Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

02.06.2014 | Алексей Рощин

Потребность в новых политтехнологиях

Выборы в стране, как ни странно, все еще проводятся и даже делаются все многочисленнее – и потому понемногу выходит из комы рынок политконсалтинга. Порадуемся этому! В настоящее время – в связи с появлением новых партий, возвращением выборов губернаторов, падением влияния «Единой России» - на политтехнологическом рынке наблюдается некоторое оживление.

Впрочем, оживление весьма умеренное - как ни крути, но до расцвета политконсалтинга времен «лихих 90-х» все еще очень далеко. Безусловно, нынешнее состояние лучше, чем клиническая смерть, которую рынок пережил во второй половине «нулевых», в период тотальной гегемонии на выборах всех уровней «партии власти» и административного ресурса. В тот период закрылись или спешно перепрофилировались очень многие прежние «монстры рынка» - ФЭП, «Пропаганда», «Имидж-Контакт» и др., а специалисты выборного жанра – копирайтеры, орговики и сами руководители кампаний – разбежались кто куда.

Тогдашние выборы, собственно, и выборами можно было назвать лишь с очень большой натяжкой; однако сегодня, когда удавка на демократических процедурах несколько ослаблена – рынок политуслуг остается все же очень вялым, в частности, новых агрессивных фирм в этой сфере появляется очень мало. С чем это связано? Почему спрос на услуги политтехнологов не восстанавливается?

Одна из причин заключается в том, что многие нынешние кандидаты и их спонсоры сегодня предпочитают обходиться вовсе без услуг профессиональных политтехнологов, проводя избирательные кампании своими силами. Наиболее яркий пример – безусловно, прошлогодняя кампания Навального в качестве кандидата в мэры Москвы. Известный «киберактивист» предпочел вести кампанию сам, при поддержке друзей и добровольных помощников. Навального в связи с этим упрекали в дилетантизме, многие политконсультанты злорадно прочили ему громкий провал.

Навальный и в самом деле выборы не выиграл, однако получил весьма достойные 27% голосов и к тому же, по общему признанию, силами «дилетантов» провел едва ли не самую яркую и запоминающуюся выборную кампанию последних лет, а то и десятилетия.

Смотрим на сегодняшнюю картину: впереди масштабнейшие выборы в очень престижную Мосгордуму (45 одномандатных округов!), одновременно должны пройти выборы, как минимум, 27 губернаторов… И сейчас, в преддверии едва ли не самого «урожайного» на выборы всех уровней Дня Голосования 14 сентября, наблюдается та же тенденция: агентства политического пиара не то чтобы завалены заказами. Многие кандидаты предпочитают самолично формировать свой избирательный штаб и вести кампанию самостоятельно.

Почему так происходит? Политтехнологи, конечно, очень обижаются, что ими пренебрегают, и сулят «жадным клиентам» позор и поношение от избирателей. Однако факт остается фактом. Так в чем же дело?

По всей видимости, главная причина, по которой кандидаты перестают пользоваться услугами профессиональных политконсалтинговых фирм, очень проста. Дело в том, что количество уже проведенных за 20 с лишним лет выборов на Руси перешло, наконец, в качество: почти все кандидаты заранее хорошо себе представляют, что именно будет им советовать политконсультант. «Плавали – знаем!».

Все знают, что политтехнолог из агентства (за очень неслабые деньги, между прочим) предложит заказчику стандартный набор: провести социологическое исследование электората, написать на основе этого исследования предвыборную программу, полную обещаний в духе поздней КПСС; потом издать два-три номера агитационной газеты, выпустить автобиографическую листовку, расклеить плакаты с лицом кандидата и каким-нибудь в меру дурацким слоганом в духе «За все хорошее против всего плохого», нанять агитаторов и пустить их раздавать газеты и листовки «от двери к двери». В итоге многие подкованные заказчики сочли, что со всем этим они и сами худо-бедно справятся. Можно обвинить их в жадности и в недостаточно широком кругозоре, однако плодотворнее попытаться понять, по принципу «клиент всегда прав».

На мой взгляд, в своем ригоризме нынешние клиенты абсолютно правы, и пусть не покажется это коллегам каким-то «предательством цеховых интересов». Секрет в самом названии профессии – «политический технолог». Команды профессиональных политтехнологов должны продавать своим клиентам не газеты и не плакаты, не тренинги для агитаторов и не аналитические записки – они должны продавать ТЕХНОЛОГИИ. Технологии, ведущие к победе данного конкретного кандидата в данных конкретных условиях.

На деле же наш брат-политтехнолог давно расслабился и продает заказчикам из года в год, по сути, одну и ту же Политтехнологию – ту, которую я описал выше. На профессиональном сленге ее можно описать как гелиоцентричная, одноуровневая матрица взаимодействия «избиратель-кандидат». Как таковая она не плоха и не хороша; более того – она вполне может быть эффективна в определенных случаях. Она только не может быть единственной в арсенале. Нынешние политтехнологи похожи на повара, который привык годами потчевать всех посетителей без разбора исключительно яичницей с помидорами. Даже если яичница готовится качественно, с огоньком – рано или поздно настает момент, когда большинство клиентов приучается делать ее самостоятельно и в итоге перестает посещать то кафе.

Нельзя, грубо говоря, по одной и той же методичке, освоенной еще в лохматых 90-х, «вести» на выборах единоросса и оппозиционера, красных и зеленых, москвичей и провинциалов. Нельзя – но, тем не менее, именно так чаще всего и происходит. Рынок до чрезвычайности нуждается в принципиально новых избирательных технологиях – таких, какие, без лишней скромности, может, к примеру, предложить сегодня «Центр Политических Технологий» Игоря Бунина и крайне ограниченный набор других агентств политпиара.

Дилетанты сегодня задают тон в сфере реального построения политических пиар-кампаний не от хорошей жизни. Они экономят деньги на оплате консультантов, но могут воспроизводить лишь всю ту же, порядком надоевшую избирателям и самим кандидатам матрицу. Они не получают главного – новых ИДЕЙ, а также базирующихся на этих идеях НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ работы с избирателем.

Прежде всего, и больше всего такие «новые технологии» нужны, конечно, новым политическим силам и кандидатам. Только освоение новых технологий работы с избирателями в необходимой степени усложнит все еще крайне примитивную политическую структуру российского общества, а также придаст новый, мощный импульс развития рынку политконсалтинга.

Алексей Рощин – ведущий эксперт Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net