Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.06.2014 | Антон Евстратов

Критический момент истории Ирака

Захват боевиками группировки Исламское государство Ирака и Леванта целой провинции Ниневия, вместе со вторым по величине городом страны Мосулом, поставило Ирак перед необходимостью скорейшего ответа на агрессию салафитских экстремистов. Можно с уверенностью утверждать, что сейчас это арабское государство впервые после ухода с его территории американского военного контингента, оказалось в своеобразной точке бифуркации своей истории: от исхода противостояния исламистов и светского правительства всецело зависит будущее современного Ирака.

Исламское государство Ирака и Леванта – одна из самых «ярких» салафитских группировок Ближнего Востока. Наибольшую известность она получила своими действиями в Сирии, где боевики этой группировки сражались и продолжают сражаться против армии Башара Асада. Салафиты «прославились» фактами массовых казней представителей христианского и шиитского населения. Вместе с тем, военные успехи сирийских правительственных войск заставили Исламское государство Ирака и Леванта и ряда других связанных с ней движений несколько поумерить свою активность. Отступающие с сирийской территории боевики, как правило, попадают в Ирак, откуда ранее и оказались в Леванте. Данный фактор, вместе со слабостью иракских вооруженных сил и администрации и ухода с территории страны американских военных, предопределил резкий рост активности салафитов. Примечательно, что они сохраняют свою связь с Сирией. По некоторым сведениям, оружие отступивших правительственных войск Ирака, захваченное боевиками, было переправлено их соратникам на сирийской территории.

Между тем, наступление салафитов затрагивает не одну сирийскую провинцию. Ранее они осуществили несколько взрывов, в совокупности унесших жизни 60 человек, в Багдаде, захватили университет в Рамади и до сих пор удерживают город эль-Фалуджу. Единственное, что пока удалось правительственным войскам – это выбить экстремистов из кампусов Рамадийского университета. Что касается Мосула, то после атаки боевиков Исламского государства Ирака и Леванта, местные правоохранительные органы и даже армейские части не только не смогли их остановить, но и, фактически, добровольно покинули город. Мосул оставило военное командование и его гражданское руководство, что полностью деморализовало жителей. Последние стали в массовом порядке покидать свои дома. Количество беженцев из двухмиллионного города поистине впечатляет – их насчитывается уже 500 тысяч. Большинство направляется к границам иракского Курдистана, который пока надежно контролируется местными формированиями пешмерга, приведенными в полную боевую готовность. По мнению губернатора провинции Ниневия Атиля ан-Нуджейфи, столь массовая миграция способна привести к гуманитарной катастрофе в районах, не приспособленных и не подготовленных к принятию такого количества беженцев. Между тем, наступление салафитов развивается, и после Мосула уже пали города Тикрит и Тель-Афар. Более того, боевики готовятся к наступлению на Багдад, который, несмотря на успокаивающие заявления иракского правительства и военных, покидают иностранные дипломаты.

Что же остается в сложившихся условиях правительству Ирака? Очевидно, что задача, с которой оно столкнулось, сравнима с необходимостью борьбы с боевиками-салафитами в 2006 году. Однако сейчас у Багдада нет столь же масштабной поддержки американских войск, а собственные вооруженные силы продемонстрировали, мягко говоря, невысокий уровень боеспособности. Премьер-министр Нури аль-Малики уже потребовал от парламента страны расширения своих полномочий и введения чрезвычайного положения. Более того, правительство Ирака уже объявило всеобщую мобилизацию и, использовав опыт курдских отрядов пешмерга, стало раздавать оружие гражданскому населению, пытаясь хотя бы таким образом остановить наступление экстремистов.

Однако, возможно, драгоценное время было упущено. Малики, создавая профессиональную армию, подконтрольную правительству, сделал все для уничтожения любых милиционных частей, которые в пору шиито-суннитского противостояния, разразившегося после свержения Саддама Хусейна, были в обилии представлены на территории страны. Это и Армия Махди, руководимая харизматичным Муктадой ас-Садром, и Армия Бадр, которую контролировал самый влиятельный шиитский лидер Ирака аятолла Систани, и ряд других вооруженных групп. В условиях демократического светского государства подобные формирования, вне сомнения, не уместны, однако страна сейчас вновь столкнулась с салфитской агрессией. На этот раз удар экстремистов приходится не только по их старым противникам, шиитам, но и по курдам и всей светской системе иракского государственного устройства. На контролируемых боевиками все более и более значительных территориях устанавливаются законы шариата в его понимании салафитами, несогласные безжалостно вырезаются. То же самое происходит и с представителями «неправильных» конфессий и этнических групп. Очевидно, что договориться с террористами, которые даже не скрывают своей деятельности, правительству Ирака, как и любому другому, не представляется возможным. В этих условиях необходимость военного ответа очевидна, однако сил на это у Малики нет.

Сможет ли армия реабилитироваться за поражение? Получится ли в течение нескольких дней создать боеспособное народное ополчение? Вопросы на данный момент открытые. Понимая это, жители Ниневии уже обратились с просьбой о помощи не к своей, а к американской администрации, где нашли полное понимание. Однако Вашингтон больше не имеет войск в Ираке, и просто технически неспособен остановить боевиков. Соединенные Штаты на данный момент отправляют в арабскую республику лишь 275 своих военнослужащих, которые будут охранять их посольство. Есть еще Иран, который не раз заявлял о готовности прийти на помощь иракскому правительству, однако, не переходя к прямым военным действиям. Примечательно, что в последние дни Вашингтон и Тегеран сделали ряд заявлений о возможности сотрудничества в борьбе с терроризмом. Кульминацией сближения двух враждебных государств перед лицом общей опасности являются переговоры 17 июня в Вене, которые прошли в рамках консультаций ИРИ и группы 5+1 по иранской ядерной программе. Иран и США обсудили вопросы совместной помощи иракскому правительству, однако военное и политическое сотрудничество, как подчеркнули представители сторон, остаются за рамками их совместной работы.

На этом список тех, кто может хоть как-то помочь Багдаду в его борьбе, заканчивается. Тем не менее, несмотря на активность салафитов, не стоит забывать, что большинством населения страны являются все-таки шииты, которых не менее 60%. Будучи в союзе с курдами и имея армейские части (пусть и не в лучшем состоянии), они потенциально имеют возможность остановить салафитскую агрессию. Частично это подтверждают и военные Ирака. Как заявил генерал-лейтенант Касим Ата, правительственным войскам удалось нанести поражение боевикам в ряде районов страны. Более того, по его словам, армия готовится к контрнаступлению, концентрируясь в городе Самарра.

Так или иначе, очевидно, что единственный на данный момент ключ к решению иракской проблемы – объединение враждующих национальных и политических групп, а также преодоление разногласий политического характера в рядах тех, кто, несмотря ни на что, готов видеть Ирак светским и современным государством. Страна сейчас представляет собой современный толкиеновский Гондор - твердыню цивилизации в противостоянии со средневековьем в лице исламистов. Судьба этого противостояния решится, возможно, в течение нескольких дней, и зависит от адекватных действий правительства, наличия и возможностей союзников и, конечно, сознательности населения. Однако не менее важным фактором сейчас является время, которое в Ираке явно упущено и обязано быть наверстанным немедленно.

Антон Евстратов - аспирант кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net