарда Кокойты с поста президента и физическая смерть Сергея Багапша) создавал проблемы с ее идентификацией в качестве «партии власти» в российском смысле этого слова. Партию «Единая Осетия» возглавляет несостоявшийся преемник Кокойты Анатолий Бибилов, который пытался «оседлать» идею объединения «двух Осетий». Во главе «Новой Осетии» - Давид Санакоев, который принимал участие в повторных выборах президента в 2012 году (тогда он вышел во второй тур), а затем получил пост главы МИД республики. В выборах будут «засвечены» два социалистических брэнда. Во главе Республиканской политической партии «Фыдыбастэ» Вячеслав Гобозов, имеющий за плечами значительный опыт парламентской деятельности. В ходе нынешней кампании у него уже возникли проблемы с определением «ценза оседлости». Социалистическую партию «Единство народа» возглавляет Владимир Келехсаев, прошедший через выборы 2011 года (правда, тогда особых успехов он не снискал). В связи с этим выборы нынешнего года, скорее всего, будут конкуренцией не столько политических программ, сколько личностей. И президентская администрация, вероятно, будет ориентироваться именно на этот момент, стараясь сохранять равновесные отношения с «прагматиками» из разных политических колонн. Метод, также апробированный ранее в России до начала укрепления «властной вертикали». Очевидно, что в нынешних условиях «грузинский фактор» не будет играть серьезной роли в ходе кампании. На первый план выйдут такие вопросы, как необходимость улучшения качества власти и управления. Именно эти сюжеты будут рассматриваться, как главные критерии в оценке обретений после признания в 2008 году и после ухода от власти президента Эдуарда Кокойты.
Сергей Маркедонов - кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета
Комментарии


Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.