Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.05.2014 | Анатолий Медведев
Евроскептицизм: триумф без результата
22-25 мая состоялись выборы в Европарламент. Победу одержали партии из различных государств ЕС, входящие в состав панъевропейской правоцентристской фракции «Европейская народная партия» - по предварительным данным, они получат 211 мест в новом составе Европарламента. В эту фракцию входят христианско-демократические и консервативные политические силы: «Австрийская народная партия», болгарская ГЕРБ, немецкий ХДС, греческая «Новая демократия», финская «Национальная коалиция» и другие.
С небольшим отставанием от них располагается «Партия европейских социалистов» - 193 места в парламенте. В ее состав входят социалистические партии из различных стран ЕС, а также Лейбористская партия Великобритании и немецкая СДПГ. Далее идут «Альянс либералов и демократов за Европу» (74 места), «Зелёные - Европейский свободный альянс» (58 мест), «Европейские объединенные левые/Лево-зеленые Севера» (47 мест). На шестом месте оказалась фракция «Европейские консерваторы и реформисты» (39 мест), включающая в себя британских консерваторов и ряд других идеологически близких им политических сил.
Таким образом, первые шесть мест заняли традиционные политические силы (две консервативные фракции, социалисты, либералы, зеленые, левые). Только на седьмом месте оказался список, представляющий евроскептиков - «Европа за свободу и демократию» (33 места). 67 мест получат вновь избранные депутаты, не входящие в состав ни одной из действующих групп в Европарламенте, 40 депутатов являются независимыми. Среди этих политиков также немало противников идеи объединенной Европы.
Дело в том, что евроскептики не могут объединиться друг с другом – их можно разделить на три категории. Первая (условно «правые традиционалисты») подчеркивают свою верность консервативным ценностям. Это Национальный фронт (Франция), нидерландская Партии свободы, Австрийская партия свободы, бельгийское движение «Фламандский интерес», итальянская «Лига севера», «Шведские демократы», Словацкая национальная партия. Вторая (условно «популисты»), дистанцируются от правых консервативных тенденций и подозревают «традиционалистов» в расизме и антисемитизме. Это британская Партия независимости, французское движение «Вставай, республика!», итальянское движение «Пять звезд» артиста Беппе Грилло, «Истинные финны», Датская народная партия, евроскептическое движение «Альтернатива для Германии». Третья (условно «правые радикалы», которых связывают с ярко выраженными экстремистскими и неонацистскими проявлениями) включает в себя греческую партию «Золотая заря», партию «Йоббик» («За лучшую Венгрию»), Национал-демократическую партию Германии, Британскую национальную партию – эта категория не имеет шансов создать собственную депутатскую группу из-за своей малочисленности. В связи с этим наблюдатели прогнозируют образование двух конкурирующих между собой «евроскептических» групп, фактическими лидерами которых будут француженка Марин Ле Пен и британец Найджел Фарадж.
Выборы проходили в условиях, когда на протяжении последних лет наблюдается рост евроскептицизма и усиление правых, национально ориентированных партий. Население европейских стран разочаровывается в европейских институтах, погрязших в бюрократизме и не сумевших стать полноценным дополнением к национальным государственным органам, в несправедливости экономической политики, когда относительные стабильные страны были вынуждены вытаскивать из кризиса за свой счет страны-банкроты, в миграционной политике. Популярность крайне правых подстегивается и провалами в социально-экономической политике традиционных сил.
В результате евроскептики добились успеха на выборах во многих странах. Во Франции Национальный фронт одержал победу, оставив правящих социалистов лишь на третьем месте (премьер-министр Манюэль Вальс назвал это событие потрясением и шоком). Евроскептики также победили в Великобритании, получили высокие результаты в Италии, Дании, Австрии, ряде других стран. Даже в Германии, где убедительную победу одержал блок ХДС/ХСС, евроскептический «Альтернатива для Германии» перешла 5%-ный барьер. Однако, как показывают результаты выборов, серьезный рост поддержки евроскептических сил не дает им возможности оказывать реальное влияние на принятие решения Европарламентом.
В России сторонники власти ожидают, что успех праворадикальных сил и евроскептиков облегчит взаимодействие между европейскими институтами и Москвой. Праворадикалы, в свою очередь, позитивно относятся к политике российской власти. «Мы полагаем, что Владимир Путин восстановил позиции России и в экономике, и в геополитике, и Россия пользуется большим уважением в мире», — заявил «Коммерсанту» советник главы «Национального фронта» Эмерик Шопрад, возглавляющий партийный список на выборах в парижском регионе. Отношение правонационалистических сил к России всегда было более позитивным, в то время как отношение к политике восточноевропейских стран, также как и их присутствию в ЕС – отрицательным.
Преувеличивать роль евроскептиков в новом парламенте не стоит: несмотря на то, что их голос будет звучать громче, общий тон будут задавать традиционные партии. Да и возможности Европарламента ограничены – основные решения принимаются Европейской комиссией, а также на национальном уровне. Однако успех противников «европейской идеи» в ряде стран является тревожным «звонком» для традиционных элит, которые должны будут корректировать свою политику, более критично относясь к евробюрократии и перехватывая отдельные идеи евроскептиков.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.