Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Модернизация
02.06.2014 | Алексей Рощин
Потребность в новых политтехнологиях
Выборы в стране, как ни странно, все еще проводятся и даже делаются все многочисленнее – и потому понемногу выходит из комы рынок политконсалтинга. Порадуемся этому! В настоящее время – в связи с появлением новых партий, возвращением выборов губернаторов, падением влияния «Единой России» - на политтехнологическом рынке наблюдается некоторое оживление.
Впрочем, оживление весьма умеренное - как ни крути, но до расцвета политконсалтинга времен «лихих 90-х» все еще очень далеко. Безусловно, нынешнее состояние лучше, чем клиническая смерть, которую рынок пережил во второй половине «нулевых», в период тотальной гегемонии на выборах всех уровней «партии власти» и административного ресурса. В тот период закрылись или спешно перепрофилировались очень многие прежние «монстры рынка» - ФЭП, «Пропаганда», «Имидж-Контакт» и др., а специалисты выборного жанра – копирайтеры, орговики и сами руководители кампаний – разбежались кто куда.
Тогдашние выборы, собственно, и выборами можно было назвать лишь с очень большой натяжкой; однако сегодня, когда удавка на демократических процедурах несколько ослаблена – рынок политуслуг остается все же очень вялым, в частности, новых агрессивных фирм в этой сфере появляется очень мало. С чем это связано? Почему спрос на услуги политтехнологов не восстанавливается?
Одна из причин заключается в том, что многие нынешние кандидаты и их спонсоры сегодня предпочитают обходиться вовсе без услуг профессиональных политтехнологов, проводя избирательные кампании своими силами. Наиболее яркий пример – безусловно, прошлогодняя кампания Навального в качестве кандидата в мэры Москвы. Известный «киберактивист» предпочел вести кампанию сам, при поддержке друзей и добровольных помощников. Навального в связи с этим упрекали в дилетантизме, многие политконсультанты злорадно прочили ему громкий провал.
Навальный и в самом деле выборы не выиграл, однако получил весьма достойные 27% голосов и к тому же, по общему признанию, силами «дилетантов» провел едва ли не самую яркую и запоминающуюся выборную кампанию последних лет, а то и десятилетия.
Смотрим на сегодняшнюю картину: впереди масштабнейшие выборы в очень престижную Мосгордуму (45 одномандатных округов!), одновременно должны пройти выборы, как минимум, 27 губернаторов… И сейчас, в преддверии едва ли не самого «урожайного» на выборы всех уровней Дня Голосования 14 сентября, наблюдается та же тенденция: агентства политического пиара не то чтобы завалены заказами. Многие кандидаты предпочитают самолично формировать свой избирательный штаб и вести кампанию самостоятельно.
Почему так происходит? Политтехнологи, конечно, очень обижаются, что ими пренебрегают, и сулят «жадным клиентам» позор и поношение от избирателей. Однако факт остается фактом. Так в чем же дело?
По всей видимости, главная причина, по которой кандидаты перестают пользоваться услугами профессиональных политконсалтинговых фирм, очень проста. Дело в том, что количество уже проведенных за 20 с лишним лет выборов на Руси перешло, наконец, в качество: почти все кандидаты заранее хорошо себе представляют, что именно будет им советовать политконсультант. «Плавали – знаем!».
Все знают, что политтехнолог из агентства (за очень неслабые деньги, между прочим) предложит заказчику стандартный набор: провести социологическое исследование электората, написать на основе этого исследования предвыборную программу, полную обещаний в духе поздней КПСС; потом издать два-три номера агитационной газеты, выпустить автобиографическую листовку, расклеить плакаты с лицом кандидата и каким-нибудь в меру дурацким слоганом в духе «За все хорошее против всего плохого», нанять агитаторов и пустить их раздавать газеты и листовки «от двери к двери». В итоге многие подкованные заказчики сочли, что со всем этим они и сами худо-бедно справятся. Можно обвинить их в жадности и в недостаточно широком кругозоре, однако плодотворнее попытаться понять, по принципу «клиент всегда прав».
На мой взгляд, в своем ригоризме нынешние клиенты абсолютно правы, и пусть не покажется это коллегам каким-то «предательством цеховых интересов». Секрет в самом названии профессии – «политический технолог». Команды профессиональных политтехнологов должны продавать своим клиентам не газеты и не плакаты, не тренинги для агитаторов и не аналитические записки – они должны продавать ТЕХНОЛОГИИ. Технологии, ведущие к победе данного конкретного кандидата в данных конкретных условиях.
На деле же наш брат-политтехнолог давно расслабился и продает заказчикам из года в год, по сути, одну и ту же Политтехнологию – ту, которую я описал выше. На профессиональном сленге ее можно описать как гелиоцентричная, одноуровневая матрица взаимодействия «избиратель-кандидат». Как таковая она не плоха и не хороша; более того – она вполне может быть эффективна в определенных случаях. Она только не может быть единственной в арсенале. Нынешние политтехнологи похожи на повара, который привык годами потчевать всех посетителей без разбора исключительно яичницей с помидорами. Даже если яичница готовится качественно, с огоньком – рано или поздно настает момент, когда большинство клиентов приучается делать ее самостоятельно и в итоге перестает посещать то кафе.
Нельзя, грубо говоря, по одной и той же методичке, освоенной еще в лохматых 90-х, «вести» на выборах единоросса и оппозиционера, красных и зеленых, москвичей и провинциалов. Нельзя – но, тем не менее, именно так чаще всего и происходит. Рынок до чрезвычайности нуждается в принципиально новых избирательных технологиях – таких, какие, без лишней скромности, может, к примеру, предложить сегодня «Центр Политических Технологий» Игоря Бунина и крайне ограниченный набор других агентств политпиара.
Дилетанты сегодня задают тон в сфере реального построения политических пиар-кампаний не от хорошей жизни. Они экономят деньги на оплате консультантов, но могут воспроизводить лишь всю ту же, порядком надоевшую избирателям и самим кандидатам матрицу. Они не получают главного – новых ИДЕЙ, а также базирующихся на этих идеях НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ работы с избирателем.
Прежде всего, и больше всего такие «новые технологии» нужны, конечно, новым политическим силам и кандидатам. Только освоение новых технологий работы с избирателями в необходимой степени усложнит все еще крайне примитивную политическую структуру российского общества, а также придаст новый, мощный импульс развития рынку политконсалтинга.
Алексей Рощин – ведущий эксперт Центра политических технологий
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.